Уважаемые читатели, мы продолжаем рейтинг официальных страничек политических партий. Вашему вниманию уже представлены динамические ряды присутствия партийных страничек в социальных сетях по итогам монторинга в апреле и мае текущего года. Абсолютным лидером рейтинга является Инстаграм партии Nur Otan. Далее следуют народные коммунисты и партия «Ауыл».
Как мы это делаем?
Для подготовки рейтинга были взяты следующие показатели страничек в социальных сетях: количество подписчиков, количество постов, вовлеченность пользователей и средняя вовлеченность на один пост. Именно эти цифры являются яркими и главными индикаторами той или иной работы, которая проводится партиями на своих коммуникационных площадках.
Оценка результатов производилась путем начисления баллов за тот или иной результат. В нашем случае начисления штрафных баллов за соответствующее занятое место в 4-х показателях. Всё довольно просто, в том числе, и для визуального восприятия: чем меньше баллов, тем выше место странички в рейтинге.
1. Количество подписчиков
По количеству подписчиков по прежнему в лидерах и со значительным отрывомидет страничка партии NurOtanв Инстаграм – более 202 тысяч (Рис.1). Причем за май этот показатель вырос на более чем 11 000, а в апреле – более чем на 20 000.
Вторые позиции у Инстаграм партии «Акжол». Третье место принадлежит страничке NurOtan, но уже в Facebook.
Распределение мест по сравнению с апрелем не изменилось, но наблюдается определенная разница в динамике. Если большинство страничек, так или иначе, увеличили количество подписчиков, то Инстаграм партии «Акжол» потерял более 3000 подписчиков, а Facebookнародныхкоммунистов – 88.
Динамику роста подписчиков по остальным партийным страницам мы не посчитали не целесообразным визуализировать в силу их неприличной малочисленности. Фактически на них не подписаны даже 10% заявленных членов партий. Это говорит о недостаточно эффективной организационной работе партий в данном направлении и, очевидным, отсутствием понимания важности социальных сетей как эффективного инструмента коммуникаций политической организации в эпоху тотальной «цифры», гаджетов и. информационных технологий.
2. Количество постов
Количество постов – это показатель того объема работ, выполняемой партией в оффлайн, как и впрочем, часть работы по эффективному использованию самой площадки для тиражирования месседжей.
Увеличение количества постов замечено лишь на четырех страничках. В их числе Facebook КНПК и ОСДП, Инстаграм-странички партий «Ауыл» и «Акжол» (Таблица 2). Остальные политические организации снизили интенсивность размещения публикаций.
Очевидно, что всплеск был в определенной мере спровоцирован активизаций работы партий во время введения ЧП и ограничительных мер карантина. Главные заявления по партийным проектам мобилизации и оказания помощи, депутатские запросы по разработке антикризисных мер и ряда мер партий, связанных с пандемией коронавируса, были актуализированы именно в первой половине периода ЧП, то есть в апреле, далее последовала каждодневная рутинная работа.
Наиболее активные Facebook КНПК и две странички партии «Ауыл». Последняя активизировалась и заняла два места в пьедестале по этому показателю. Меньше всего постов имеют Инстаграм ОСДП и партии «Акжол».
Повторим для руководителей партий и специалистов по SMM. Писать посты для постов, конечно, не самое лучшее занятие. Но в то же время, ни одна страничка не руководствуется рекомендациями специалистов по оптимальному количеству постов от двух до 4-х постов в день. Руководителям партий по вопросам коммуникаций с населением в социальных сетях стоит учесть этот момент.
3. Вовлеченность
Как мы отмечали, мы не стали усложнять наш рейтинг коэффициентами, а решили дать абсолютные цифры по вовлеченности. Вовлеченность – это число уникальных пользователей, которые так или иначе взаимодействовали с тем или иным контентом. А это реакция (лайки), комментарии и перепосты.
Отметим сразу, что практически у абсолютно всех обладателей партийных страничек в социальных сетях существенно снизилось число активно вовлеченных пользователей. На наш взгляд это связано с тем, что партии в апреле активно проводили информационно-разъяснительную работу где, каким образом и какие категории населения могут оформить и получить помощь.
Это существенно повысило уровень посещаемости страничек со стороны пользователей, которые к тому же активно задавали вопросы и получали ответы на интересующие их вопросы.
Тем не менее, безусловным лидером по числу вовлеченных уникальных пользователей, несмотря на существенное снижение показателя, является Инстаграм партии Nur Otan (Таблица 3). Далее следуют странички Facebook КНПК и партии «Ауыл», который в свою очередь потеснил коллег из Nur Otan.
Если в апреле лишь 4 партийных странички в соцсетях в течение целого месяца даже «не вытянули» 1000 уникальных пользователей, то в мае их число увеличилось до 6. Партиям это нужно учесть в своей работе.
Лучшими по взаимодействиюу лидера партии Nur Otan стали посты о помощи партии мактаральцам, пострадавшим в результате прорыва Сардобинского водохранилища в Узбекистане.
Что касается страницы КНПК, то ее снова «вытянул» лидер партии Айкын Конуров. Более того народные коммунисты активно использовали выступления и цитаты президента Касым-Жомарта Токаева, который, кстати, был выдвинут и поддержан партией Nur Otan на прошедших год назад президентских выборах.
