Почему судья испугался Дариги и кто «приватизировал» ас (поминальный обед) Заманбека Нуркадилова? Какому богу должны молиться казахи, более ста сайтов занимаются религиозной пропагандой, а борьба за советский танк в Павлодаре продолжается. Обо всем этом в обзоре казахской прессы за прошлую неделю.
В суде Утембаева уже вынесен приговор, а газета «Жас Алаш» пристально отслеживала каждый процесс по этому громкому делу, пересмотр которого проходил в Каскелене. Издание давало стенограмму каждого дня суда. Напомним, сторона потерпевших объявила отвод председательствующему судье Беймбетову, но отвод не был принят.
Журналист издания приводит подробный материал по допросу киллера Рустама Ибрагимова в материале «Судья вздрогнул при имени Дарига». При допросе Ибрагимова, когда сторона потерпевших задавала вопросы по событиям 2006 года, судья постоянно обрывал замечаниями «это не имеет отношение к процессу», пишет автор Елнур Бакыткызы.
«Когда упомянули имя Дариги, судья вздрогнул»
«Очередной вопрос со стороны потерпевших касался личного знакомства Ибрагимова и Дариги Назарбаевой. Маржан Аспандиярова, выступающая в качестве представителя интересов Жанар Байбосын и Татьяны Журавлевой напомнила снова о материалах дела в 2006 году, и рассказала, что Ибрагимов был вызван в департамент внутренних дел и при обыске у него было обнаружено множество документов. Среди них, доверенность от Дариги Назарбаевой на имя Ибрагимова. Аспандиярова просила пояснить, что это за доверенность. Но при имени Дариги, судья буквально вздрогнул и запретил отвечать на него: «этот вопрос не имеет отношения к делу», отрезал он», рассказывает журналист.
По мнению автора, многие вопросы судья посчитал не имеющими отношения к рассматриваемому делу, хотя посторонних вопросов никто не задавал.
«Сторона потерпевших также хотела уточнить у свидетеля факт знакомства Ибрагимова со следователем ДВД Алматы Аубакировым, вызвавшим на допрос Ибрагимова.
В материалах дела по прежнему процессу говорится о свободном общении Ибрагимова со следователем, как со старым знакомым. В ходе разговора Аубакиров спрашивает Ибрагимова: «чем сейчас занимаешься?», на который последний отвечает «работаю с Даригой». В ответ следователь приятельски хлопает Ибрагимова по плечу: «молодец!». На вопрос, что же связывало киллера с дочерью президента, ответа в суде не прозвучало», - пишет журналист «Жас Алаш».
Между тем, на интернет-сайте maidan.kz задают вопросы уже главному редактору «Жас Алаш», Рысбеку Сарсенбаеву, брату Алтынбека Сарсенбаева. Ресурс опубликовал открытое письмо в адрес Сарсенбаева от известного казахского журналиста Жұмаша Көкбөрі, который обвиняет его «в самых тяжких грехах».
«Рысбек, я прекрасно знаю,что ты был среди главных организаторов аса в честь 70-летия Заманбека Нуркадилова, знаю, кто и как поддержал это мероприятие, знаю, что ты был против приглашения на него политиков Жармахана Туякбая и Балташа Турсымбаева. Мне известно, почему многим не дали выступить на асе и сказать теплые слова в адрес Заке, все это я знаю...», - так начинается письмо.
Обиженный тем, что ему не дали слово автор, в письме заходит, так сказать, с другой стороны.
«Бог с ним, с тем, что мне дали слово. Но всем прекрасно известно мое имя Жұмаш Кенебай (Көкбөрі), под которым я уже много лет пишу статьи, которые печатаются на www.tanym.tv, maidan.kz, Abai.kz, Ult.kz и других сайтах и изданиях. Как же понимать то, что мое имя в открытом письме по поводу требования расследования смерти Заманбека Нуркадилова, опубликованное в «Жас Алаш» было искажено и написано как «К.Жұмаш»?», - спрашивает он в письме.
Автор расценивает это как намеренное искажение, а также как ...зависть. «Повторяю, меня зовут Жұмаш КЕНЕБАЙ или Жұмаш Көкбөрі! Надеюсь,ты запомнил, Рысбек!», - заканчивается письмо на ударной ноте.
«Русскоязычным дорог не танк, а их принципы»
На интернет-сайте Ult.kz тема советского танка нашла новое продолжение.
В материале Сайлау Байбосына, жителя Павлодарской области говорится о том, что шумиха вокруг танка Т-34 в Павлодаре приобрела уже республиканский масштаб, выйдя за пределы региона.
