За прошлую неделю почти вся казахская пресса отметилась, написав о фильмах про жизненный путь елбасы, ставших продолжением картины об его детстве и юности. И только газета «Жас Алаш» решилась задаться вопросом: для кого решили строить в столице пантеон? Фильм начнут показывать в кинотеатрах страны с 12 декабря, а строительство пантеона, скорее всего, начнется в будущем году.
Лестными рецензиями с комментариями от создателей фильмов пестрели страницы изданий, новостные ленты и сюжеты на телеканалах, впрочем, не только казахскоязычных СМИ. Напомним, киноэпопея «Путь лидера» была представлена столичной публике 1 декабря, в День первого президента. На закрытый показ смогли попасть творческая группа фильма, представители общественности и журналисты. Два фильма «Огненная река» и «Темиртау» стали продолжением повествования начатого в картине «Небо моего детства», где рассказывается о детстве и юности Нурсултана Назарбаева.
Это не фильм, это правда
Это историческая киноэпопея, в этих фильмах говорится не только о становлении будущего лидера, но и том времени, в котором он вырос и состоялся как личность, - говорит режиссер фильма Рустем Абдрашев в комментарии газете «Жас Қазақ».
«Путь Лидера» это не художественная лента, это историческая правдивая повесть о человеке труда Нурсултане Назарбаеве, прошедшем нелегкий путь от простого металлурга до президента сильного государства Казахстан. Киноэпопея должна стать примером мужества и отваги для подрастающего поколения, пишет издание.
В небольшой заметке, журналист Алмас Маратулы также рассказывает, что создатели эпопеи прошли большой путь от таких промышленных городов, как Караганда, Темиртау, Днепродзержинск до Москвы, Киева, Хельсинки, Хаапсалу, а в съемках приняли участие мэтры российского кинематографа: Валентин Гафт, Сергей Шакуров, Виктор Сухоруков, Наталия Аринбасарова, Мария Голубкина и другие.
Все там будем или как?
На фоне кинематографического восторга, газета «Жас Алаш» обращает внимание на другую новость, «потрясшую» Казахстан на ушедшей неделе не меньше, чем продолжение фильма о елбасы – строительство пантеона в столице. Акимат города Астаны объявил конкурс на лучший проект Национального пантеона Казахстана. По условиям конкурса, Национальный пантеон должен стать местом захоронения национальных героев,« внесших большой вклад в становление государственности и развитие страны». Кто именно будет похоронен в усыпальнице, не сообщается. «Кому же понадобился пантеон?» задалось вопросом издание в материале под таким заголовком.
Разговоры об этом велись уже давно, и вот наконец-то решились. В первый раз, в 2011-м году, ряд представителей интеллигенции завели об этом речь на презентации 10-томника «Слово Алаша». Тогда приводили в пример Кубу и Азербайджан, где есть национальные пантеоны, вспоминает автор статьи Кудайберген Баян. «Попадая в расположенный в парке пантеон в столице Азербайджана, вы не испытываете чувства, что попали на могилу усопших людей, а словно разговариваете с ними», приводит журналист слова тех, кто первым поднял инициативу строительства пантеона.
Может и правильно, с одной стороны, - рассуждает автор. – Но для кого нужен пантеон, для живых или мертвых? Если его собираются строить для тех, кто сложил голову ради интересов нации, то казахская власть должна, для начала вернуть из России голову хана Кенесары. Хоть какая-то польза от Таможенного Союза была бы. Но официальная Астана об этом и не заикается.
Вспомнил журналист также о случаях захоронения останков Миржакыпа Дулатова, привезенных из России «тогда возник вопрос, где будут его хоронить, два дня останки пролежали на грузовике, потом только решили захоронить в местности Кызбел, бывшей Торгайской области. Свежий пример, останки Смагула Садуакасова лежали месяцами бесхозно в Астане, и только после того как СМИ начали интересоваться, а националисты подняли проблему, захоронили на мусульманском кладбище.
Если бы хозяин Акорды тогда волевым решением дал указание, вот здесь их будем хоронить, это будет местом вечного покоя великих предков и достойных людей современности. Может, тогда нашлись бы, те, кто делал бы проект будущего пантеона не ради денег, а ради священного долга? И народ бы не пугался слова пантеон. Может, решат позже перевезти останки предков, но разве мощи можно как вещи перевозить туда-сюда? Если задаваться такими вопросами, то становится понятно, для кого собираются строить пантеон».
