Неделю назад Путин выступил в политологическом клубе «Валдай» перед «своими» политологами - перед аудиторией, тщательно подобранной и соответствующе подготовленной. Выступил, как говорили очень многие, с «прорывной» речью.
Искренность заблуждений
«Русское государство давно уже признано великой державой, с которой должны считаться все государства мира и которая играет видную роль в международной политике», - основной лейтмотив выступления уважаемого Владимира Путина, подумаете вы и будете неправы. Это – всего лишь выдержка из гениального труда великого мыслителя ХХ века Николая Бердяева «Судьба России», написанная в начале 1914 года.
Он еще утверждал, что «славянская раса не заняла еще в мире того положения, которая заняла раса латинская или германская». И требовал, чтобы эта историческая несправедливость была исправлена, причем мгновенно. Правда, все повторяется?
Бердяев в начале Первой мировой войны был в числе ура-патриотов, которые пророчили мессианскую роль России в мировой политике. Необходимо отметить, что эти люди были интеллектуальным цветом не только России - они были величинами мирового масштаба. Как все закончилось для этих патриотов и лично для великого Бердяева, все знают.
Процитированное выше было написано за три года до Октябрьской революции. Через пять лет Бердяев с «философским пароходом» был отправлен туда, откуда никогда в Россию не вернулся - в изгнание… А ведь родину он любил больше, чем себя.
Этот интеллектуальный цвет нации искренне заблуждался, и свои заблуждения навязывал обществу, потом искренне жалел и писал, задаваясь вопросом - как такое могло получиться и что делать? Но уже было поздно. Вот в этом весь секрет русской души.
Некоторые личности у нас в Казахстане, которые именуют себя журналистами, экспертами и блогерами, тоже написали с восторженным пиететом, что вот оно «новое мышление», что нам нужен многополярный мир, что Путин молодец и «тут вам не здесь!». Сразу хочу сказать - всех этих людей я уважаю, и то, чем они занимаются исключительно полезно и чрезвычайно важно для нас всех, особенно, сегодня.
Тем не менее, правда у каждого своя, а истина где-то рядом. Рискну - попытаюсь найти эту истину вместе с вами, дорогие читатели.
Двойственность натуры
Для того, чтобы пытаться анализировать историко-политические тенденции, на мой взгляд, необходимо знать корни, причинно-следственные связи, историю политической мысли исследуемого объекта и саму душу-русскую душу.
Так вот, «Природа русской души двойственна - там есть мужское и женское начало»,- это диагноз, поставленный Николаем Бердяевым. Бердяев, как и Александр Герцен, Федор Достоевский, Виссарион Белинский, Василий Розанов особо трепетно относились к России, ко всему русскому. Но у них эти чувства были двойственными - от бесконечной, преданной любви до абсолютного неприятия, отвращения от всего русского.
Являясь одним из столпов русского мира того времени, Бердяев говорил: «Для русских характерно какое-то бессилие, какая-то бездарность во всем относительном и среднем». И в то же время, он пишет: «Россия дорога и любима в самих своих чудовищных противоречиях, в своей таинственной стихийности».
Эту никому неведомую двоякость души раскрыл великий русский писатель, видный мыслитель и публицист начала ХХ века Василий Розанов. «Сила - вот одна красота в мире. Сила - она покоряет, перед ней падают, ей, наконец, молятся. Голова была ясна, а сердце билось… как у женщины», - делился своими впечатлениями писатель после того, как увидел колонну солдат, шагающих на поля битвы, восхищаясь военной мощью России того времени.
Только в экстремальный период появляется чувство беззаветной любви у россиян к своей Родине - и это, так сказать, женские чувства. Все восхищались этим сравнением - Розанов был тогда чуть ли национальным героем. Но опять же недолго - на дворе уже была революция. И кто сейчас вспоминает, казалось бы, незыблемого, горячо любимого всеми Розанова?