«Какую цель преследуют те, кто стоит за этим шумом?»,- задается вопросом автор и отвечает на него. - «Если этот танк вернут на место, те, кто сегодня этого добивается, даже не придет посмотреть на него. Думаю, тут дело не в танке вовсе. Это откровенное разжигание национальной розни, если получится, они хотят приструнить нового акима области».
По мнению автора заметки, защитники Т-34 врут, когда говорят, что тем, кто хочет почтить память победы в ВОВ некуда возложить цветы 9 мая и называет несколько мест в городе, где обычно собираются горожане для этого.
Неожиданно автор сводит тему к кадровым перестановкам в Павлодарской области. «Сотрудница областного управления культуры Баширова радостно сообщает, что «танк 9-го мая вернется на место». Не стоит, наверное, воспринимать ее слова всерьез, она, ведь всего лишь исполнитель. К тому же, сейчас ведомство, в котором она работает, так сказать бесхозно.
Бывший глава управления Кадысова была уволена, как человек Арына (экс-аким области- ред). На самом деле, в окружении Бозумбаева нет сейчас грамотного человека, который мог бы стать советником главы области в национальных вопросах. Все сидят и боятся за свои места, с одной лишь мыслью, лишь бы не сняли. Аким и сам, похоже, не нуждается в советах аксакалов. Пока он прислушивается только к мнению русскоязычных жителей и русскоязычных СМИ. Мог бы новый глава региона встретиться с интеллигенцией области, но не посчитал нужным», - сокрушается он.
Интернет-ресурс также обращает внимание на мероприятие с участием вице-премьера Гульшары Абдыкаликовой, где было заявлено о том, что в Казахстане имеется более 100 сайтов пропагандирующих религиозный экстремизм.
«Было проанализировано более 2000 сайтов, из них по 106 были отправлены в прокуратуру документы для прекращения их деятельности», - заявил руководитель Агентства по делам религии Марат Азилханов на заседании ведомства, сообщает сайт. Также в сообщении приводится информация как этот госорган борется с религиозным экстремизмом.
«Работа эта ведется в рамках госпрограммы по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом на 2013-2017 гг и началась несколько месяцев назад. В ходе работы было уже проведено несколько мероприятий. К примеру, организация "Таблиғи жамағат" признана экстремисткой и запрещена ее деятельность. Был создан информационный сайт "Е-Islam" , также открыт центр по консультированию населения по религиозным вопросам, работает круглосуточный телефон доверия - 114, на сегодня было принято около 400 звонков, в 8 областях созданы центры по изучению религиозных проблем», - приводит сайт слова чиновника.
О суфизме говорилось в Послании?
К религиозной тематике обратился и интернет-портал abai.kz уделяющий этой теме особое внимание. В статье кандидата исторических наук Жандарбека Зікірия «Какой была традиционная религия казахов?» автор от исторических рассуждений переходит к роли религии в современности в общем, и к одному из течений в частности.
«Религия не может быть частью культуры, потому что она не выдумана человеком. Скорее, религия формирует культуру. Религия, появившись в центре человеческого общества, работает на благо общества. Высокая роль религии приводит к процветанию общества, но если роль религии снижается - она приводит к упадку общества», - после философствования на заданную тему автор переходит к ...Посланию елбасы. - «Культура и традиции вынуждены формироваться в соответствии с новой религией. В этой связи посыл «Традиции генетический код народа» в Послании президента нужно воспринимать как озабоченность будущим народа».
Напомнив, что традиционно казахи исповедовали тенгрианство, автор рассказывает как на нашу землю пришел ислам и какое влияние оказал на развитие тюркских народов. Ученый также поведал читателям о кризисе, который пережила религия арабов в разные времена.
По мнению автора, тогда именно Ходжа Ахмет Яссави оказал сильное влияние на ислам, который вернул исламу, по его словам, духовность и духовные ценности. «Он поднял течение суфизм до таригата. Если раньше суфизм был благом для отдельных личностей и групп, то теперь Яссави обратил его в религию всего народа».
Таким образом, считает автор, тесно переплетаясь с традициями и обычаями казахского народа, суфизм путь к которому проложил Ходжа Ахмет Яссави и который стал основателем традиционного казахского религиозного воззрения, это течение обрело святое значение.
После высоких слов, автор вновь возвращается в наши дни и осуждает современников, которые не принимают суфизм. «Сегодня многие «ярые исламисты» не ограничиваются всяческими нападками на Яссави, на его путь и учение, они таким образом, нападают и на традиции и обычаи. Это может привести к уничтожению не только символов, но и к уничтожению религиозной, духовной, культурной сущности народа. Поэтому сохранение традиционной религии и основ религиозного учения казахского народа это — актуальная проблема сегодняшнего дня. Потому что традиции — это генетический код народа».
Асыл РАХМЕТОВА, Матрица.кз
От этой компании зависит жизнь в Жанаозене
Просмотров материала: 8 346