Напомним нашим читателям, что с мая месяца текущего года мы ведем собственный рейтинг «Депутатский запрос», основными критериями которого являются важность, актуальность и обсуждаемость собственно этих запросов. На время каникул мы приостановили рейтинг, а с началом нового политического сезона предлагаем очередной обзор.
Динамический ряд депутатских запросов
С момента начала работы 5-й сессии VI созыва Мажилиса депутаты направили в различные государственные инстанции 239 запросов (Таблица 1). Их наибольшее число приходится на февраль текущего года (40 запросов).
Таблица 1. Количество депутатских запросов по состоянию на 30 июня 2020 года
(5 сессия VI созыва Мажилиса)
Анализ показал, что за прошедший период наибольшее число депутатских запросов отправила фракция партии Nur Otan – 83 запросов. Пик депутатской активности фракции партии парламентского большинства приходится на сентябрь – 16 запросов. При этом долгие месяцы наиболее «урожайным» для фракции партии конституционного большинства был февраль – 13 запросов.
Вторую строчку рейтинга по числу депутатских запросов занимает КНПК – 54 запросов. И партия Акжол обратилась в различные государственные инстанции 43 раза. Число совместных запросов фракций составило 52 единицы. Ассамблея народа Казахстана отметилась за весь период 7-ю запросами.
Таким образом, в сентябре депутатами всех фракций направлено 37 запросов (пик приходится на февраль – 40 запросов). Больше всего запросов у партии Nur Otan -16 (Таблица 2). Второе и третье места делят КНПК и «Акжол» - по 6 запросов. Депутаты от Ассамблеи народа Казахстана в сентябре направили 3 запроса. Примечательно, что за весь прошлый созыв у АНК было всего лишь 4 запроса. Также отметим, что 6 запросов были совместными, в которых участвовали депутаты всех фракций.
ТОП депутатских запросов
За два месяца каникул, безусловно, у депутатов накопились вопросы как к правительству в целом, так и к отдельным министрам и руководителям ведомств в частности. Градус активности партийных фракций во многом обусловлен фактором пандемии, а также материалом, собранным депутатами во время встреч в регионах. Ну и, конечно, эскалация активности депутатов во многом сопряжена с предстоящими выборами в маслихаты и Мажилис парламента по партийным спискам. Сейчас каждый депутат, который еще не похоронил для себя мечту в очередной раз получить мандат «народного избранника» в представительном органе страны, активно использует любую площадку для своей презентации. Это в том числе и трибуна депутатских запросов, которая, как правило имеет свойство публичного промоушн.
Главные темы – это, конечно же, эпидемия Covid19 и всё, что связано с ней. Кроме того, есть и запросы по другим вопросам: дети-инвалиды, детские дома и птичий грипп. То есть вся социально значимая проблематика, которая находит активные отклики и реакцию среди населения.
На основе контент-анализа мы представляем вашему вниманию ТОП-10 депутатских запросов за сентябрь. Занятые позиции в нем соответствуют, на наш взгляд, уровню важности и актуальности на текущий момент, а также обсуждаемости среди населения.
10-е место. Проблема связанная с обеспечением безопасноти мобильной связи в приграничных районах Республики Казахстана давно избита, но тем не менее актуальна. В запросе фракции партии «Акжол» отмечается, что практически во всех приграничных районах страны – на востоке с КНР, на юге с Узбекистаном и Кыргызстаном, на западе и севере с Российской Федерацией, есть эта проблема.
Депутаты приводят примеры таких приветствий, приходящих на телефон казахстанских абонентов: «Добро пожаловать в Китай! Пользуйтесь выгодными тарифами в роуминге!», «Activ приветствует вас в Китае! Пользуйтесь выгодными тарифами в роуминге». То же самое и на границе с Кыргызстаном, Узбекистаном и Россией. Акжоловцы говорят об отсутствии должной национальной системы коммуникаций и связи, о влиянии этого на национальную безопасность страны.
Безусловно, эта тема очень серьезная и стратегически важная, поэтому она в ТОП-10.
9 место. Депутатский запрос фракции партии Nur Otan по вопросу о необходимости принятия пакета оперативных и системных мер по содействию занятости и созданию рабочих мест.
По мнению депутатов меры должны быть направлены, прежде всего, на:
- поддержку предприятий, в наиболее пострадавших от влияния пандемии отраслях и предотвращение масштабного сокращения работников;
- оказание необходимой социальной поддержки и недопущение снижения доходов населения;
- сохранение и создание рабочих мест за счет инфраструктурных проектов.
Нуротановцы просят рассмотреть вопрос продолжения реализации программы Дорожная карта занятости в 2021 году с включением в неё проектов, решающих наиболее острые инфраструктурные потребности регионов, с учетом мнения местного сообщества, а также обеспечить её соответствующее финансирование.
