Мы уже писали, что после летних каникул партии (за исключением Nur Otan), судя по активности в соцсетях, все-таки вступили в борьбу. Правда, в сентябре они не снискали лавров, потому что партия власти еще раньше нарастила политические «бицепсы» и не желает делиться местом в турнирной таблице. В то же время, небольшой тайм-аут в Nur Otan после внутрипартийного Праймериза совпал с «пробуждением» партий в том числе и в социальных сетях. Так, если обе странички партии «Ауыл» обошли площадки ОСДП и «Акжол», то Фэйсбук-страничка КНПК вовсе поднялась на второе итоговое место, подвинув Фэйсбук Nur Otan на одну позицию ниже.
Как мы это делаем?
Для подготовки рейтинга, берутся следующие показатели страничек в социальных сетях: количество подписчиков, количество постов, вовлеченность пользователей и средняя вовлеченность на один пост. Именно эти цифры являются яркими и главными индикаторами той или иной работы, которая проводится партиями на своих коммуникационных площадках.
Оценка результатов производится путем начисления баллов за тот или иной результат. В нашем случае начисления штрафных баллов за соответствующее занятое место в 4-х показателях. Всё довольно просто, в том числе, и для визуального восприятия: чем меньше баллов, тем выше место странички в рейтинге.
1. Количество подписчиков
По количеству подписчиков по прежнему и со значительным отрывом идет страничка партии Nur Otan в Инстаграм – 218647 подписчиков (на 31 октября 2020 года). Прирост в октябре составил около 3000 пользователей (Рис. 1). Больше ни одна страничка не продемонстрировала такой рост.
Рис 1. Динамика численности подписчиков Инстаграм партии Nur Otan
Вспомним обзор месячной давности, в котором мы привели самый большой рост подписчиков за месяц – это сделал Инстаграм партии «Акжол» - плюс 71 000 при существующих 36 000. Но по итогам октября число подписчиков «Акжола» упало на более чем 4000 подписчиков.
Нас терзали сомнения относительно честного привлечения этой страничкой подписчиков, и эти сомнения косвенно подвтерждаются. На рисунке 2 видно, что в середине октября было ощутимое падение числа подписчиков, но далее невероятным образом и, причем, резко увеличивается это число. Но к отчетному периоду показатель снова демонстрирует падение.
При грамотной и системной выстроенной работе такого не происходит. Вторую, так называемая «косвенную улику», этого «преступления» мы найдем в главе вовлеченность.
Рис. 2 Динамика численности подписчиков Инстаграм партии «Акжол»
Посмотрим теперь уже в конце ноября каким будет падение этого показателя.
Незначительно, но прибавили число подписчиков Фэйсбук партии власти и Инстаграм КНПК. Рост наблюдается также у большинства страниц партий в соцсетях. Исключением является Инстаграм партии «Ауыл» - минус 16.
Всё это говорит об активизации всех партий в социальных сетях. Надо полагать, руководители партий наконец то осознали важность соцсетей, но время, похоже, упущено. И конкурентная борьба между партиями будет идти уже между партиями занимающими вторую и следующие позиции в рейтинге, потому что позиции фаворита кажется для них недосягаемы.
2. Количество постов
Количество постов – это показатель того объема работ, выполняемой партией в оффлайн, как и впрочем, часть работы по эффективному использованию самой площадки для тиражирования месседжей.
Лидером по количеству публикаций является Фэйсбук Партии «Ауыл». Второй – Инстаграм этой же партии, а вот третье и четвертое места поделили Фэйсбук-странички КНПК и Nur Otan.
Рис 3. Основные данные по ФБ-страничке партии «Ауыл»
Рис 4. Количество постов на Фб-страничке партии «Ауыл»
Уменьшив и без того незначительное количество публикаций, на последнее место опустился Инстаграм партии «Акжол» (Рис.5). А ОСДП вроде и увеличила количество постов, но этого не достаточно, чтобы говорить о существенном присутствии партии в соцсетях.
Рис 5. Основные данные по Инстаграм партии «Акжол»
Активность партий, до этого времени находившихся в состоянии «политического анабиоза», объясняется, прежде всего, пониманием того, что ближайшие три месяца станут наивысшей фазой электорального цикла, который начинается сразу на следующий день после опубликования итогов выборов.
