О ректоре университета NARXOZ Кшиштофе Рыбиньски в наших СМИ не так много информации. Между тем он 4 года был заместителем председателя Национального банка, Всемирного банка и Комитета по финансовому надзору в Польше, членом Экономической и Финансовой Комиссии ЕС. Занимал пост директора программ Фонда Сорос в Центральной и Восточной Европе, консультанта Всемирного банка, работал на управляющих должностях в коммерческих банках и возглавлял частный вуз «Вистула». Мне стало интересно, почему после таких должностей в Европе Кшиштоф Рыбиньски приехал работать в Казахстан, каково его мнение о качестве и стоимости нашего высшего образования и экономики в целом.
- Почему в наших СМИ так мало информации о вас?
- Мало информации в ваших СМИ, но не в польских. Но коротко я скажу, что мое образование - это IT и базовая экономика, половину жизни работал в бизнесе, половину в образовании.
До приезда в Алматы возглавлял частный вуз «Вистула». Там была очень хорошая история успеха, когда начинал в нем работать, то институт был на 57 месте в рейтинге в Польше, но за три года стал пятым.
Мы добились того, чтобы в вузе начали учиться более 3 тысяч международных студентов из 80 стран мира, и он стал таким глобальным хабом высшего образования. Конечно в Польше при участии ЕС это легче было сделать, но я думаю, что и NARXOZ, где работаю сейчас, мы сделаем таким в Центральной Азии.
- Почему вы при вашей отличной карьере в Польше приехали в Казахстан?
- Польша предоставляет образование на хорошем уровне за доступную цену, по нашим законам выпускник магистратуры имеет право работать по всему Евросоюзу. Конечно, это привлекает молодых людей, и многие туда едут учиться. Но стало не интересно в какой-то момент, все было до меня изобретено и сделано, вуз двигался сам по себе, а здесь был большой вызов поднять NARXOZ до уровня лучшего вуза Центральной Азии.
- Обучение в вузах Польши еще и доступное, многие наши университеты дороже ваших, и при этом они не дают гарантии, что выпускник устроится на работу в Европе. Как вы считаете сколько должно стоить образование реально?
- В самых лучших вузах мира оплата составляет 40- 50 тысяч долларов в год, в Казахстане обучение есть и за 1000 долларов, вот и показатель разницы. Можно много спорить об уровне оплаты, но качество образования стоит больших денег, поэтому нужна поддержка государства, чтобы была возможность получать гранты талантливым молодым людям. Но получать их должен лучший ученик, а не тот, за кого попросили влиятельные родственники. Были такие случаи у нас, но мы их устранили.
- Каким образом? Вы все время себя называете вузом, где коррупция полностью устранена. Как вам это удалось сделать?
- Как мы устранили коррупцию? За два года мы уволили 200 человек по этой причине. Причем, если попадался на взятке преподаватель, то увольняли его и руководителя тоже, поскольку была создана среда.
Нужно строить так систему управления, чтобы не было возможности брать и давать взятку. Коррупция появляется там, где есть непрозрачные схемы и все решает один человек. У нас разработаны четкие процедуры, где каждое решение принимает комитет, комиссия, в которые входят в том числе и сами студенты.
Если пять или десять человек рассматривают возможность получения гранта, уже не получится отдать его родственнику. Такие комиссии решает у нас все, начиная от грантов и стажировок за границей и заканчивая приемом на работу. Вот в таких условиях коллегиальности, контроля, проверок сложно развиваться коррупции, и вход к ректору ничего не решает. Мне даже звонки перестали поступать, потому что люди поняли, что это не помогает.
- Вам это удалось сделать, потому что вы не местный? Или в чем еще секрет?
- Тут главное желание первого руководителя, такую систему можно ввести в любом вузе, больнице, в ГАИ, конечно, сложнее, но тоже возможно. А еще важно, чтобы сверху была поддержка, тех, кто решает все.
