Уважаемые читатели! Позвольте еще раз напомнить, что с мая текущего года мы следим за активностью депутатских фракций в Мажилисе и ведем собственный рейтинг «Депутатский запрос». Его основными критериями являются важность, актуальность и обсуждаемость собственно этих запросов. В октябре Nur Otan подтвердил лидерство – темы их запросов оказались наиболее актуальными и обсуждаемыми.
Немного истории. С момента начала работы 5-й сессии VI созыва Мажилиса депутаты направили в различные государственные инстанции 202 запроса (Таблица 1). Их наибольшее число приходится на февраль текущего года (40 запросов).
Таблица 1. Количество депутатских запросов по состоянию на 30 октября 2020 года
(5 сессия VI созыва Мажилиса)
Анализ показал, что за текущий период наибольшее число депутатских запросов отправила фракция партии Nur Otan – 91 запрос. Пик депутатской активности фракции партии парламентского большинства приходится на февраль – 13 запросов.
Вторую строчку рейтинга по числу депутатских запросов занимает КНПК – 60 запросов. И партия Акжол обратилась в различные государственные инстанции 47 раз. Число совместных запросов фракций составило 55 единиц. Ассамблея народа Казахстана отметилась за весь период 8 запросами.
Что касается октября, то депутатами всех фракций направлен 21 запрос (Таблица 2). Больше всего запросов у партии Nur Otan - 8. Второе место у (уже) «Народной партии» - 6 запросов, а третье у «Акжол» - 4. АНК самостоятельно направила лишь 1 депутатский запрос.
Также отметим, что 3 запроса были совместными, и во всех приняли участие депутаты фракции Nur Otan.
Если главными темами депутатских запросов в сентябре были COVID и дистанционное образование, то в октябре акценты сместились в сторону, скажем так, популистских тем. Обусловлены они, скорее всего, намерением некоторых фракций таким образом немного подправить свое не очень приглядное реноме накануне выборов.
Несколько запросов посвящены проблемам регионов, например, социально-экономическому положению города Байконур и прилегающих сел, водоснабжению в Акмолинской области, газификаиции в Туркестанской области. Кроме того, есть темы по пенсионному возрасту, проблемам молодежи, а также защите предпринимателей.
ТОП депутатских запросов
На основе контент-анализа мы представляем вашему вниманию ТОП-10 депутатских запросов за октябрь. Занятые позиции в нем соответствуют, на наш взгляд, уровню важности и актуальности на текущий момент, а также обсуждаемости среди населения.
10 место
COVID—19 – тема, безусловно, актуальная, которую подняли депутаты фракции партии «Акжол». Поднять тему подняли, но ничего не предложили. Поэтому этот запрос находится в конце ТОП-10 нашего рейтинга.
Акжоловцы лишь констатировали, что «…на фоне внешних тенденций, общество справедливо выражает беспокойство угрозами новой волны заражений в нашей стране и повторения летнего кошмара. Кроме того, предприниматели опасаются повторений закрытия бизнеса, при том, что многие субъекты МСБ так и не восстановили работу. Для этой части общества очередная волна может оказаться последней, окончательно погубив и без того подорванный средний класс».
Фракция партии просит Правительство сообщить о предпринимаемых мерах, по предупреждению новой волны пандемии, а также о мерах по обеспечению остро необходимыми медикаментами, коечным фондом в больницах и реанимационным оборудованием, в том числе - в регионах.
Об этом не пишут разве что самые ленивые диванные батыры в соцсетях.
9 место
Предпоследнее место в нашем рейтинге мы отдали запросу бывших коммунистов о неопределенном будущем нашей молодежи. Депутаты-народники озабочены тем, что больше всех во время эпидемии пострадала работающая молодежь, занятая в сфере торговли, услуг и в неформальном секторе.
