В минувшие выходные в Алматы отмечали печальную дату – 80 лет со дня депортации поляков в Казахстан. Именно в 1936 году началось массовое переселение поляков из Украины.
Судя по архивным документам таким образом тогда советская система очищала приграничные районы, заселяла опустевшие от массового голода казахстанские территории, боролась с зажиточными кулаками и начинала широкомасштабную индустриализацию. За несколько лет в Казахстан вынуждено переехали с насиженных веками мест 70 тысяч поляков.
Сегодня их осталось здесь 36 тысяч. Кто-то вернулся на историческую родину, кто-то не дожил до сегодняшних дней. Дети первых переселенцев вспоминают, как не просто им было сначала на новом месте без жилья, скотины, денег, элементарной теплой одежды и обуви, ведь многие даже не знали, что в Казахстане тоже бывает холод.
- Я родилась в дороге от Украины до Жанашара, - вспоминает пенсионерка Янтина Ясенецкая, - В поселке под Алматы живу до сих пор. Очень трудно было в войну и после нее. Тогда у нас умер отец, мама сильно заболела и слегла, из старших детей осталась я одна, младшей было всего 4 дня. В 9 лет мне пришлось выйти на работу за маму, потому что нужно было отрабатывать трудодни. Делала в день по две прополки 50-ти соток табака. В 15 лет уже работала на ферме, где и числилась до старости, потом пошла в технички в школу. Думаю, что мы выжили, потому что много трудились. У меня два сына и 2 дочери, у всех свои семьи, живем все рядом. В Польше никто из нас не был, конечно, хотелось бы туда съездить, но нам помогают оттуда, и здесь в Казахстане мы живем не плохо, очень привязались к этой стране.
А вот 93-летний художник Альфонс Кулаковский в Польшу вместе с братом все-таки переехал в 1997 году, но про свою вторую родину никогда не забывает, прилетел на 80-летие депортации.
- Сначала нас выслали в самую отдаленную часть Сибири из Украины, мы были там одной польской семьей, - вспоминает Альфонс,- Там было очень холодно, голодно, выжили, потому что все время думали о Польше, старались сохранить свой язык и традиции. Меня так и называли там польским королем только без войска. Я думаю, что поляки все-таки отважные люди, они даже за плугом идут в шпорах. Вот благодаря этой отваге мы с братом и вырвались из Сибири и уехали на перекладных, без документов в Казахстан. Здесь был настоящий рай по сравнению с Сибирью. Я всем рассказываю, какая это удивительная страна, она создана для счастья. Как пейзажист могу отменить здешние вдохновляющие пейзажи. Мне было очень трудно отсюда уезжать, но хотелось старость все-таки провести в Польше.
Все оставшиеся свидетели чудовищного переселения народов получили памятные медали, впрочем наградили не только поляков, но и тех, кто им тогда и потом помогал. Семья турков Кикинадзе одна из них. Много лет в свое родном поселке Спатай в Жамбыльской области они ухаживали за могилами польских переселенцев.
- Эти могилы мы обнаружили на своих огородах, - рассказал Ислам Кикинадзе, - Это были захоронения десятков гражданских и 19 бывших польских военных. Нас так учили, что осквернять могилы нельзя, а поскольку за ними некому было ухаживать, то мы решили сами это делать. Спустя годы к нам приехали из польского посольства, установили обелиски. Сначала все ходили через наш дом, но потом мы передали эту землю польскому сообществу, теперь там установлен памятник. Нам очень приятно, что про нас помнят, мы даже ездили по приглашению министерства обороны в Польшу, это было очень неожиданно и приятно. Теперь вместе с поляками отмечаем печальную дату, которая отчасти коснулась и нас, мы тоже потомки переселенцев из Кавказа в Казахстан.
Сегодня трудно и предположить, как выживали эти люди в то время, генеральный консул Польши Анджей Папеж так прямо и признался, что сам бы такое не выдержал:
- Люди, которых мы сегодня чествуем - свидетели того времени, благодаря им мы еще помним, как все происходило. Мне нравится, что они все оптимисты, показывают нам, что выжить можно при любых условиях. В основном это, конечно, были крестьянские семьи, поэтому, может быть, им и удалось выжить, интеллигентный человек такое бы не выдержал. Я бы лично сразу подхватил воспаление легких и умер. Эти люди еще и некий мост между Польшей и Казахстаном.
- Как бы вы сейчас охарактеризовали взаимоотношения между нашими странами?
- Этот год был не простым, в Казахстане сейчас кризис и понятно, что и без того не большой товарооборот между нашими странами упал на 20,25 процентов. Но в этом году ваш президент приезжал в Польшу, с политической точки зрения это очень важно, потому что здесь он решает все в отличие от Польши, у нас один человек не значит так много.
- Чем Вам лично запомнится работа в Казахстане?
- Когда у меня спрашивают про Казахстан, то я всегда вспоминаю про здешние пейзажи - степи, леса, горы. Хотел бы отметить и местных людей, среди них немало тех, кто заботится о будущем страны, имеет свое мнение, они свободомыслящие и именно это отличает казахстанцев от узбеков, где я тоже работал и даже россиян, там все-таки больше таких с руками по швам. Наверное, этим мы и похожи, для поляков тоже важна свобода в голове. Сейчас многие могут не понять, почему мы все время переживаем за целостность своих земель, вспоминаем про переселенцев и депортацию, но мы, действительно, пострадали и потеряли тогда очень много. 70 тысяч человек только были депортированы в Казахстан, по сути это целый город.
Сегодня сложно предположить, как сложилась бы жизнь без этих чудовищных переселений народов, однозначно, что она была бы лучше. Но главное, что люди выжили, вопреки всему, сохранили свои традиции и язык и смогли освоиться на новой земле и полюбить ее.
Полина Шиманская, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 6 934