Очевидно, что в период пандемии и падения экономик, эти меры неотложны и актуальны. Поэтому такой запрос также имеет полное право попасть в ТОП-10 депутатских запросов.
Более того данные пакет мер в той или мере отражен в проектах 216 региональных предвыборных программах партии Nur Otan, которые разработаны с учетом 20 тысяч предложений со стороны населения районов, сел и городов.
8-е место. Важную тему подняли депутаты фракции партии «Акжол» - это опасность медицинских отходов в период эпидемии.
На фоне печального опыта повторной вспышки коронавируса COVID-19 после прекращения чрезвычайного положения, а также сообщений о второй волне массовых заражений в Европе, России и других странах, особую актуальность приобретают меры по предотвращению угрозы нового распространения и новых жертв пандемии в нашей стране. В этой связи особую опасность представляют отходы медицинских учреждений (защитные костюмы, шприцы, бинты, и т.д.), использованные в работе с заражёнными COVID-19, считают депутаты.
Понятно, что медицинские отходы представляют не меньшую, а скорее всего – большую опасность, так как на них находится биоматериал не одного, а многих носителей вируса. В связи с этим депутатская фракция «Ак жол» попросила Министерство здравоохранения и Министерство экологии в срочном формате разобраться с поступающими сигналами и навести порядок в данной сфере, а также ужесточить контроль и ответственность за нарушения требований транспортировки и утилизации опасных медицинских отходов.
Этот запрос удостоился 8-го места в нашем рейтинге депутатских запросов.
7-е место. Издержки от пандемии и экономического кризиса легли на плечи населения. На этом фоне страну поразила агфляция - стремительный неоправданный рост цен на продовольственные товары при стагнации и падении реальных доходов населения, считают депутаты фракции КНПК.
По их данным, за январь-август нынешнего года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, продовольственные товары подорожали на 10-ть более процентов.
Коммунисты считают недопустимым сложившееся положение дел, особенно ускоренное подорожание тех видов продовольствия, которыми страна в состоянии обеспечить себя самостоятельно. Расходы на продукты питания не должны быть непосильным бременем в стране, располагающей огромными сельскохозяйственными ресурсами.
В запросе депутаты отмечают, что меры по развитию АПК не решают вопросы ценовой доступности продовольствия и обеспечения его качества. По их мнению, нужны адресные меры в данной сфере и разработка Национальной программы «Доступное и качественное питание для всех казахстанцев». В частности предлагается предусмотреть оказание помощи гражданам посредством выпуска специальных купонов или платежных карт для приобретения казахстанских продуктов. Это позволит одновременно улучшить питание населения и поддержать отечественных производителей.
Сама постановка вопроса – серьезная, и в период пандемии еще более актуальная. Но в то же время, на наш взгляд, механизм реализации не продуман, и больше кажется носит популистский характер, так предлагаемый алгоритм по существу антирыночный и является благодатной почвой для большего роста патерналистских настроений. Может быть, все таки создать условия для более эффективной работы бизнеса и решить вопрос с занятостью? Поэтому запрос занимает 7-е место.
6 место. Запрос от депутатов Ассамблеи народов Казахстана также напрямую касается пандемии.
Из-за массированной информации по состоянию COVID-19 в стране и в мире у населения сложилась тревожная ситуация ожидания очередной волны коронавирусной инфекции, пишут депутаты. И в связи с этим депутаты запросили у правительства отчет о степени подготовленности страны ко второй волне эпидемии. Например, запрашивается информация о готовности по обеспеченности ПЦР-лабораториями, койко-местами, медицинскими препаратами и соответствующим оборудованием, в том числе компьютерными томографами, цифровыми рентген-аппаратами, концентратами, квалифицированным медицинским персоналом и т.п..
Кроме того, депутаты просят доложить о том, на какой стадии находятся ранее достигнутые межправительственные договоренности с Российской Федерацией и другими государствами о поставке в Казахстан вакцин, медицинских препаратов и оборудования.
Тема второй волны эпидемии и степени готовности к ней, безусловно, важна. Но депутатский запрос остался на уровне запроса обычной журналистской редакции. Мы не знаем, что будет делать фракция АНК с этой информацией – будут ли какие-либо эксклюзивные и креативные предложения по решению той или иной проблемы. Поэтому всего лишь 6-е место.
5-е место. Как известно, в своем Послании народу Казахстана Глава государства поручил принять «дополнительные регуляторные меры в части повышения ответственности кредитных организаций, а также по дифференциации и снижению предельных ставок по кредитам».
