Известное мнение о том, что наши партии активизируются только тогда, когда выборы уже близко, подтвердил наш ноябрьский мониторинг. Правда, эта активность заключается лишь в массированной атаке клонов (или по нашему фейков) в надежде получить вожделенные голоса электората. У нас есть веские основания, что некоторые партии привлекли для этой работы целые бото-фермы. Но мы не стали применять санкции в их отношении. Решили оставить всё как есть, чтобы пользователи соцсетей сами убедились в этом.
Тем не менее, несмотря на то, что рядом партий были использованы нечестные способы «политической борьбы в соцсетях», это не помогло им обойти бесменного лидера турнирной таблицы нашего рейтинга -– официальные странички партии NurOtan.
Как мы это делаем?
Для подготовки рейтинга, берутся следующие показатели страничек в социальных сетях: количество подписчиков, количество постов, вовлеченность пользователей и средняя вовлеченность на один пост. Именно эти цифры являются яркими и главными индикаторами той или иной работы, которая проводится партиями на своих коммуникационных площадках.
Оценка результатов производится путем начисления баллов за тот или иной результат. В нашем случае начисления штрафных баллов за соответствующее занятое место в 4-х показателях. Всё довольно просто, в том числе, и для визуального восприятия: чем меньше баллов, тем выше место странички в рейтинге.
1. Количество подписчиков
По количеству подписчиков по прежнему и со значительным отрывом (в 2 и более раз) идет страничка партии Nur Otan в Инстаграм – 218614 подписчиков (на 30 ноября 2020 года).
Судя по мониторингу, Инстаграм партии «Акжол» снова прибавил в количестве подписчиков – плюс 7898 пользователей. Причем такое число новых подписчиков пришло на страничку буквально за 2 дня (см. Рис.1), и при этом мониторинг не показывает увеличение вовлеченности (лайки, комментарии) аудитории именно в эти дни.
Сомнения относительно нечестного увеличения числа подписчиков этой странички к нам закрались еще в августе, когда за месяц их число увеличилось почти в 3 раза. То есть с 36000 до 107 000. И это при том, что в августе на страничке было опубликовано всего лишь 3 (три) поста, а реальная вовлеченность составила всего 77 пользователей.
Мы задаемся вопросом – неужели эти более 70 000 новых подписчиков не удосужились поставить хотя бы один «Лайк» на пост. Ведь не зря они пришли – им, наверное, понравились страничка и опубликованные в ней материалы.
Мы предоставляем вам цифры, а аудитории самой решать – верить или не верить этой партии. Зачем партия обманывает себя и своих членов, тоже непонятно.
Рис. 1 Динамика подписчиков Инстаграм партии «Акжол» в ноябре
По остальным партиям и их страничкам ситуация довольно спокойная – достаточно ровная и органичная динамика роста числа подписчиков. Отметим лишь, что в мониторинге появилась новая Фэйсбук-страничка переименованной партии - «Адал» с 300-и подписчиков.
Кстати, Инстаграм этой партии находится всё еще в статусе профиля физического лица. Это нужно учесть ответственным работникам.
2. Количество постов
Количество постов – это показатель того объема работ, выполняемой партией в оффлайн, как и впрочем, часть работы по эффективному использованию самой площадки для тиражирования месседжей.
Лидерами по количеству публикаций являются Фэйсбук и Инстаграм партии NurOtan со значительным увеличением числа контента по сравнению с октябрем (Рис 2).
Рис. 2 Основные данные по Фэйсбук партии NurOtan
Третья позиция у Фэйсбук партии «Ауыл», а вот четвертая позиция неожиданно осталась за новой страничкой – Фэйсбук партии «Адал». По всей видимости, бывшие бирликовцы решили брать быка за рога и без репетиции.
Что касается «подвала» турнирной таблицы, то его оккупировал ОСДП и не желает ни с кем делиться. Отказ партии принимать участие на выборах, наверняка, стал сигналом для СММ-щиков – похоже, они тоже «бросят играть».
Нестабилен был ноябрь и для бывших коммунистов, а теперь народников – значительно уменьшилось количество месседжей этой партии.
3. Вовлеченность
Вовлеченность – это число уникальных пользователей, которые так или иначе взаимодействовали с тем или иным контентом. А это реакция (лайки), комментарии и перепосты.
Практически все странички продемонстрировали рост вовлеченности, и больше всех Инстаграм партии NurOtan – плюс 16499.
