Уважаемые читатели, как мы и обещали, в нашем семействе рейтингов в соцсетях появился новый продукт. Представляем вашему вниманию первый рейтинг-обзор активности официальных страничек политических партий в социальных сетях в период действия ЧП. Лидерство в апреле за двумя страничками партии Nur Otan и одной КНПК.
Что такое рейтинги страничек?
Трудно не согласиться с тем, что стремительное развитие и глубокое проникновение во все сферы современного общества информационно-коммуникационных технологий существенно повышают роль социальных сетей. Социальные сети встраиваются в процесс публичной политики и становятся одними из ключевых площадок для тиражирования месседжей.
Более того, эти площадки приобретают форму публичной политики, в рамках которой происходит формирование общественного мнения и принятие политических решений.
Социальные сети открывает новые возможности гражданского участия в формировании повестки, контроля публичной политики и собственно деятельности властей, а также оппозиционных и протестных движений.
В связи с этим, мы решили предложить информационно-аналитический продукт, в котором достаточно кратко и емко будет отражена деятельность политических партий в социальных сетях, в частности, через официальные страницы.
Думаем, что актуальность этого рейтинга очевидна, если учесть, что страна по существу вошла в электоральную фазу подготовки к очередным выборам в маслихаты и мажилис, которые, кстати, пройдут по партийным спискам.
Еще раз отметим - мы делаем рейтинги не партий, а именно официальных страничек, которые, впрочем, могут «состязаться» и внутри одной партии.
Мониторингу были подвергнуты две странички от каждой партии: Facebook и Instagram, как наиболее популярные у граждан с правом голоса.
Из мониторинга исключена партия «Бірлік», которая никак не представлена в социальных сетях, если не учитывать лишь один аккаунт «Партия Бирлик» из Талдыкоргана. На его страницах в апреле было обнаружено всего два материала, не имеющих отношения к партийной деятельности.
Как мы это делаем?
Для составления рейтинга были взяты следующие показатели страничек в социальных сетях: количество подписчиков, количество постов, вовлеченность пользователей и средняя вовлеченность на один пост. Именно эти цифры являются яркими (и главными) индикаторами той или иной работы, которая проводится партиями на своих коммуникационных площадках.
Оценка результатов производилась путем начисления баллов за тот или иной результат. В нашем случае начисления штрафных баллов за соответствующее занятое место в 4-х показателях. Всё довольно просто, в том числе, и для визуального восприятия: чем меньше баллов, тем выше место странички в рейтинге.
Проведенный анализ выявил следующее.
1. Количество подписчиков
По количеству подписчиков в лидерах с колоссальным отрывом идет страничка партии Nur Otan в Инстаграм – более 190 тысяч. Второй - Инстаграм партии «Акжол», а третий снова Nur Otan, но уже в Facebook.
Примечательно, что только у одной странички – Инстаграм партии Nur Otan – замечен рост. В апреле прибавилось более 20 000 подписчиков.
Странички остальных политических партий неприлично малочисленны – на них не подписаны даже 10% заявленных членов партий. Это говорит о недостаточно эффективной организационной работе партий в этом направлении (таблица 1).
2. Количество постов
Количество постов – это показатель объема работ, выполняемой партией в оффлайн, как и впрочем и часть работы по эффективному использованию самой площадки для тиражирования месседжейполитобъединений.
Здесь пальма первенства принадлежит страничкам в Facebook - партии «Ауыл», NurOtan и КНПК. И если первая 5-ка партий, представленных в рейтинге размещала как минимум один пост в день, то в его нижней части всё выглядит довольно плачевно. Так, ОСДП «выходила в эфир» раз в три дня (таблица 2).
Согласно технологиям продвижения продукта, а в нашем случае, это позиционирование деятельности партии в социальных сетях, для достижения требуемого результата необходимо в день «производить» от двух до четырех постов. Естественно это не должны быть посты ради постов.
Однако, как показал анализ, преобладающая часть страниц партий не руководствуется рекомендациями специалистов по оптимальному количеству постов в сутки.
Руководителям партий по вопросам коммуникаций с населением в социальных сетях стоит учесть этот момент, тем более режим ЧП позволял (даже способствовал) инициировать новые и креативные поводы для генерации контента.
3. Вовлеченность
Вовлеченность – это число уникальных пользователей, которые так или иначе взаимодействовали с тем или иным контентом. А это реакция (лайки), комментарии и перепосты. Мы не стали усложнять наш рейтинг коэффициентами, что, в свою очередь, усложняет понимание показателя, а решили дать абсолютные цифры по вовлеченности.
Безусловным лидером по этому показателю является Инстаграм партии Nur Otan(таблица 3). За ней следуют странички КНПК и того же Nur Otan в Facebook.
Увы, но странички партий Акжол как в Инстаграме так и Facebook, Ауыл и ОСДП в Инстаграмев течение целого месяца даже «не вытянули» 1000 уникальных пользователей.