«Иногородние студенты, вынужденные вернуться в свои города, райцентры, аулы, потеряли имевшуюся подработку. Доля молодежи категории NEET, то есть не работающей и не учащейся, выросла до 7,6% и будет увеличиваться», говорится в запросе.
Депутаты считают, что нужны решительные меры антикризисной поддержки молодежи и пересмотр мер по обеспечению занятости и повышению доходов молодежи, включая стимулирование молодежных предприятий, а также системный подход к вопросам организации внеучебной активности молодежи.
Кроме того, нужны масштабные социальные проекты, включая возрождение строительства молодежных жилищных комплексов силам самих молодых. По их мнению, меры по пересмотру молодежной политики не должны спускаться сверху, идеи должны исходить от самой молодежи.
Поэтому, считают депутаты, нужно запустить общенациональный сбор соответствующих предложений и проектов, их открытое обсуждение. Это позволит вовлечь новое поколение в созидательный процесс моделирования своего будущего и выработать эффективную молодежную политику, основанную на реальных запросах молодых людей.
Правда, не совсем понятно – если это должно исходить снизу, то при чем тут правительство?! Но само предложение заслуживает внимания.
8 место
Депутаты от АНК подхватили, правда, несколько поздновато, тему использования пенсионных накоплений, приняв на вооружение Послание Главы государства.
Президент уже озвучил по этой теме свою позицию: «В 2021 году 700 тысяч вкладчиков ЕНПФ смогут использовать часть своих накоплений на приобретение жилья, лечение или для передачи в управление финансовым компаниям. Поручаю Правительству совместно с Национальным банком до конца текущего года принять все необходимые нормативно-правовые акты и провести подготовительную работу».
Представители АНК соглашаются с президентом, но опасаются, что могут возникнуть реальные риски использования этих выплат по нецелевому назначению, путем принудительного взыскания задолженности судебным исполнителем, так как объективно в стране ситуация такова, что в их число попадают плательщики алиментов, лица, имеющие задолженность по кредитам в банковских и микрофинансовых организациях и т.д.
Депутаты предлагают решить проблему путем внесения соответствующих поправок в законы. Береженого бог бережет, как говорится.
7 место
По важности и обсуждаемости 7-е место мы присудили запросу депутатов бывшей КНПК, а ныне Народной партии, о пересмотре возраста выхода на пенсию.
Депутаты утверждают, что по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) необычность вируса COVID-19 заключается в том, что большинство случаев смерти приходятся на людей старше 60 лет. Причины уязвимости людей старшего возраста перед COVID-19 включают физиологические изменения в организме, снижение иммунной реакции и наличие сопутствующих заболеваний.
С января по август 2020 года в стране зарегистрировано 110.981 актов смерти казахстанцев, из них граждан старше 60 лет 78 637 человек, это более 71 % от общего количества.
Коммунисты-народники считают, что в условиях надвигающейся второй волны COVID-19, роста рисков мутации коронавируса, появления других опасных штаммов вирусов, особенно важно уберечь наших пожилых граждан, чей возраст и сопутствующие ему болезни выделяют их в особую группу риска, создать все условия для их нормальной самоизоляции, решать своевременно все возникающие проблемы и вопросы.
В этой связи фракция «Народные коммунисты» призывает пересмотреть возраст выхода наших граждан на пенсию, предлагая снизить возраст выхода на пенсию наших граждан - для женщин и мужчин с 60 лет. По мнению депутатов, эта мера будет способствовать не только обеспечению условий для сохранения жизней и здоровья нашего старшего поколения, но в условиях экономического кризиса, неблагоприятных прогнозов по росту экономики и нарастающей безработицы положительно повлияет на рынок труда.
В некотором роде это заявление популистское, хотя и сторонников такой позиции немало.
6 место
Тема протекционизма в отношении отечественных товаропроизводителей (в том числе, увеличения казсодержания) и их защиты актуальна и находит довольно широкое освещение и обсуждение в социальных сетях. Об этом говорится в совместном запросе депутатов фракций партии Nur Otan и «Акжол».Ключевую роль в этом вопросе, по мнению депутатов, играют закупки недропользователей, общий годовой объем которых составляет порядка 8 трлн. тенге.
