Депутаты-националисты не возразили против продажи земли, а вопрос казахских школ актуален и через сто лет. Что может сподвигнуть казахов на «майдан»и почему «старых дев» с каждым днем становится все больше? Кто испытывает терпение народа и что думали об образовании алашордынцы? Это волнует казахов, об этом пишет казахская пресса.
Сто лет прошло, а воз и ныне там
Введение трехъязычного образования в школах со следующего учебного года вызвало бурное обсуждение в обществе, эта реформа особенно возмущает казахское сообщество, пишет газета «Қазақ үні» в статье “Мектеп қай тілде болу керек?” (На каком языке должна быть школа). По этому поводу издание вспоминает статью с таким же заголовком, которая вышла почти сто лет назад.
В 1927 году в газете “Еңбекші қазақ” (ныне “Егемен Қазақстан”) была опубликована статья с таким же названием, но судя по всему, своей актуальности она не потеряла и в наши дни. Алашордынцы еще тогда говорили, что национальная школа должна быть на языке нации. Мы должны прислушаться к призыву алашордынцев сегодня, и решить на каком языке должны изучать химию наши дети через сто лет, пишет издание и приводит отрывки из той статьи.
«Если обучение в школах будет на русском языке, у нас никогда не будет достаточно учителей. Не будет национальных школ и национальной культуры. Это как-то не логично переходить на русский язык, когда остальной тюрский мир сохраняет школы на своих языках. Предметы не будут переводиться на казахский. И недостаточно того объяснения, что нет книг и литературы на казахском. Есть книги. Выпуск книг для средних школ дело одного года. Во-первых, для обучения на казахском нужно адаптировать русскую грамматику на казахский и выпустить словарь. Нужно изучать русский язык по той же методике, как русские учат немецкий или английский языки...», - пишется в материале, вышедшем сто лет назад.
Казахи поднимутся, но лучше не надо
О том, почему казахи могут выйти на «майдан», но лучше этого не делать пишет известный казахский журналист Омирзак Акжигит на сайте Камшы.кз
«В связи с различного рода информацией, наподобие продажи сельскохозяйственных земель, перевод на трехъязычное образование, офшоры внука президента, в обществе часто стали задаваться вопросом: доколе казахи будут терпеть, когда же они выйдут на улицу?», - ставит вопрос ребром автор.
И пытается ответить на него сам. «Действительно это так сложно для нас? Почему мы промолчали в 2011 году, когда произошел Жанаозен? Мы же потомки легендарных казахов, севших на коней еще в 1916 году. Ведь, оказывала сопротивление безоружная молодежь на площади в Алматы в декабре 1986 года. Но мы не смогли повторить этого в 2011-м. Почему? Думаю, ответ в казахском менталите. Разная природа у людей, так же она различается у наций. Кто-то идет в огонь как говорится за золото, другой за жизнь. Казахам не дорого ни первое, ни второе. Они поднимутся только когда будут топтать их честь и достоинство», - убеждает автор.
По его мнению казахи сегодня изменились. «В 1916 году казахи подняли восстание не из-за того, что их стали забирать в царскую армию, не сдержав обещания, а из-за того, что заставили копать окопы, а не дали в руки оружие, чтобы воевать. А в 1986 году молодежь заставило выйти на площадь то, что растоптали гордость народа. Но это было тогда, а сегодняшнее поколение казахов не то, чтобы из-за офшоров Нурали Алиева, даже если появится информация такая про Даригу Назарбаеву навряд ли возмутятся и выйдут на площадь», - считает журналист.
Но, по его словам, казахов может вывести на улицы другое. «Даже если продадут земли, навряд ли кто поднимется. Но если те, кто купит земли — к примеру, уйгуры, чеченцы, турки или другие будут унижать казахов, тогда это, возможно, возмутит их. Такие истории происходят на бытовом уровне в Атырау, Семее и в других местах. Даже если власть скрывает всячески подобную информацию, народ понимает в чем дело. И то, что казахи не находят понимания у собственной власти, умирают от рук тех, кого приютила и сталкиваясь с такими вещами молчит и терпит, говорит лишь о том, что критическая масса не набралась», - полагает автор статьи.