Точно также и век назад, некоторые наши современные общественные деятели сегодня восхищаются силой - именно силой России. Я этого делать не советую. Мировые тенденции изменились. Надо бы восхищаться другими вещами – интеллектуальными достижениями, инновациями, знаниями, если, конечно, таковое вообще имеет место быть.
Русской душе свойственно как бездумно влюбляться, падать в объятия, так и быстро отходить, остро отвращаться, может быть, даже отрицать сегодняшнюю, казалось бы, истину. Брутальность характера всегда вредит русскому народу. Русский человек, условно говоря, либо ходит со всеми в обнимку, либо лезет с кулаками в драку, а середины – не существует.
Точно так же невозможно отменить законов морского прилива и отлива природе, также аксиомой является возможный резкий разворот народной любви у наших соседей на 180 градусов. Например, в начале ХХ века, если бы лет десять не было войны, Россия стала бы той державой, о которой мечтал Бердяев. И английская раса, и германская нация сами бы потянулись неведомой нитью туда, на север. Но не получилось.
Россия в самый решающий момент своей судьбы делает фатальную ошибку, потом героически ее же и преодолевает. Как говорится, история налицо.
Оружием должны быть бумага и ручка
Мы рассмотрели исторический генезис русской души, поняли, какой он изменчивый, а изменения эти могут быть самыми неожиданными, и могут прийти с неожиданной стороны. Мы сказали и о том, что Россия не раз теряла свой шанс стать собирателем не только «исконно русских земель», но и организатором главной миссии любой державы - быть локомотивом мировых ценностей.
Теперь обратимся к современным аспектам нашего общего бытия. На крутых поворотах истории Россия опять растрачивает на никчемные дела свою энергию, свою пассионарность. Страна опять милитаризуется, причем не только государство, но и общество становится более милитаристски настроенным.
Мы находимся с Россией в едином союзе. Главный вопрос, можем ли мы обойтись без нее? Однозначно, можем. Но вот надо ли? Нам нужен адекватный и уважаемый в мире союзник. Хотя термин «союзник» наши партнеры сегодня почему-то трактуют как «младший брат», а интеграционные проекты при этом почему-то функционируют в основном в интересах Кремля.
Вместе с тем, не нужно всю Россию приписывать к врагам нашей страны. Общество в России такое же постсоветское, как наше, а люди, как и мы, граждански несозревшие, можно сказать, глубоко маргинальные. И если не считать таких политических отщепенцев России, как Жириновский, Лимонов, Дугин и им подобных, то есть силы, с которыми необходимо вести диалог, хотя они не составляют большинство.
С этой частью элиты нам нужно усиленно работать, убеждать и дискутировать. Не нужно бояться жесткой критики, уверенно отстаивать свою позицию, на то мы и союзники. Лучше ругаться на бумаге, чем с автоматом Калашникова.
Можно смело брать пример с Александра Лукашенко. Ведь в чем главная суть проблем между Россией и Украиной – они просто перестали понимать друг друга, ибо не было диалога, дискуссий, простого общения. И народы буквально за 20 лет стали чужими. Кто от этого выиграл? Никто.
Никто не выиграл и не выиграет, обе стороны в страшном проигрыше, обе побеждены. Мы получили кровоточащую рану, которая может стать метастазами и для Европы, да и для всего мира. Конечно, мы встрепенулись, потому что это касается каждого из нас.
Происходящее сегодня между Россией и Украиной - вызов Казахстану. И этот вызов мы должны принять, как шанс для того, чтобы обустроить наш общий дом! Этот вызов обнажил наши, внутриказахстанские проблемы. И эти проблемы нужно решать сегодня.
Мы не создали иммунитета для нашего историко-духовного наследия, в первую очередь, наследия партии «Алаш». Политтехнологи наших соседей научились создавать виртуальную, иррациональную реальность, некое Королевство кривых зеркал. Если завтра будут некие процессы, есть риск, что наследие «Алаша» могут исказить до неузнаваемости, это может быть главным ударным направлением процесса.