Как оказалось, присутствует проблема – это отмена с 1 января 2021 года преференций для казахстанских производителей в закупках недропользователей в рамках исполнения международных обязательств. Предусматриваются ограничения требований местного содержания в товарах до 0%, в работах и услугах не более 50%, в кадрах не более 50%. Для отечественных производителей будет исключена норма по предоставлению 20% условной скидки при проведении тендеров, права закупа товаров из одного источника у казахстанских производителей и возможность требования заказчиками обязательной доли местного содержания.
И это, по мнению депутатов, происходит на фоне поддержки развитыми странами своих производителей. К примеру, в США установлены требования о местном содержании в государственных закупках товаров, работ и услуг не менее 75%, а также в закупках товаров отрасли металлообработки не менее 95%. В России местным производителям предоставляется условная скидка в 15% при осуществлении закупок.
Очевидно, что такое положение приведет к неравным конкурентным условиям для казахстанского бизнеса. В связи с этим, депутаты попросили правительство рассмотреть вопрос сохранения действующих мер, а также предусмотреть альтернативные механизмы поддержки отечественных производителей.
Думается, что это актуально, тем более в период эпидемии, когда бизнес значительно снизил обороты, а кое-где производства и вовсе остановились.
5 место
Пятое место в нашем рейтинге мы отдали запросу депутатов фракции партии «Акжол» по теме банкротства физических лиц – одна из топовых в соцсетях. Много говорится о кредитной амнистии, но, как считают акжоловцы, эти требования не решают истинных причин обнищания граждан и попадания их в бесконечную долговую яму. И они уверены, что без их устранения вопрос об амнистии будет всплывать снова и снова. При этом, по мнению депутатов, главными источниками проблем являются неадекватно высокие проценты банков и упорное нежелание Минфина принять закон о банкротстве физических лиц, который позволил бы неплатежеспособным семьям защититься от кредиторов, сохранить крышу над головой и социальные гарантии.
В этой связи, депутатская фракция ДПК «Акжол» просит:
- срочно принять меры по снижению предельных ставок процентов всех ипотечных, потребительских кредитов и кредитов для МСБ до разумного уровня (7-8%), не обрекающего граждан на нищету и разорение.
- в срочном порядке разработать и внести законопроект «О банкротстве физических лиц».
В противном случае, как считают депутаты фракции «Акжола» требования о кредитной амнистии станут регулярными. Это подорвёт финансовую систему и подтолкнёт даже тех граждан, которые до сих пор старались выполнять свои обязательства перед банками, не платить кредиты.
4 место
Проблема подушевого финансирования общеобразовательных школ, по мнению депутатов Nur Otan, стоит достаточно остро. Этот запрос на 4-м месте в нашем рейтинге. Как оказалось, на подушевое финансирование перешли лишь 1594 городских общеобразовательных школ. В 2018 году апробация и последующее полномасштабное внедрение данного вида финансирования в сельских полнокомплектных школах были отменены, и данная реформа не затронула сельские организации образования.
Чем это грозит? Их исключение из подушевого финансирования, по мнению депутатов, означает, что разрыв, существующий между городскими и сельскими школами, не только не сократится, но и еще больше усугубится. При этом, одной из задач внедрения подушевого финансирования, как говорится в депутаткам запросе фракции NurOtan, являлось выравнивание расходов на одного ученика независимо от месторасположения школы (в городской или сельской местности) с целью обеспечения равных условий при получении среднего образования».
Для решения проблемы депутаты предложили:
- рассмотреть вопрос о разработке механизма подушевого финансирования в сельских полнокомплектных школах с 2021-2022 учебного года и соответствующую методику для них;
- в целях реализации основного принципа «деньги идут за учеником» разработать отдельную систему по подушевому финансированию в Национальной образовательной базе данных с одновременной интеграцией с действующими базами данных других государственных органов для учета и мониторинга внутренней миграции учеников.