На его взгляд, сегодня никто не может точно прогнозировать, что станет причиной «взрыва». «Но любое из событий типа, несправедливое решение суда, трехъязычное образование, или очередная девальвация, все может подтолкнуть к этому».
Однако в завершение автор приходит к выводу, что лучше этого не делать.
«И что делать в этой ситуации, готовиться, выходить на площадь? Нет, нет и еще раз нет! Казахи не зря называют революцию «төңкеріс» (переворот). Революционность не в духе казахского менталитета, ему это чуждо, именно поэтому в нашей истории не было «дворцовых переворотов». Самый успешный путь — эволюционный. Мы не должны дать власти своими несправедливыми делами спровоцировать народ выйти на площадь. Если казахи поднимутся, то русский бунт, о котором писал Пушкин покажется детской игрой, и самое печальное — это не даст результата. И что делать?», - задается он снова вопросом и предлагает. - «Бороться! Но вооружившись знаниями и в рамках закона. Например, писать в Акорду открытые письма против продажи земли или несправедливых выборах, подписанные тысячами граждан и донести его, заставить власти задуматься о реформах, но мирным путем».
Почему молчат депутаты-националисты?
В продолжении темы продажи земли, на этом же ресурсе, другой автор возмущается бездействием депутатов, которых народ считает защитниками национальных интересов.
«Вопрос продажи земель, озвученный устами министра Национальной экономики, усилил протестное настроение в обществе. Это подливает масла в огонь и еще больше возмущает народ, который ничего не видит, кроме несправедливости и показухи. Как стало известно, в этом году 1,7 миллионов гектаров земли, используемой в сельскохозяйственных целях, может быть выставлено на продажу. Объясняется это тем, что ранее сдаваемые на длительный срок земли при продаже принесут в казну хороший доход. Но беспокоит то, что они могут попасть в руки иностранцев.
Как поясняет юрист и правозащитник, Максат Ильясулы, в рамках реализации программы «100 шагов» в Земельный кодекс внесены поправки, которые позволяют иностранным гражданам покупать земли в Казахстане», - рассказывает преамбулу темы автор.
Почему молчат депутаты, которых народ считает борцами за национальные интересы, возмущается он. «Как показали прошедшие недавно выборы, половина экс-депутатов снова вернулась в свои кресла. Партии без изменений прошли в парламент. Из новобранцев есть Маулен Ашимбаев, Нуртай Сабильянов, Бекболат Тлеухан, которым народ доверял в национальных вопросах, считал их патриотами, националистами. Неужели они не против продажи земель, доставшихся нам кровью предков?», - завершает он вопросом статью.
Выходите девки замуж
Проблему «старых дев» и закоронелых холостяков поднимает газета «Жас Алаш». «По данным демографа Макаша Татима, на сегодня в Казахстане более 270 тысяч «старых дев», около 200 тысяч из них - казашки. И их число с каждым днем растет. Это, наверное, не только трагедия лично человека, но и всего нашего общества. Девушки стремятся сначала получить образование, потом — найти хорошую работу и получить профессиональный опыт. Может, это и верно, но, время не ждет. И то, что наша молодежь превращается в заядлых холостяков и старых дев, не торопясь связать себя брачными узами и завести детей — беда общества и общенациональная трагедия», - выражает беспокойство автор.
Далее он приводит короткие рассказы девушек о своей судьбе, которые рассказывают, почему они до сих пор не вышли замуж и каких женихов ищут. В целом, истории похожи одна на другую: хотела закончить вуз, потом работала, когда-то не хотела замуж, а сейчас — не предлагают, но, конечно, в поисках хорошего парня.
В завершение автор говорит о радостях семейной жизни, опираясь на исследования ученых, которые утверждают, что семейные живут дольше, и в семье человек забывает о проблемах и отдыхает душой. Однако, почему-то он не говорит о том, что многие казахские девушки сегодня намного самостоятельнее, чем представители мужского пола, и вряд ли они хотели бы такое «счастье», которое не уменьшит их проблемы, а создаст новые.
Асыл РАХМЕТОВА, Матрица.kz
Просмотров материала: 5 859