У меня было задание от акционеров построить лучший вуз и искоренить коррупцию, и мне никто не мешал. У нас даже шпаргалок нет, потому что мы за них просто отчисляли, везде камеры стоят, и все знают, чем они грозят.
Бороться с плагиатом тоже научились, поставили европейскую систему проверки, и копипаста больше нет. Мы вообще убрали дипломные работы на темы типа «Развитие банковской системы Казахстана за 10 лет», которые повторяются каждый год, берем конкретный заказ от наших компаний- партнеров, и студенты делают практическую работу всей командой для конкретного предприятия.
Честно скажу, что в сравнении с Польшей мне было не так сложно здесь все менять, потому в Казахстане у ректора очень много полномочий. В Европе там демократический подход, где решает все совет, а здесь ректор решает многие вопросы. Изменения, которые мне удалось здесь провести идут гораздо быстрее чем в Польше, и я не говорю уже о Западной Европе, там демократия не позволяет двигаться, потому что уже многое достигнуто и само работает, перемены провести не просто.
- Сейчас многие наши выпускники уезжают учиться за границу, но потом по возвращении домой не могут найти себе работу достойную. Как вы считаете, где все-таки выгоднее и перспективнее учиться, только честно?
- Главное готовить людей, которые могут найти работу. У них должен быть хороший английский, если его нет, то путь закрыт, а если еще и русский хромает, что я наблюдаю у целого молодого поколения с юга, которое осталось без английского и русского, для них вообще нет никаких возможностей, кроме как работать на очень узком рынке Казахстана. Надо готовить высококлассных специалистов здесь, но чтобы у них был опыт стажировок за границей, это очень хороший опыт. Каждый студент, который возвращается с такой стажировки, у него совсем по другому глаза горят.
- Тогда надо и всю систему образования менять под рынок, ведь у нас выпускают специалистов, которые далеки от действительности.
- Базовую математику может и не надо менять, но большинство дисциплин должны обновляться каждый год, потому что ситуация меняется постоянно. Сейчас у вузов больше свобод, и ничто не мешает им менять предметы и кафедры, думаю через два, три года будет это развиваться еще быстрее. Времена, когда просто покупали дипломы, а потом их складывали в ящик, прошли, люди приходят учиться, чтобы потом работать и строить карьеру.
- У нас столько хороших вузов, NARXOZ вы делаете хабом образовательным в Средней Азии, тогда почему наша экономика в таком плачевном состоянии?
- У Казахстана много ресурсов, и потому не было целей развивать другие отрасли экономики. Перед лучшими выпускниками вузов стоял выбор – либо открыть рисковый стартап или пойти в нефтянку. Понятно, что второе выгоднее и проще. Но так было до того, пока нефть не упала в цене, теперь Казахстану придется развивать и другие сферы.
Я вижу, что это начало двигаться, есть изменения в экономике, в стратегиях, в вузах, но опять же большая проблема, которая всему препятствует – это коррупция.
У меня есть свое мнение, которое я почерпнул из опыта Польши, Грузии и других стран. Когда гаишники берут взятки, значит в стране высокий уровень коррупции, и не надо тут никаких проводить дополнительных опросов.
В Польше сейчас просто невозможно дать взятку полицейскому, за это можно сесть в тюрьму. А в Казахстане меня постоянно останавливали полицейские, без нарушений, просто так, проверяют на алкоголь, я дую в их трубку и там показатель уже установленный заранее - 4, хотя я не пил. Мне неприятно каждый раз терять по сорок минут и доказывать свою невиновность. Такого давно нет в Европе, и это отталкивает иностранцев здесь.
- Ну, что же вам все равно тут понравилось, раз вы уже работаете здесь несколько лет?
- Мне понравилась жизнь в Алматы, здесь хорошие люди, вкусные рестораны, мясо тут самое лучшее в мире, горы, природа. Но самое главное, что тут можно двигаться вперед очень быстро. Я не ожидал что сделаю тут за два года столько, сколько рассчитывал внедрить за пять лет.
Полина Шиманская, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 17 051