Лучшими по взаимодействию с аудиторией у Nur Otan стали посты о выделении 42500 тенге и акции Jas Otan в рамках проекта «Birgemiz», которые и принесли большее количество лайков и комментариев. Это касается и страницы в Facebook, и страницы в Инстаграм. В данном случае наблюдается системная работа и скоординированная работа, когда инфоповоды в виде постов идут в унисон.
Если страницы правящей партии были наполнены информацией о комплексной работе всех ее акторов, начиная от зампреда, молодежного крыла и партийных функционеров и активистов как в центре, так и на местах, то контент страниц КНПК «обеспечивал» только лидер партии Айкын Конуров.
Однозначно с таким ресурсом на предстоящих выборах партии народных коммунистов будет сложно пройти как в местные, так и центральные представительные органы.
Лучшими по актуальности и традиционно востребованным темам у аутсайдера турнирной таблицы (а это Инстаграм ОСДП) по идее должны были стать посты с месседжами о необходимости снижении порога численности для регистрации партий и против продажи земли. Но, похоже, аудиторию в период ЧП волнуют другие вопросы и 21 лайк и 3 комментария тому наглядное доказательство, и согласитесь, что это крайне мало для таких серьезных тем.
4. Средняя вовлеченность на пост
Средняя вовлеченность на пост говорит о качестве месседжей, тиражируемых на страничках. И чем меньше разница между лучшими и худшими показателями, тем стабильнее уровень качества. Впрочем, как и низкий уровень качества предложенных месседжей.
Лидером по этому показателю, причем с большим отрывом, является Инстаграм партии Nur Otan (таблица 4).
Вторую позицию занимает Facebook КНПК, а третий – неожиданно ОСДП со страничкой в Facebook. Это был единственный лучший пост социал-демократов, который набрал больше всего взаимодействий и тем самым дал высокий средний результат по странице.
Худший средний показатель по вовлеченности также у ОСДП, но теперь на странице в Инстаграм – всего лишь 15 взаимодействий.
Выводы
Напомним, что итоговое количество штрафных баллов вычисляется путем суммирования их в соответствии с занятыми местами по всем 4-м показателям. Чем меньше баллов, тем выше место странички в рейтинге.
Инстаграм и Facebook партии Nur Otan с 7 и 12 штрафными баллами поделили первые 2 места (таблица 5). Третье место принадлежит странице КНПК на Facebook с результатом 13 штрафных очков. Все остальные странички набрали 20 и более штрафных баллов.
Наглядным подтверждением отсутствия системности и четко выстроенной работы в социальных сетях со стороны того же КНПК свидетельствует 9 место в Инстаграме, в то время как на FB это одно из лидирующих мест, которое как показывает анализ, является результатом личных предпочтений этой площадки лидером этой партии.
Крайне удручающе выглядит ситуация с Инстаграм ОСДП, партии которая набрав 35 штрафных очков замыкает турнирную таблицу.
За счет чего же достигнуты высокие показатели одними, а другие даже не дотянули до стандартных минимумов?
В первую очередь, безусловно, это собственно уровень организации работы по коммуникациям в социальных сетях. Конечно, нельзя сказать, что у всех партий она поставлена идеально, но довольный высокий уровень организации можно увидеть на примерах страниц партии Nur Otan.
Во-вторых, это стабильность и высокая периодичность месседжей, что привлекает пользователей и способствует многократному возврату аудитории в целях отслеживания тех или иных информповодов.
В-третьих – это качество месседжа, который повышает его кликабельность, желание взаимодействовать и, опять-таки, возвращаться на страницу.
Второе и третье присутствуют на страницах партии Nur Otan, соответственно, они и в лидерах, в отличие от страниц других партий. Есть над чем подумать оппонентам партии власти.
*****
Таким образом, это первый представленный вашему вниманию рейтинг. Подготовленный по данным мониторинга страниц партий в социальных сетях в период действия периода ЧП. Что же он дает кроме количественных данных страничек?
Первое и, пожалуй, главное - это достаточно слабое представление специалистами SMM или коммуникационными службами большинства партий для чего нужны эти площадки. В результате мы видим дефицит системной работы по мониторингу, управлению информационными потоками, наличию медиа-планов, своевременной реакции на те или иные информационные вызовы и поводы.
Отметим, что страничка в социальной сети выполняет не только роль электронной стенгазеты. В современных реалиях она не просто инструмент пропаганды, сегодня она становится мощным механизмом по управлению поведением человека.
В связи с этим, партиям крайне важно четко определиться с целями и задачами по представленности партии в новых медиа. Крайне важно также поднять уровень и компетенции специалистов и менеджеров, отвечающих за коммуникации в социальных сетях, а также по использованию всех технологических возможностей социальных сетей для продвижения своих месседжей.
Скоро выборы, как говорится - «Готовь сани летом...»
Серик Мамбетов, руководитель проекта «Рейтинги»
Просмотров материала: 1 072