Думается, что вопрос требующий безотлагательного решения и напрямую влияющий на перспективы и качество образования на селе.
3 место
Третье место мы отвели депутатскому запросу по выплатам медикам, заболевшим COVID. Стоит отметить, что и эта тема также широко обсуждается в социальных сетях.
«Президент К.Токаев на совещании по подготовке ко второй волне пандемии коронавируса поручил немедленно выплатить медицинским работникам надбавки, не создавая «игры с цифрами» и бюрократические препоны, так как медики - это наш главный ресурс, и они не должны выпрашивать свои деньги.
К депутатам фракции «Акжол» также поступают многочисленные жалобы врачей из разных регионов о волоките и унизительных хождениях по кабинетам тех самых людей в белых халатах, которые в самый тяжёлый период месяцами не видели свои семьи, боролись за жизни других людей и пострадали в этой борьбе. На этом фоне тем более важно было бы напротив, показать медикам, стоящим на передовой войны с коронавирусом, что государство заботится о них и поддержит в трудную минуту», - пишут в своем запросе депутаты фракции партии «Акжол».
Вместо этого, как считают акжоловцы, чиновники наносят удар в спину этих честных людей, многие из которых задумаются, нужны ли такому государству их жертвы, их героизм и милосердие к больным.
Депутаты просят правительство повторно рассмотреть данный вопрос и сохранить указанные выплаты. В противном случае действительно может оказаться так, что в нужный, критический момент будет некому спасать наших граждан.
2 место
Одна из наиболее актуальных и обсуждаемых в сетях тем – это взаимоотношения государства и бизнеса и, особенно, в период пандемии и карантина.
Поводом для очередного депутатского запроса от фракции Nur Otan послужили обращения представителей малого и среднего, связанные с проблемными вопросами в сфере уголовно-правовой защиты прав и законных интересов предпринимателей.
Депутаты для убедительности привели даже цитату Главы государства: «…любое незаконное вмешательство государственных структур в предпринимательскую деятельность, воспрепятствование работе бизнеса должны восприниматься как тягчайшее преступление против государства».
Нуротановцы говорят, что предприниматели по-прежнему сталкиваются с многочисленными проблемами, связанными с действиями правоохранительных и контролирующих органов. Оказывается, каждое пятое обращение предпринимателей сопряжено с нарушениями в ходе досудебного производства. Кроме того, органами досудебного расследования допускаются многочисленные факты необоснованного вовлечения предпринимателей в орбиту уголовного преследования, инициирования без достаточных оснований обысков, выемок и арестов имущества предпринимателей, чем нарушаются их права.
В связи с этим, депутаты фракции Nur Otan предлагают правительству проработать дополнительные меры законодательного характера в сфере уголовно-правовой защиты прав и законных интересов предпринимательства. Для чего, по их мнению, нужно рассмотреть вопросы по:
- усилению ответственности за вмешательство в бизнес со стороны правоохранительных органов путем неправомерного административного давления и незаконного уголовного преследования, причинение крупного ущерба субъектам предпринимательства;
- совершенствованию уголовных норм, связанных с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности и рейдерства;
- совершенствованию правовых механизмов, направленных на защиту бизнеса, возможности осуществления следственных действий в отношении зарегистрированных предпринимателей только с санкции суда или прокурора;
- внедрению эффективных механизмов быстрой и максимально полной защиты и восстановления нарушенных прав предпринимателей, возмещения им ущерба, персональной ответственности должностных лиц;
- в целях минимизации вовлечения предпринимателей в уголовный процесс:
- пересмотреть действующие пороги привлечения бизнеса к уголовной ответственности за налоговые правонарушения;
- введение института комплаенс - служб, ответственных за соблюдение корпоративных стандартов добропорядочности бизнеса;
- провести ревизию законодательных актов на предмет выявления издержек для бизнеса, оптимизации разрешительных процедур субъектов естественных монополий и предоставления излишней отчетности госорганам, нормализации кредитных условий и доступности к финансированию.
