Августовский мониторинг официальных страничек филиалов политических партий в соцсетях также, как и июльский, подтверждает, что конкуренции между партиями уже практически нет – доминирование площадок Nur Otan усиливается всё больше. В то же время, стоит отметить, что в конце лета заметную активность проявил КНПК, создавший новые странички. А лидером третий месяц подряд остается Инстаграм шымкентского филиала партии Nur Otan.
Что такое рейтинги страничек?
Для тех, кто только присоединился к нашим рейтингам, отмечаем - мы делаем рейтинги не партий, а именно официальных страничек областных филиалов. Эти же странички также могут конкурировать внутри одной партии. Мониторингу были подвергнуты все имеющиеся странички региональных, в т.ч. городов-миллиоников, филиалов политических партий в Facebook и Instagram, т.е. в наиболее популярных сетях у граждан с правом голоса.
Если в июле число официальных страничек филиалов партий в мониторинге составляло 56, то в августе их уже 67. Это является наглядным свидетельством того, что, интерес к соцсетям у партий вырос. Из этих страничек - 34 партии принадлежит Nur Otan (по две странички на 14 регионов и 3 города), 19 – КНПК (было 7), 11 - ДПК Акжол и 3 - ОСДП.
Партия «Ауыл» представлена в соцсетях лишь в виде профилей физических лиц, что говорит о некомпетентности ответственных за коммуникации сотрудников. А судя по отсутствию страничек партии «Бірлік» в информационно-коммуникационном поле как таковом, трудно говорить о реальной политической субъектности партии. Стоит отметить народных коммунистов, для которых наконец пришло понимание важности данного аспекта работы. В августе КНПК наконец расширила свое присутствие в социальных сетях и создала 12 новых страничек филиалов в регионах.
Если ранее в обзор попадали странички, на которых опубликованы не менее 20 постов, то в этот раз допущены все 67. Но все же неактивных (с нулевой активностью) мы поместили в самый «подвал» рейтинговой таблицы. Таких страничек 6 – пять у «Акжола» и одна у КНПК.
Но на сайте (из технических соображений) мы опубликуем лишь ТОП-20. Всем заинтересованным партиям мы можем отдельно предоставить полный обзор.
Еще одно нововведение в рейтинге: мы больше не учитываем количество постов. Судя по тому, что многие страницы кишат огромным количеством некачественного контента, многие партийные функционеры пошли по пятам особо ретивых чиновников. Якобы, чем больше количество, тем лучше. Но, как известно, увлечение количеством ничего хорошего не дает.
Как мы это делаем?
Для составления рейтинга мы берем следующие показатели страничек: количество и прирост подписчиков, вовлеченность пользователей, средняя вовлеченность на один пост и процент вовлеченных от числа подписчиков.
Показатели по вышеназванным критериям являются яркими и главными индикаторами той работы, которая проводится филиалами партий на своих коммуникационных площадках.
Оценка результатов производится путем начисления баллов за тот или иной результат. В нашем случае начисления штрафных баллов за соответствующее занятое место в 5-и показателях. Всё довольно просто, в том числе, и для визуального восприятия: чем меньше баллов, тем выше место странички в рейтинге.
Количество подписчиков
Лидером по числу подписчиков - Инстаграм алматинского филиала партии Nur Otan – 131 245 подписчиков на 31 августа (таблица 1). В тройке лучших также (без изменений) филиалы доминирующей партии в Туркестане и Актобе.
Стоит отметить, что лишь у 28 страничек из 67-и более 1000 подписчиков. Это говорит о том, что работа по продвижению самой страницы в большинстве своем ведется на крайне низком уровне. Упрекнуть разве что нельзя созданные недавно 12 страниц КНПК, которые, наверняка, судя по активности партии, за короткий срок могут набрать более 1000 подписчиков.
Таблица 1. Количество подписчиков
Прирост числа подписчиков
Прирост числа подписчиков - как показатель очень важен. Однако мы уже наблюдали прецедент, скажем так, неспортивного поведения отдельных участников рейтинга. Выносить на всеобщее порицание данный факт мы не стали, надеясь на порядочность SMM-щика и (или) руководителя филиала. Тем более, очередной мониторинг расставил все по своим местам, вернув их, после нашего замечания, в рейтинге на реальные позиции. Однако предупреждаем, что при повторе аналогичной ситуации (привлечение подписчиков за мзду), мы озвучим и сделаем данный факт, в том числе по персонам, допустивших это, достоянием общественности. Повторюсь, мы обладаем всем необходимым набором ресурсов и в состоянии проверить страничку на предмет ботов и фейков. И об этом мы предупреждаем руководителей филиалов, которые должны понимать - это может сильно ударить по репутации филиала и партии в целом.
Самый динамичный прирост подписчиков показал снова алматинский Инстаграм партии Nur Otan – плюс 5191(скриншот 1). Неплохо прибавил Шымкентский филиал партии власти – 706.
В целом, число страничек, увеличивших своих читателей, составляет 45. Остальные 22 странички либо не прибавили, либо даже потеряли своих подписчиков. Последних больше у ДПК «Акжол».
Прогнозируем, что праймериз Nur Otan в сентябре принесет партии значительные дивиденды в лице новых подписчиков.