По данным депутатов фракции партии Nur Otan на 1 августа 2020 года, объем потребительских кредитов банков составил более 4,0 трлн тенге. Еще 345 млрд. тенге потребительских кредитов выдано МФО. Порядка 100 млрд. тенге приходится на онлайн-кредитование. Также работают ломбарды и иные кредитные организации.
Из-за пандемии коронавируса и введённых в связи с карантином ограничений многим казахстанцам стало тяжело обслуживать свои займы. С 16 марта до 15 июня отсрочку платежей по кредитам в связи с чрезвычайным положением получили 1 890 тысяч граждан. Люди с большой благодарностью отзываются о передышке, которую получили. В 2019 году были списаны долги по потребительским кредитам социально уязвимым слоям населения. Но условия для получения кредитов были ужесточены.
Введен запрет на выдачу кредитов гражданам с ежемесячным доходом ниже прожиточного минимума (32 668 тенге). При этом, чтобы получить кредит, нужно иметь официальный доход за период не менее 3 месяцев. То есть, если человек не получал постоянного дохода в последние 3 месяца, то ему также будет отказано в кредите.
Другим серьезным ограничением остается плохая кредитная история. На сегодня 1,4 миллиона человек имеют плохую кредитную историю, хотя при этом уже давно погасили все свои долги. Они полностью отключены от банковского кредитования, поскольку ни один банк не выдаст кредит человеку с плохой кредитной историей. В итоге, миллионы людей с низкими доходами и плохой историей вынуждены кредитоваться в микрофинансовых организациях, онлайн-компаниях и ломбардах под огромные ставки, считают депутаты Nur Otan.
В связи с этим, депутаты предлагают:
1) Установить одинаковые правила регулирования по одним и тем же финансовым продуктам для банков и микрокредитных организаций.
2) «Обнуление» кредитной истории и очистка «черных» списков банков по заемщикам, которые уже погасили свою задолженность. После этого они смогут получить банковские кредиты, а не кредитоваться у микрокредитных организаций, онлайн-компаний и ломбардов под высокие проценты.
3) Разработать и принять программу восстановления платежеспособности физических лиц. Свыше 98% потребительских кредитов населения составляют сумму до трёх миллионов тенге. Поэтому реабилитация должна касаться потребительских займов до трёх миллионов тенге с просрочкой свыше 90 дней.
Трудно не согласиться с аргументами депутатов – проблема архиважная и актуальная, и это предложение в случае принятия может позволить помочь гражданам. Безусловно, это лучше, чем тотальное списание кредитов, которое также предлагается депутатами других партий в стенах Мажилиса.
Запрос занимает достойное место в ТОП-5 нашего рейтинга.
4-е место мы отдали запросу депутатов фракции партии Nur Otan о пересмотре уровня прожиточного минимума, который должен соответствовать реальным потребительским расходам граждан.
Депутаты предлагают:
1) привести нормы потребления продуктов питания прожиточного минимума в соответствие с научно обоснованными физиологическими нормами и реальным потреблением казахстанцев;
2) исходя из данных норм пересчитать продовольственную корзину прожиточного минимума.
Кстати, такое поручение было озвучено еще в 2017 году из уст Елбасы Нурсултана Назарбаева, поэтому народным избранникам нужно не просто просить, а требовать. А пока что, воз и ныне там, за который очень срочно должно взяться правительство.
Повышение величины прожиточного минимума поможет вернуть доверие населения к социальной политике государства, считают депутаты Nur Otan, и с этим трудно не согласиться. В итоге – 4 место.
2-е и 3-е места, по нашему мнению, поделили запросы Nur Otan и КНПК по проблеме дистанционного образования. Две партии, практически одновременно подняли эту архиважную и актуальнейшую на сегодня проблему.
Наша страна в своей истории переживала разные ситуации. Но всегда, во все времена, и в годы войны, разрухи, и во времена вспышек гораздо более страшных заболеваний, как тиф, чума, туберкулез, школы по всей стране не закрывались и обучение проводилось в его классическом виде - при соблюдении санитарных требований. Хотя обеспечить это в прежние времена было намного сложнее, считают народные коммунисты.
Практически в унисон заявляет партия власти. Вынужденный переход на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса, по мнению депутатов Nur Otan, обнажил реальное положение дел и проблемы системы образования.
Во многих государственных программах были предусмотрены мероприятия по созданию электронных образовательных ресурсов, подготовке педагогических кадров к использованию информационно-коммуникативных технологий и обеспечению равного доступа к информационно-образовательным ресурсам. В целом на эти мероприятия за последние 9 лет было выделено свыше 72 миллиардов тенге, из которых только 30 миллиардов тенге потрачено на внедрение системы электронного обучения е-learning. Но все это, как считают нуротановцы, не принесло результатов.
