В очередном, июльском, рейтинге официальных страничек политических партий две странички партии Nur Otan удержали абсолютное лидерство. Впрочем, итоговая третья позиция, за которую крепко держатся народные коммунисты, также осталась за ними. Но стоит отметить, что в затылок им уже дышит «Акжол».
Как мы это делаем?
Для подготовки рейтинга были взяты следующие показатели страничек в социальных сетях: количество подписчиков, количество постов, вовлеченность пользователей и средняя вовлеченность на один пост. Именно эти цифры являются яркими и главными индикаторами той или иной работы, которая проводится партиями на своих коммуникационных площадках.
Оценка результатов производится путем начисления баллов за тот или иной результат. В нашем случае начисления штрафных баллов за соответствующее занятое место в 4-х показателях. Всё довольно просто, в том числе, и для визуального восприятия: чем меньше баллов, тем выше место странички в рейтинге.
1. Количество подписчиков
По количеству подписчиков по прежнему и со значительным отрывом идет страничка партии Nur Otan в Инстаграм – более 209 тысяч, причем с лучшим приростом – почти 7500 новых подписчиков (Таблица 1).
Рис. 1. Динамика роста подписчиков Инстаграм партии Nur Otan в июне
Немного прибавили Фэйсбук партии власти и Инстаграм ОСДП. «Акжол» продолжает терять подписчиков (считай сторонников). Так, если на момент начала подготовки рейтингов Инстаграм партии Азата Перуашева насчитывал более 45 000 подписчиков, то в июле уже менее 38 000. Ощутимо потеряла партия и в Фэйсбуке – минус 181 подписчик.
Также лишаются подписчиков и странички КНПК и ОСДП в Фэйсбуке – минус 104 и 1025 соответственно. Причины такой динамики мы обозначили ниже.
В целом, конечно же, нонсенс – иметь не только число подписчиков менее 10% самих членов партии, но еще и терять их с каждым месяцем. Тем более когда в условиях пандемии многие аспекты работы партий переходят в режим «цифры» и логически число подписчиков должно увеличиваться.
2. Количество постов
Количество постов – это показатель того объема работ, выполняемой партией в оффлайн, как и впрочем, часть работы по эффективному использованию самой площадки для тиражирования месседжей.
И увеличение этого самого объема работ замечено лишь на трех страничках – Фэйсбук партии Nur Otan и двух страничках «Акжола» (Таблица 2). Лидером по этому показателю является Фэйсбук Nur Otan – 52 поста.
Несколько снизилась активность в Фэйсбуке ОСДП и КНПК, но они продолжают находиться в группе лидеров.
У половины страничек – менее одного поста в день, а Инстаграм партии «Акжол» вовсе опубликовал всего лишь 7 постов, что говорит об отсутствии активной работы перед надвигающимися выборами.
3. Вовлеченность
Вовлеченность – это число уникальных пользователей, которые так или иначе взаимодействовали с тем или иным контентом. А это реакция (лайки), комментарии и перепосты.
Отметим сразу, что у большинства (шести) обладателей партийных страничек в социальных сетях снизилось число активно вовлеченных пользователей. И лишь 4 страницы показали положительный прирост.
Наибольший прирост вовлеченности у Фэйсбук партии «Акжол» - плюс 1182 (Таблица 3). Кроме того, неплохой прирост у Инстаграм КНПК.
Вовлеченность на страничках партии Nur Otan остается самой высокой, хотя и наблюдается существенное снижение количества постов у партии. Скорее всего, это обусловлено всплеском пандемии в июле с высоким уровнем заражаемости, заболеваемости и изоляцией людей, в том числе связанной с госпитализацией.
Если в июне 5 страничек (на одну меньше, чем в мае) так и не дотянули до 1000 уникальных пользователей, то в июле таких страничек осталось всего лишь три. Заметна определенная активность на страничках, но, к примеру, имея почти 40 тысяч подписчиков Инстаграм партии «Акжола» привлекает 280 уникальных пользователей. Вряд ли это можно назвать качественной работой.
Аналогичная ситуация в Фэйсбуке партии «Ауыл» и Инстаграме ОСДП.
Если аналогичная тенденция продолжится, то партиям сложно будет на предстоящих выборах в местные и центральные представительные найти свой электорат и завоевать его симпатии.
Абсолютными лидерами по этому показателю являются страницы партии Nur Otan, консолидированная вовлеченность которых составляет более 12 000. Но стоит отметить, что и этого недостаточно для страничек с общим числом подписчиков более 220 000 - около половины процента. У партии, наверняка, есть резервы и ресурсы для увеличения этого показателя.