Поразмышляв, автор приводит и другую версию строительства усыпальницы.
«Кстати, есть говорят и другая причина такого решения. По мнению, одного аксакала, те, кто находится у власти, кажется, задумались о смерти, о бренности мира, о том, что все мы когда-то там будем. Ранее искали эликсир молодости, лекарство от бессмертия…»
Есть еще среди нас Ассоли
Нашумевший инцидент с преподавателем вуза в Астане, который устроил скандал в общественном транспорте, из-за того, что кондуктор не заговорила с ним на казахском, также нашла свое отражение на страницах казахских изданий. История, вроде закончилась хэппи-эндом: мужчина решил извиниться перед блогером, которая вынесла это в интернет и сделала достоянием гласности. Но публикации, осуждающие Ассоль Акишеву, как человека, которая «не любит свой родной язык и народ», продолжают появляться. Известный казахский журналист Даурен Куат – редактор портала abai.kz написал реплику со странным заголовком « Не состарьтесь, трогать не будем».
«Есть еще среди нас ассоли. Дашь палец, руку откусят, ровесники независимости. Выросшие такими, потому что национальное достоинство казахов унижается, а честь растаптывается все эти годы. Плоды действия властей, постоянно призывающих казахов к толерантности. Они политически подкованы. Знают много методов унижения казахов, делают это вместе с теми, у кого в руках сегодня власть. Знают, как выставить на всеобщий позор людей, которые пытаются бороться за язык. Например, эта Ассоль заявляет: «Нацики так увлечены ненавистью, что не заметили основную проблему». А что, по ее мнению, является основной проблемой? Оказывается, невежество казахов. Нельзя она считает, кричать о проблеме языка, поднимать скандал на этой почве. Иначе те, кто хочет учить язык, не захотят этого делать. А все это может обернуться «раскачиванием стабильности».
«Если казахи будут спокойными, уверенными и вежливыми – то стабильность у нас будет», говорит она. Да, наверное, это повод для наших правоохранительных органов, каждый день напоминать казахам об этом. Получается, все дело в казахах и это только их проблема. «Если казахи будут спокойными...», а что стабильность не нужна представителям других наций, проживающих у нас? Толерантность должны проявлять только казахи? Неужели понять положение казахов так трудно, таким как ассоли? - задается автор в маленькой заметке, полной едких замечаний.
Курылтаев много не бывает!
Между тем, многие казахские СМИ пропустили мимо ушей инициативу еще об одном курылтае, который на этот раз решила проводить группа общественных деятелей во главе с председателем Общенациональной социал-демократической партии Жармаханом Туякбаем. Намеренно или нет, не беремся судить. Но только газета «Жас Алаш» опубликовала материал с мнениями политика Амиржана Косанова, общественных деятелей Жасарала Куанышалина и Мухтара Тайжана, которые в один голос высказали свое отрицательное мнение по поводу этой инициативы.
И на сайте taiqazan.org появилась статья совершенно противоположного характера. В материале «Два курылтая – один фронт» автор Жан Естенбай, уверяет, что курылтаев много не бывает. Информация недельной давности до сих пор стоит в разряде главных материалов ресурса. «Организаторы пресс-конференции развеяли сомнения о том, что предстоящий курылтай будет путать людей, оставит в тени прошедший недавно «Курылтай представителей народа»», - пишет автор.
В доказательство он приводит слова Жармахана Туякбая: «Все проблемы, которые поднимались на прошедшем курылтае, актуальны, мы поддерживаем их требования. Кто будет отрицать, что сегодня в самом тяжелом положении находятся казахи? Поэтому мы должны вместе и сообща ставить требования перед властью».
Организаторы предстоящего курылтая намерены вновь поднять вопросы, стоявшие на повестке дня «Курылтая представителей народа» если их требования власть не выполнит в течение трех месяцев, это срок, который они ставили, - пишет журналист.
Видимо, он не участвовал в том мероприятии и не читал 23 требования, выдвинутые на прошедшем курылтае, иначе можно было понять, что на реализацию многих требований националистов потребуется несколько лет, а некоторые вовсе невыполнимы.
Асыл РАХМЕТОВА, Матрица.kz
Просмотров материала: 3 889