Именно эти месяцы, а вернее их итоги, подводят итоговую жирную черту политической субъектности партии. Однако смогут ли партии, которые не вели системную работу на протяжении пяти лет, поднять свою капитализацию ростом числа постов? Доверие избирателей формируется не сиюминутной активностью. Нужна кропотливая работа на протяжении всего времени. У многих партий этого не было.
3. Вовлеченность
Вовлеченность – это число уникальных пользователей, которые так или иначе взаимодействовали с тем или иным контентом. А это реакция (лайки), комментарии и перепосты.
Рост вовлеченности на страничках предемонстрировали лишь странички партии «Ауыл» - плюс 1868 в Фэйсбуке и 601 в Инстаграме. Но стоит отметить, что это мизерные цифры, и для охвата большей аудитории нужны цифры на порядок (а то и два) больше. Все остальные странички в минусе.
Рис 6. Лучшие посты Инстаграм партии Nur Otan
Рис 7. Лучшие посты на Фб-страничке партии «Ауыл»
Рис 7. Лучшие посты на Фб-страничке партии «Ауыл»
В сентябре число страничек, не дотянувших до 1000 пользователей, стало четыре. Причем, здесь две странички ОСДП.
Рис 9. Лучшие посты аутсайдера по вовлеченности – Инстаграм ОСДП
4. Средняя вовлеченность на пост
Средняя вовлеченность на пост говорит о качестве месседжей, тиражируемых на страничках. И чем меньше разница между лучшими и худшими показателями, тем стабильнее уровень качества.
Значительный рост продемонстрировала Инстаграм-страничка партии Nur Otan – плюс 128.
Две странички КНПК следуют за лидером, но показатели разнятся.
Рис 10. Среднее число реакций на пост в Инстаграм партии Nur Otan
Худшие посты аутсайдеров (две странички ОСДП) показали вовлеченность на уровне 26-28. Очевидно, что эти посты некачественные и неактуальные, либо формат и качество подачи не удовлетворило аудиторию.
Рис 11. Лучшие посты аутсайдера – Инстаграм ОСДП
Выводы
Напомним, что итоговое количество штрафных баллов вычисляется путем суммирования их в соответствии с занятыми местами по всем 4-м показателям.
Полученные данные показывают, что лидером рейтинга в октябре остается Инстаграм партии Nur Otan с небольшим увеличением штрафных баллов. Это, возможно, из-за передышки после внутрипартийного отбора – праймериз (таблица 5).
А вот Фэйсбук партии власти, прибавив три штрафных очка, впервые и неожиданно пропустил на второе место Фэйсбук-страничку КНПК, которая набрала на один балл меньше – 16.
Четвертое место осталось также за КНПК. 5-6 места заняли две странички партии «Ауыл», активность которой в социальных сетях в прошедшем месяце очень заметна. Такая динамика может позволить подопечным Али Бектаева составить конкуренцию народным коммунистам.
Объявленные Главой государства выборы в представительные органы на 10 января 2021 года были ожидаемы, однако не все партии отреагировали адекватно. Не беря в расчет системную активность Nur Otan, оживление в социальных сетях заметно наблюдалось только у партии «Ауыл».
Партия власти Nur Otan, после праймериза сбавила темпы присутствия в социальных сетях, что объективно обусловлено. Но даже при этом ее показатели достаточно высокие. И судя по событиями которые уже проходят в текущем месяце, она активно готовятся к главным событиям, мощно наращивая темпы работы в социальных сетях. Так что, надо полагать, ноябрь для партии конституционного большинства будет организационно и информационно насыщенным и показатели мониторинга по итогам ноября дадут резкий скачок.
Активна КНПК и, возможно, в ноябре она может прибавить, и мы увидим ожесточенную борьбу с аульчанами за «серебро» в турнирной таблице. А что касается «Акжол» и ОСДП, то, похоже, они уже не игроки на полях соцсетей – разве что не привлекут большие ресурсы перед выборами и адмресурс.
Деньги и адмресурс, конечно, обязательный атрибут любого политического противостояния, но искренность намерений никто не отменял.
Чуть более месяца до начала официальной агитации – поживем-увидим, какая партия и с чем придет на старт!
Серик Мамбетов, руководитель проекта «Рейтинги»
Просмотров материала: 1 033