Лучшими по взаимодействию стали публикации в Инстаграм партии Nur Otan о деятельности Фонда «Birgemiz» - более 1000 реакций и комментариев.
Неплохую реакцию в соцсетях получила Zoom-конференция Лиги сторонников партии «Nur Otan»: «Общественно-политическая ситуация в стране. Партийные праймериз «Nur Otan», как возможность эволюционных перемен в стране».
Лучшие публикации народных коммунистов получили не больше вовлеченности, чем нерейтинговые публикации партии Nur Otan.
4. Средняя вовлеченность на пост
Средняя вовлеченность на пост говорит о качестве месседжей, тиражируемых на страничках. И чем меньше разница между лучшими и худшими показателями, тем стабильнее уровень качества.
Динамический ряд показывает очередное (по сравнению с маем и июнем) снижение уровня вовлеченности на пост у ряда партийных страничек в соцсетях (таблица 4). При этом общая картина и расстановка позиций практически не изменилась.
Лидером и по этому показателю, причем с большим отрывом, так и остается Инстаграм партии Nur Otan. Facebook партии конституционного большинства несколько отошла на задний план – ее опередили народные коммунисты и «Акжол». Правда, стоит отметить, что акжоловцы «взяли» малым количеством постов, поэтому и средняя величина выше. Неплохой прирост у Инстаграм КНПК.
Худшие посты аутсайдеров (Инстаграм партии «Акжол», Инстаграм партии «Ауыл» и две странички ОСДП) показали вовлеченность на уровне 4-27 (на фото). Очевидно, что эти посты некачественные и неактуальные, либо формат и качество подачи не удовлетворило аудиторию.
Выводы
Напомним, что итоговое количество штрафных баллов вычисляется путем суммирования их в соответствии с занятыми местами по всем 4-м показателям. Полученные распределения показали, что лидером рейтинга в июле снова остается Инстаграм партии Nur Otan с 8 штрафными очками (таблица 5). Отрыв от других коллег по партийному цеху у доминирующей партии впечатляющий.
Facebook КНПК, в течение двух месяцев занимавший вторую строчку в турнирной таблице, уже в июне все же уступил другой ФБ-страничке - партии Nur Otan. А в июле чудом удержался на третьей позиции за счет более высокой вовлеченности.
Большой рывок сделал Фэйсбук «Акжола», поднявшись с последнего места на 4-е. Судя по всему, партийные функционеры поняли серьезность ситуации. Правда, у них получается это половинчато.
Если в прошлом месяце крайне неудовлетворительная работа была у странички партии «Акжол» в Фэйсбуке, то в июле ее участь постигла страничку Инстаграм (все того же «Акжола»), которая вместе с Инстаграм ОСДП делят на двоих «подвал».
Несмотря на то, что есть определенная динамика и повышается активность, показатели страничек, за исключением страничек партии Nur Otan, остаются низкими. Это говорит о том, что уровень организации коммуникационной работы в социальных сетях на недостаточном уровне, а порой и пренебрегается.
Для стабильной работы необходима, в первую очередь, четкая организация рабочего процесса, системность, что заметно на страничках партии Nur Otan и отчасти на одной из страничек КНПК.
Партия власти по качественным показателям удерживает лидирующие места, соответственно, и в итоговой таблице. При этом ее показатели в разы превышают аналогичные данные других партий, представленных на политическом поле Казахстана.
Еще раз обращаем внимание партийных руководителей на важность понимания партийными специалистами SMM или коммуникационными службами партий для чего нужны эти площадки. Судя по показателям рейтинга, представление сложилось не у всех правильное.
Повторимся для функционеров партий, отвечающих за коммуникации: партии до сих пор игнорируют, по крайней мере, не уделяют должного внимания системной работе, выраженной в мониторинге, управление информационными потоками, наличии медиа-плана, своевременной реакции на те или иные информационные вызовы.
Соответственно, мы наблюдаем низкий уровень присутствия в соцсетях (это особо актуально в период ужесточения мер безопасности в период эпидемии), низкий уровень вовлеченности пользователей (значительно меньше, чем самих членов партий), не говоря уже об управлении негативом. Исключение составляют странички партии Nur Otan, которая активно включилась в реализацию своего главного проекта политического сезона 2020 – праймериз, по результатам которого будут сформированы партийный списки для участия в выборах Мажилиса и маслихатов, которые по конституционным срокам должны состояться в начале следующего года .
Учитывая выше обозначенное, руководители партий должны сделать серьезные выводы. Если, конечно, желают достичь высоких результатов во время выборов.
Серик Мамбетов, руководитель проекта «Рейтинги»
Просмотров материала: 1 139