По мнению депутатов, дистанционное обучение школьников фактически было сорвано, несмотря на заверения первых руководителей Министерства образования и науки и Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан о полной готовности 7 казахстанских интернет-платформ к дистанционному обучению и замене ими международных площадок.
Также, как свидетельствует всевозможные жалобы и комментарии родителей в СМИ и социальных сетях образовательные платформы не соответствуют требованиям информационной безопасности, отсутствует качественный образовательный контент, учебный процесс сопровождается постоянными сбоями.
Всё это привело к:
- заметному снижению качества образования, эффективности обучения, усвоению знаний и уровня компетентности в целом по стране;
– снижению уровня и содержания воспитательного процесса всех субъектов образования, социализации детей;
– лишению детей и молодёжи различных социальных групп равенства в доступе к образованию, увеличению разрыва между разными слоями общества и их маргинализации.
Перечислять аргументы депутатов той и другой фракций можно долго. Проблема есть, она не решена и нет каких-либо достаточно внятных предложений по решению, уверены депутаты.
В этой связи депутаты требуют кардинально изменить подходы и перевести образование с дистанционного – к обычному и смешанному режиму, при соблюдении санитарных норм, учитывая мнение родителей, попечительских советов и готовность учебных заведений.
Тема серьезная, поэтому два запроса двух фракций делят 2-3 места.
1-е место в нашем рейтинге депутатских запросов мы не могли не отдать запросу по вопросу несвоевременной выплаты денежной компенсации в случае заболевания медработника коронавирусной инфекцией, направленному в правительство депутатами фракции партии Nur Otan.
Доподлинно известно, что Глава государства К.К.Токаев, еще 30 марта 2020 года на заседании Государственной комиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения поручил оказать финансовую поддержку медицинским работникам, в случае их заболевания COVID-19, в размере 2 млн. тенге, а в случае их смерти компенсации их семьям в размере 10 млн. тенге.
Что мы имеем на сегодняшний день, задаются вопросом депутаты?
По данным Министерства здравоохранения, по состоянию на 22 сентября 2020 г. коронавирусом заболело 12830 медицинских работников. При этом, согласно ежедневному мониторингу Минтруда, на эту же дату от Министерства здравоохранения поступило всего 2475 заявок, что составляет 19% от числа заболевших. При этом единовременную социальную выплату получили только 1830 чел. или 14,3% от общей численности заболевших.
Гораздо хуже, по мнению депутатов, обстояли дела по выплатам семьям умерших медицинских работников. Так, умерло 197 медицинских работников, от минздрава поступило только 38 заявок на выплату, а выплаты произведены всего 25 получателям от общей численности умерших.
Возникает вопрос: почему так долго, в течение более 5 месяцев, идет бумажная волокита и перекидывание ответственности от министерства к министерству? Из-за нерасторопности работников на грани срыва исполнение поручения Президента страны, говорится в запросе депутатов Nur Otan.
Депутаты уверены, что виноваты Минздрав и Минсоцтруда. По их мнению проблемы возникли по причине того, что не отработаны алгоритмы взаимодействия этих министерств.
Тема выплат медикам наиболее обсуждаемая еще и в социальных сетях, поэтому она безоговорочно занимает первое место в нашем рейтинге депутатских запросов.
Таким образом начало последней осени депутатов Мажилиса 6-го созыва ознаменовалась высокой активностью и ростом числа депутатских запросов. Тематика запросов актуальная, востребованная, социально значимая, хотя в ряде случае в и окутанная шлейфом популизма. Надо полагать также, что с учетом объявленных выборов в представительные органы власти на 10 января 2021 года это тренд сохранит свою динамику и более того, запросы станут резче, требовательнее. Миндальничать с членами правительства сейчас депутаты не будут. Каждый запрос будет ложиться «золотой монетой» в копилку голосов избирателей для места партийном списке.
Сложнее всего будет депутатам от партии Nur Otan, так как конкуренция с учетом проведенных праймериз будет жесткая. Впереди еще у них участие в региональных дебатах, региональные конференции, съезд партии. Поэтому можно предполагать, что сейчас депутаты фракции партии конституционного большинства увеличат количество депутатских запросов, нарастят свою публичность.
Еще раз отметим, нельзя говорить, что тот или иной депутатский запрос лучше или хуже другого. У каждого из них есть главная функция - депутатский контроль. Являясь важной формой персональной работы депутата, его реакции на общественное мнение и реагирование на социальные запросы общества депутатский запрос становится значимым атрибутом и частью политической культуры, публичной политики.
Уверены, что подобные рейтинги мотивируют народных избранников повышать качество, актуальность и оперативность депутатских запросов с учетом актуальных вопросов развития страны, конкретных проблем жителей их регионов, городов и аулов.
Серик Мамбетов, руководитель проекта «Рейтинги»
Просмотров материала: 931