То, что мы реабилитировали эту идею в глазах казахстанцев, оказалось недостаточно. Где сегодня в Казахстане подобная партия или сила, способная идейно и интеллектуально конкурировать с теми же российскими силами?
Наследие «Алаша»
Необходимо раскрыть внутренний генезис этой партии как либерального движения, толерантного ко всем гражданам, восстановить прогрессивные экономические идеи партии. Алихан Бокейханов, Халел Досмагамбетов, Мухамеджан Тынышбаев и другие были крупными российскими экономистами того времени, а «Алаш» был союзником одной из прогрессивных партий России того времени– конституционных демократов, или кадетов.
Наследие Алаша необходимо вывести и пропагандировать на международном уровне, как партию общечеловеческих ценностей и прогрессивной экономической мысли.
За последние 20 лет, как мне кажется, произошел ренессанс казахского самосознания, это закономерный процесс - казахи одна из самых молодых наций в мире. Но мы должны объяснять всем: возрождение казахского самосознания - внутриказахский процесс, в основе которого лежит развитие мышления казахов соответствующему постиндустриальному периоду. Он не направлен во вне и против кого-либо.
Весь мир знает и чтит духовного лидера Индии Махатму Ганди как гуманиста и предвестника торжества общечеловеческих ценностей. Мало кто знает, что партия, которую он возглавлял, с первого дня активно боролась со всем не индусским, и, несмотря на сложный этнический состав страны, они добились того, что индусы стали фундаментом страны.
У Ганди был главный принцип - «сопротивление без насилия», и этот принцип сработал. Сегодня Индия одна из наиболее динамично развивающихся экономик мира.
Развитие казахской нации не должно ущемлять интересы других этнических групп в стране. Нам нужно переформатировать институциональные основы отношения к казахстанским русским. Мы должны предложить проведение глубокого духовного переворота, нового рождения наших сограждан, но не через отрицание русской культуры.
Вместо русскости «русского мира», мы должны предложить казахскую русскость, особенную, нашу. Предложить им не быть рядом с нами, а быть с нами в одном котле. Естественно, центром притяжения должны быть казахи. Я думаю, что к этому сейчас большинство готово. Об этом нужно говорить открыто и обсуждать это публично.Дать этому процессу оформиться духовно-политически.
Кто-то из великих сказал «все проходит - и это пройдёт». Так вот сегодняшний поворот своей судьбы Россия пройдёт, этот недуг милитаризма и низкопробного шовинизма русский народ должен обязательно преодолеть. В противном случае Россию ждет очередной круг «исторической ссылки».
Это народ, который способен и «невеститься, чувствовать себя женшиной перед властью», но в любой момент может эту власть наказать неожиданно и больно за ее просчеты и ошибки.Так получилось, что мы всегда будем рядом с этим по природе брутальным, изменчивым, непредсказуемым, готовым как быстро влюбляться, также мгновенно отвращаться соседом. Такова наша судьба. А может быть, это наше конкурентное преимущество?
Когда сосед строит замок и баррикады, мы должны укрепить «шанырак» нашего дома, запрячь нашего коня и отправиться в путь к очередному рывку, создать автомагистраль для инновационного развития.
Вместо P.S.
Что касается Валдайской речи Владимира Путина, могу сказать, по форме может безупречное выступление. А вот по содержанию старо как мир, история дипломатических отношений между Европой и Россией составляет более 500 лет. И поверьте мне, вся мировая история с участием России - и есть история дискуссий, переписок, войн малых и больших, спорах и других перипетий о принципах многополярности мира.
И начиналось все с переписки Ивана Грозного с шведским королем Юханом III. Можете себе представить, сколько было выступлений, петиций, да и просто драк и войн. Но всегда все вопросы решались.
Поэтому, в выступлении Путина нет ничего оригинального и нового, да и прорывного тоже. Это его простые, каждодневные заботы, на то он и Президент страны.
Ерлан Саиров, политолог
Просмотров материала: 4 775