Мы надеемся, что малый и средний бизнес высоко оценит инициативы депутатов.
1 место
Несомненно, на наш взгляд, первого места достоин депутатский запрос депутатов фракции Nur Otan по качеству медицинских услуг. Депутаты говорят, что люди постоянно жалуются на низкий уровень оказания медицинских услуг. И эта тема постоянно и широко освещается в социальных сетях. Речь, в первую очередь, идет об узких специалистах, в частности, офтальмологах. Тема актуальна в период пандемии, когда миллионы детей вынуждены обучаться дистанционно с использованием разного рода гаджетов.
«Во многих странах падение зрения у детей признается национальной угрозой, а ведь дети, без преувеличения - это наше будущее. Парадокс заключается в том, что узких специалистов, т.е. детских офтальмологов, в стране практически нет, кроме одного НИИ в г.Алматы и его филиала в г.Нур-Султан. Усугубляется данная ситуация тем фактором, что все ведущие частные офтальмологические клиники работают с пациентами только старше 18 лет», - констатируют депутаты.
Депутаты утверждают, что из-за пандемии коронавируса медосмотры детей либо носят формальный характер, либо вообще не проводятся.
«Знаете ли Вы, уважаемый Аскар Узакпаевич, как сегодня проходят уроки физкультуры в средних школах столицы? Правильно, удаленно! Дети сидят перед компьютерами и смартфонами и пишут эссе на различные темы, например, про йогу или пользу физкультуры. Парадокс. Вместо того, чтобы дать глазам наших детей лишний раз отдохнуть, они загружают детей и не освобождают их даже при наличии справки ВКК», - возмущаются депутаты.
В связи с этим, депутаты фракции Nur Otan предлагают принять неотложные и экстренные меры для изменения сложившейся ситуации в сфере детской офтальмологии, чтобы помощь доходила до конкретных пациентов и на постоянной основе проводить мониторинг социальных сетей и незамедлительно реагировать с определением конкретных ответственных лиц.
И вправду депутаты увидели и услышали простых людей, в отличие от ответственных на то чиновников.
*****
Безусловно, всегда есть вопросы читателей относительно того, какой из депутатских запросов важен или нет, и какой из них запрос лучше или хуже. Каждый запрос особенен, и выполняет главную роль – это депутатский контроль в том или ином виде. И здесь важно не переступить ту тонкую грань между социальной необходимостью и политическим хайпом и популизмом. Судя по имеющимся запросам без этого депутатские запросы не обошлись. Другой вопрос, насколько та или иная тема обсуждается в обществе, в том числе, в социальных сетях, насколько выдвигаемые депутатами требования к правительству отражают реальные чаяния их избирателей. И здесь на первый план выходит политчутье депутатов, фундаментальность и серьезность не только их позиции, но и дальнейших намерений. Немаловажен факт их мобильности и гибкости по реагированию на запросы общества. Анализ показал, что большая часть запросов депутатов от фракции Nur Otan больше других имела развернутый кейс мер необходимых для решения той или иной проблемы. При этом в значительной части предлагаемых мер был заложен эффект долгосрочного действия. Поэтому такие запросы вошли сразу в топ по актуальности и социально-экономической и общественно-политической важности, востребованности и долгосрочного эффекта действия.
Мы надеемся, что такого рода рейтинги подстегнут народных избранников быть ближе к насущным проблемам страны, к конкретным проблемам жителей их регионов, городов и аулов, повысит качество, актуальность и оперативность депутатских запросов.
Серик Мамбетов, руководитель проекта «Рейтинги»
Просмотров материала: 969