Рис 3. Лучшие посты на Инстаграм партии NurOtan
Снова настораживает резкий всплеск вовлеченности на страничках партий «Ауыл» и «Акжол». Если первая выросла в 3 раза, то акжоловцы прибавили неприлично много – почти в 15 раз.
Беглый мониторинг авторов комментариев и реакций показывает, что это одни и те же пользователи, и со всеми признаками фейков.
По всей видимости, партии действительно прибегли к услугам, так называемых, бото-ферм.
Рис.4 Лучшие посты Инстаграм ОСДП
4. Средняя вовлеченность на пост
Средняя вовлеченность на пост говорит о качестве месседжей, тиражируемых на страничках. И чем меньше разница между лучшими и худшими показателями, тем стабильнее уровень качества.
Лидер по этому показателю – Инстаграм партии «Акжол». Но, как мы подчеркнули выше, есть сомнения в чистоплотности, как минимум, простых сотрудников, ответственных за СММ. Но и искреннее желание «поднять» страничку должно стимулироваться.
Чтобы достичь высоких показателей в кратчайший период, недостаточно лишь желания, а нужны довольно серьезные финансовые вливания. Либо на создание качественного контента, чего мы не наблюдаем (Рис 5), либо - на фейки, что в принципе мы и наблюдаем .
Рис 5. Лучшие посты на Инстаграм партии «Акжол»
Выводы
Напомним, что итоговое количество штрафных баллов вычисляется путем суммирования их в соответствии с занятыми местами по всем 4-м показателям.
Полученные данные показывают, что лидером рейтинга в ноябре остается Инстаграм партии Nur Otan с незначительным увеличением штрафных баллов. Партия власти сохранила доминирование даже после массированной атаки клонов, ботов и фейков в соцсетях, которые имеются (как мы уже убедились) в арсенале партий конкурентов.
Устояла на своих позициях и страничка партии власти в Фэйсбуке, несмотря на то, что прибавила один штрафной балл.
Переименование коммунистов в народников не прибавило им (пока что) позитива, количества подписчиков и месседжи ново-старой партии по итогам ноября не получили большой поддержки у аудитории. Поэтому две их страницы дали в сумме почти 50 штрафных очков, когда как в октябре их было 35.
Точечно прибавила партия «Ауыл» - заметна работа привлеченных специалистов, но нет системности. А вот ОСДП практически сложила оружие – вряд ли в последующие периоды мы заметим какую-либо активность партии в соцсетях.
Таким образом, повторим тезис о том, что большинство казахстанских политических партий, за исключением NurOtan, активизируются лишь в электоральный период. И это, как свидетельствуют данные нашего мониторинга – факт, имеющий место быть.
Но мы ведь понимаем, что такого рода аккордная работа не принесет дивидендов, в первую очередь, партии – любой продукт должен рекламироваться и продвигаться системно и на постоянной основе. Если вы не придумали что-то супер-уникальное и решающее проблемы миллионов потребителей.
А что касается Nur Otan, то после некоторого затишья на официальных страничках во время праймериза, партии власти прибавила обороты и не дала оппонентам повлиять на общий расклад. Впрочем, как мы и предполагали - ноябрь для партии выдался организационно и информационно насыщенным. Об этом свидетельствуютданные мониторинга.
Месяц назад мы также прогнозировали, что ОСДП и «Акжол», похоже, они уже не игроки в соцсетях, разве что не привлекут большие ресурсы перед выборами и адмресурс.
Если первая окончательно и бесповоротно бросила поле битвы, то вторая, похоже, действительно, решила прибегнуть к помощи финансов. И это вместо того, чтобы хотя бы в течение года поработать с аудиторией, наполняя свои площадки качественным контентом. Но аудиторию в соцсетях не всегда можно завоевать деньгами – ей нужна, если хотите, любовь и искренность.
А буквально на днях ЦИК даст отмашку, и партии пойдут в «последний бой», который продлится ровно месяц. Уверены, что война ботов и фейков в соцсетях и опора на них некоторыми партиями в период агитации будет нарастать.
Только как бы не стать после этого заложником собственно выбранной стратегии работы в соцсетях - боты и фейки не придут и не проголосуют… Как говорится, поживем – увидим.
Серик Мамбетов, руководитель проекта «Рейтинги»
Просмотров материала: 909