Генерал-майор Сабит Тауланов с первых дней образования казахстанской армии отвечал за кадры - он возглавлял в министерстве обороны комитет с одноименным названием. Пережил трех министров и служил до самой пенсии. После увольнения в запас защитил докторскую диссертацию по педагогике, работал в гражданских вузах, был одним из инициаторов создания электронных учебных пособий. В 2008 году стал начальником первого частного военного лицея «Арыстан», учредителями которого кстати являются Динара и Тимур Кулибаевы. Там мы и познакомились и разговорились о том, как стать солдату генералом, зачем в армии красят траву и чьи военные сильнее духом, наши или западные.
- Сабит Сауменович, у меня главный вопрос. Как стать генералом?
- Алгоритма тут никакого нет, в вооруженных силах есть такое понятие, что генеральские погоны – это счастье. Я оказался в нужный момент и в нужное время.
Достойных людей у нас много, но должностей мало, когда уходил из армии, то генеральских должностей было всего 36. Так что, тут кому как повезет, но надо показать свои возможности и способности, много работать. Папаха полковника – это состоявшаяся карьера, а генеральская – звезда, до которой сложно дотянуться.
Когда казахстанскую армию создали, прямо скажу, некоторые получили погоны на волне нехватки кадров, мы вынуждены были назначать быстро людей. Некоторые порой на должность вставали, но созреть до нее так и не смогли. Кто-то ушел, кто-то в тюрьму сел, были и эти недостатки, но многие все-таки заслуженно получили.
- Можно я задам вопрос блондинки? Если случись война сегодня, то ведь она не будет такой как прежде, это скорее будет сражение кнопок и дипломатов. Так стоит ли сегодня содержать государству армию в прежнем составе?
- Сложный вопрос. Как атрибут любого государства армия важна, а вот в каком составе уже другое дело. Ну вот нам против кого готовиться, против Китая? Это смешно же.
Думаю, сегодня армия нужна не для войны, а для подготовки к ней. Сегодня войны – это первые трое суток, а потом мобилизация, во время которой надо умело и быстро всех поставить под ружье.
- А поставят ли всех сегодня у нас, не дай Бог, конечно?
- Когда человек попадает в трудные условия, у него сознание начинает работать по-другому. Вот мы вошли в Афганистан в 1979 году, я был в числе первых. К тому времени был майором, командиром части, достаточно зрелым человеком, но и не предполагал, что меня будут там убивать, ведь мы и потеряли много личного состава именно при входе.
Мы ехали туда в походном, а не в боевом порядке, как будто на учения. Убить в первый раз это очень трудно, пока ты не увидишь рядом мертвого товарища, не отправишь гроб друга, не увидишь хаос войны, сложно стрелять в человека.
Поэтому первое время все были растеряны, но потом жизнь заставит и люди меняются, абсолютно все. Даже взять наших ребят из лицея «Арыстан», который я возглавляю, многие попали сюда из тепличных условий и им было сложно первое время.
У нас учится сын Джамили Серкебаевой. Шамиль - хороший мальчик, интеллигентный, трудно ему было, но сейчас это совсем другой человек. Так что все в определенное время меняются.
- Какая армия сейчас сильнее, вы же сравнивали? Наша или западная?
- Однозначно сказать трудно, но дух людей и воспитанность у нас лучше, а грамотность у них - все-таки там школы, вузы лучше оснащены. Уровень наших танкодромов, полигонов на порядок ниже, за 25 лет всего сделать было невозможно. Но они делали это десятилетиями, там совсем другие бюджеты, за которыми нам не угнаться.
Но я всегда говорю, как туалетная бумага заканчивается, так и военные конфликты, где участвуют миротворцы, завершаются. Западные военные слишком привыкли к комфорту, в отличие от наших, мы везде выживем.
- И, тем не менее, даже в вашем лицее гордятся, что выпускники поступают в военные вузы США, Китая, Турции.
- Я все-таки сторонник того, что учиться надо в своей стране. Мы же видим, как выпускники зарубежных вузов приезжают со своими знаниями, английским идеальным и не знают, куда им это применить.
Ну что будет делать выпускник института США в роте на Капчагае? Поэтому они и уходят очень быстро из армии. Что говорить про военных, если «болашаковцы» приезжают и им трудно найти себя тут. Армия более консервативна, тут много и от командира зависит, если ему важны перемены, с ним будет проще, а если нет, то уже тяжелее.
- Консервативная - это вы мягко сказали. Про армию много шутят, что там одни «солдафоны».
- 40 лет я слышу, что армия - это одни солдафоны, кроме «рах-два-три» они ничего не знают. Но эту позицию надо менять, в первую очередь, знаниями, потому что военные должны получать высшее образование. Чем больше таких будет, тем быстрее они разрушат устоявшееся мнение.
Сейчас многое изменилось - все-таки ввели контрактников, с ними легче, у них и опыт есть и образование. Солдат был сложным материалом, за год с ним ничего не сделаешь. Сейчас не 90-е годы однозначно, многое изменилось, финансирование, содержание, оплата.
- А траву все так же красят? Интересно вот эти порядки по уборке территории только у нас или во всех армиях мира?
- Каждый хозяин и хозяйка, когда к ним приходят домой, готовятся. Кто-то готовится очень серьезно, подметает, красит, ну слишком увлекается. Разве это плохо, когда хозяин хочет встретить гостей в нормальных условиях?
Лично я всегда сужу уже по КПП, у любого командира части должно быть все ухожено. Это - не показуха, все люди так жить должны и не только, когда приходят гости. А военный – это организованный человек.
Вот у меня не бывает не почищенной обуви. Если мои тапочки лежат не в том месте, у меня портится настроение. Мы много спорили, зачем нужны белые воротнички, вечно их стирать и пришивать, но ведь это удобно.
Военные все время в пыли, в грязи, потеют, воротник должен быть свежим. Сейчас их отменили, сделали отложные воротники, сапоги тоже отменили, а мне кажется, что они лучше смотрелись, хотя я старой гвардии человек и это лично мое мнение.
- Как вы думаете, кто-то из ваших лицеистов станет министром обороны?
- Генералами они точно станут, хотя я вряд ли доживу до этого. Мы выпускаем очень хороших ребят, и отбираем лучших по всей стране, акцент делаем на сирот, детей из малообеспеченных и не полных семей, обучение тут бесплатное.
Материальная база лицея на порядок выше государственных школ, я не хочу никого обидеть, но это факт. Мы намеренно увеличили программу, причем пошли по сложному пути, сделали акцент в сторону математических предметов, а не гуманитарных. И вот сегодня в предварительных тестах ЕНТ из 62 из 80 наших учеников набрали 100 баллов. Я очень надеюсь, что они все придут в армию настоящими офицерами.
Полина Шиманская, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 7 655