Однако добавит ли, такая технология привлечения внимания числа сторонников партии на предстоящих выборах в маслихаты и Мажилис – вопрос сомнительный.
Если два лучших поста партии «Ауыл» как-то связаны с деятельностью партии – народные промыслы на селе и помощь Мактаралу, то пропаганда религиозных ценностей светской партией не совсем понятна.
Лучшим постом у аутсайдера турнирной таблицы, а это Инстаграм ОСДП, являются комментарии члена президиума партии Талгата Омарова о призыве Главой государства талантливой молодежи в систему государственноого управления. Однако и он не набрал свыше 25 лайков, что для партии, претендующей на политическую субъектность, согласитесь, очень мало.
4. Средняя вовлеченность на пост
Средняя вовлеченность на пост говорит о качестве месседжей, тиражируемых на страничках. И чем меньше разница между лучшими и худшими показателями, тем стабильнее уровень качества.
Динамический ряд показывает снижение уровня вовлеченности на пост ряда партийных страничек в соцсетях (таблица 4). В целом же общая картина и расстановка позиций практически не изменилась.
Лидером по этому показателю, причем с большим отрывом, так и остается Инстаграм партии Nur Otan (таблица 4). Facebook партии конституционного большинства переместился и вошел в тройку лидеров, сместив страничку ОСДП в Facebook на 9-е место. И теперь она аутсайдер с одноименной страничкой в Инстаграм. Вторую строчку рейтинга представляет Facebook КНПК.
Хорошую динамику по уровню вовлеченности на пост показали странички партии «Ауыл», поднявшись на 2-3 позиции.
Худший средний показатель по вовлеченности на пост также у ОСДП, но теперь на странице в Инстаграм – всего 16 взаимодействий.
Выводы
Итоговое количество штрафных баллов вычисляется путем суммирования их в соответствии с занятыми местами по всем 4-м показателям.
Полученные распределения показали, что лидером рейтинга в мае остается Инстаграм партии Nur Otan с 10 штрафными очками (таблица 5).
Второе место занял Facebook КНПК, подвинув на третью позицию аналогичную страничку партии Nur Otan. Это стало возможным лишь за счет большего количества постов. Руководству партии парламентского большинства стоит озаботиться сложившейся ситуацией, пока еще не переросшей в тенденцию.
Высокую динамику показала страничка партии «Ауыл» в Инстаграме, поднявшись с 8 места на 4-е. Очевидно, что в партии есть понимание важности сетевых коммуникаций и партия начинает наращивать потенциал перед предстоящей электоральной кампанией.
Недостатком деятельности в этом направлении у партии является представленность всех региональных профайлов не в страничках, а личных аккаунтах.
Значительно потеряли в рейтинговом весе странички партий ОСДП и Акжол в Facebook – минус 3 позиции.
Крайне плачевная ситуация с Инстаграм у ОСДП, который замыкает турнирную таблицу.
***
Таким образом, это первый, представленный вашему вниманию, динамический ряд рейтингаприсутствия и активности партийных страничек в социальных сетях.
Повторимся для участников нашего рейтинга. За счет чего же достигаются высокие показатели одними, а другие даже не дотягивают до стандартных, по мнению специалистов, минимумов.
В первую очередь, безусловно, это собственно уровень организации работы по коммуникациям в социальных сетях. Конечно, нельзя сказать, что у всех партий она выстроена идеально, но довольный высокий уровень организации можно увидеть на примерах страниц партии Nur Otan.
Партия практически по всем позициям удерживает лидирующее первое место. При этом ее показатели в разы превышают аналогичные данные других партий, представленных на политическом поле Казахстана.
Во-вторых, это стабильность и высоко-системная периодичность месседжей. Это привлекает пользователей и способствует многократному возврату аудитории в целях отслеживания тех или иных информповодов.
Отметим, что в мае у многих партий снизилось число постов в социальных сетях и вовлеченности активных пользователей. Как мы отметили ранее, скорее всего, это связано было с всплеском информационно-разъяснительной работы партий по ограничительным мерам и механизма оказания социальной помощи всем нуждающимся категориям населения, в период введения ЧП и карантина, а также правительственных мер поддержки в отношении предприятий МСБ, крупного бизнеса и т.д.
Ну, и в-третьих – это качество месседжа, который повышает его кликабельность, желание взаимодействовать ивозвращаться на страницу.
Второе и третье существенно представлено на страницах партии Nur Otan, соответственно, они и в лидерах, в отличие от страниц других партий. Есть над чем подумать оппонентам партии власти.
И здесь хотелось бы еще раз обратить внимание партийных функционеров на важность понимания партийными специалистами SMM или коммуникационными службами партий для чего нужны эти площадки. Судя по итогам рейтинга, такого представления нет у партии ОСДП и Акжол.
Партии игнорируют важность системной работы, выраженной в мониторинге, управление информационными потоками, наличие медиа-плана, своевременной реакции на те или иные информационные вызовы.
Согласитесь, что с такой постановкой работы партиям сложно будет завоевывать электорат и тем более получить мандаты в представительных органах власти.
Есть еще время до выборов, но как всегда - время летит очень быстро.
Серик Мамбетов, руководитель проекта «Рейтинги»
Просмотров материала: 1 461