Таблица 2. Прирост подписчиков
Реальная вовлеченность
Вовлеченность, это число уникальных пользователей, которые, так или иначе (лайки, комментарии и перепосты) взаимодействовали с тем или иным контентом. Мы не стали усложнять коэффициентами наш рейтинг, обозначив абсолютные значения по вовлеченности.
Если в июле по этому показателю первые 29 мест принадлежали партии Nur Otan, то в августе их - 30. Это говорит о том, что слабые странички отдельных филиалов партии власти повысили свою активность.
Лидер по вовлеченности - Инстаграм алматинского филиала Nur Otan. В целом же вовлеченность несколько увеличилась. Видимо, это связано с окончанием отпусков, смягчением карантина и, соответственно, ростом активности страничек. Но все же число 5-10 тысяч вовлеченности для целых филиалов – это очень низкий показатель.
В антирейтинге странички партии «Акжол» и ОСДП - ни одна страничка не поднялась выше 50-го места.
Таблица 3. Уровень вовлеченности
Средняя вовлеченность на пост
Средняя вовлеченность на пост говорит о качестве месседжей, тиражируемых на страничках. И чем меньше разница между лучшими и худшими показателями, тем стабильнее уровень качества.
Абсолютный лидер июля по этому показателю – снова Instagram алматинского филиала партии Nur Otan. При этом, средняя цифра лидера выросла примерно на 10%. Второе и третье места заняли географические соседи из западного Казахстана – Инстаграмы Актюбинского и Атырауского филиалов Nur Otan.
Мы уже не раз повторяли, что если даже 10% членов партии в регионе отреагируют на тот или иной месседж, то показатели были бы в разы больше. Но, судя по всему, качество этих месседжей довольно низкое, поэтому имеем, что имеем.
Кроме алматинцев, к сожалению, ни одна страничка не набрала среднюю цифру в 100. Надеемся, что сентябрь повысит этот показатель, особенно, партии NurOtan. Связываем это с внутрипартийным праймеризм.
А оставшимся в подвале 25 страничкам, которые набрали менее 10-и пользователей в среднем на пост, уже никто и ничто не поможет. Разве что пресловутый адмресурс.
Таблица 4. Средняя вовлеченность на пост
Процент вовлеченных от числа подписчиков
Этот показатель также важен с точки зрения лояльности, как подписчиков, так и сторонних пользователей. Он также говорит о качестве собственно контента.
Аудитория, превышающая в 1,5-3 раза число самих подписчиков, была зафиксирована у 16 страничек. Но стоит отметить, что это странички с малым количеством подписчиков, и в большей степени это представители КНПК.
А лидерство по этому показателю принадлежит Фэйсбук атырауского филиала партии Nur Otan (таблица 5). Все странички партий «Акжол» и ОСДП так и не добрались до ТОП-20.
Особо стоит отметить Инстаграм-страничку алматинского филиала партии Nur Otan, которая показала 8%, это на 2% выше, чем в июле. У этой странички все возможности повысить этот показатель и выйти в абсолютные лидеры в итоговом рейтинге.
Таблица 5. Процент вовлеченных от числа подписчиков
Выводы
Напомним, что итоговое количество штрафных баллов вычисляется путем суммирования их в соответствии с занятыми местами по всем 6-ти показателям. Чем меньше баллов, тем выше место странички в рейтинге.
Абсолютным лидером августа снова стал Инстаграм Шымкентского филиала партии Nur Otan, немного ухудшив показатель – 46 штрафных баллов (Таблица 7). Второе и третье место поделили Инстаграм-странички Актюбинского и Атырауского филиалов Nur Otan. Стоит отметить впечатляющий рывок атырауских нуротановцев, которые подняли свой Инстаграм на 27 позиций, а страницу на Фэйсбук – на 22.
Значительно прибавила Инстаграм-страничка Северо-Казахстанского филиала партии Nur Otan – плюс 11 позиций.
Есть и нерадостные вести для Инстаграм Костанайского и Восточно-Казахстанского филиалов Nur Otan – они потеряли 9 и 12 позиций соответственно. А костанайский Фэйсбук потерял вовсе 30 позиций.
Но вся эта конкурентная борьба из разряда внутривидовой – то есть, внутри партии власти. Поэтому нет повода для радости другим партиям. Ближайшие преследователи партии Nur Otan занимают 27-28 места – это странички Северо-Казахстанского и Карагандинского филиалов КНПК. Вот об этом стоит задуматься ряду филиалов партии власти.
Таблица 7. Итоги рейтинговых показателей
Мы очень надеемся, что те показатели, с которыми партии завершили последний месяц лета, существенно увеличатся в сентябре, традиционно считающегося началом активизации политического сезона. Причин и оснований для этого предостаточно. Внутрипартийные выборы - праймериз партии Nur Otan уже задал тональность и высокую планку качества политсезона, ну, и нельзя забывать о приближающихся выборах в маслихаты и Мажилис парламента, которые в теперь будут проходить полностью по пропорциональной системе (партийным спискам).
Проблемы, обозначенные выше, по-прежнему актуальны практически для всех страниц за исключенем филиалов Nur Otan. Поэтому в оставшееся до выборов время оппонентам партии конституционного большинства придется очень нелегко.
Серик Мамбетов, руководитель проекта «Рейтинги»
Просмотров материала: 1 027