Основой национальной идеи должен стать...конь, а во власть женщинам без платка лучше не соваться. Почему «национальное достояние» - единственную киностудию страны продали русскому националисту? Это волнует казахов, об этом пишет казахская пресса.
Национальная идея, которую долго искали в Казахстане, похоже, найдена — ее основой должно стать почти священное для кочевников животное — лошадь. Такую мысль выдвигает автор на интернет-сайте Ult.kz в статье «Ұлттық идеямыздың бір тетігі тұлпар болуы тиіс»(Скакун должен стать частью национальной идеи).
Все лошади мира пошли от казахских
«Центральная Азия, а если точнее, казахская степь — родина коня. Доказательством тому служит найденная в эпоху энеолита стоянка Ботай с обнаруженныим там костями лошадей. А ботайцы — первые в мире приучили этих животных. Поэтому, для нас коневодство - должно стать основной отраслью в сельском хозяйстве, кумыс — главным напитком, а скакун — основой национальной идеи», - убежден автор статьи - Кайрат Жалелулы, кандидат сельскохозяйственных наук.
От исторических доказательств ученый переходит к научным.
«Шесть тысяч лет назад территория казахской земли стала родиной прародителей многих нынешних знаменитых пород лошадей — ахалтекинцев, арабских скакунов, английской и других. В ходе многолетних научных исследований, в 1998 году была выведена также новая казахская порода лошадей - мугалжарская», - утверждает он.
Далее, перечисляя основные вехи коневодства в истории Казахстана автор статьи подводит читателя к своей главной мысли — признанию разведение лошадей, как основу национальной идеи.
Казахи не японцы и не немцы
Тему животноводства продолжает сайт skifnnews.kz в материале «Біздің брендіміз мал шаруашылығы болғанда ешқандай дағдарысқа ұшырамас едік» (Если бы нашим брендом было скотоводство, не было никакого кризиса). Автор материала приводит в статье мнение экономиста-ученого Жангельды Шымшыкова, который рассказывает, как должна развиваться экономика страны в кризисное время.
«Когда-то мы выращивали овец весом до 150 килограмм, а на ярмарки наши баи привозили до 10 тысяч лошадей. Это не выдумки, а исторические факты. Следовательно, у нас есть условия для развития животноводства. И если бы мы продолжили традиции предков, используя «вахтовый» метод, кризис нас бы не коснулся. И выгода есть, и народ был бы обеспечен работой», - говорит он.
По его мнению, Казахстан вполне может удивлять мир продукцией животноводства. «Мы можем производить товары из шерсти и кожи, деликатесы из конины. Не сомневаюсь, что если производство этих деликатесов поставить на промышленный поток, мировой спрос обеспечен».
Экономист считает, что нам нужно скотоводство обратить в национальный бренд.
«Проекты в этом направлении не требуют больших инвестиционных вложений. Но, к сожалению, наше правительство не хочет заниматься этим, ему привычнее импортировать продукцию и заимствовать чужие технологии. Надо понять, наконец, что казахи никогда не смогут выпускать такие автомашины, как немцы. Не смогут как японцы стать мировыми лидерами в производстве электроники. У нас населения немного, и 40% из 10 миллионов казахов живет в сельской местности. Их сознание и традиционный образ жизни основаны на животноводстве. И нужно уже понять, что страна, только продающая сырье, никогда не выйдет из кризиса, это доказано временем», - убеждает ученый.
Женщин без платка во власть не пущать!
Между тем, в Казахстане продолжают спорить о том, сколько женщин должно быть во власти. Их нельзя пускать туда, больше чем полагается, потому что большинство их ...не носят платки. К такому выводу приходит из авторов на интернете-портале Abai.kz По его мнению, вся беда казахского общества от излишней эмансипации женщин.
В статье «Билікке 50 пайыз әйел келсе...Өлдің қазақ, көріңді қаз...» (Если власть на 50 % будет состоять из женщин..., казаху нужно рыть могилу»), автор поднимает широкий спект вопросов: от пропаганды атеизма в советские времена, коррупции, патриотизма до гендерного равенства в наши дни.
«Женщина в платке — счастливая женщина», - сказала как-то одна из депутатов-женщин. Но сегодня у нас редко встретишь таких: дома, на улице, в офисах, школах или вузах. А ведь это признак настоящей культуры. Женщина в платке смотрится очень нежно и скромно. Им всегда уступают место в общественном транспорте. В советские времена, чтобы изжить казахскую самобытность, назвали это признаком отсталости. Теперь для наших женщин нет ничего хуже платка, вместо них они носят шапки и шляпы. Попробуй им сейчас скажи: почему не носишь платок?», - пишет автор материалаТогайбай Нурмуратулы.
Затем он переходит на моральный облик современных казахских женщин.
«Почему-то чем образованнее наши женщины, чем лучше у них карьера, тем они стараются отдалиться от всего национального, пытаются отречься от своих корней, традиций, языка, религии. Говорят, вот равенство должно быть. Вообще, кто придумал это понятие гендерное равенство — самые большие невежды», - считает автор.
И далее заводит речь, собственно о женщинах во власти.
«Ни разу не слышал от женщины-депутата или министра, чтобы они говорили о духовности женщин, воспитании будущих матерей. Не знаю также случая, чтобы женщину-националистку посадили за ее взгляды. Как-то одна из наших важных дам возмутилась, мол, у нас женщин во власти меньше, чем в мусульманских странах. К примеру, в Йордании, Арабских Эмиратах в парламенте 19% женщин, а у нас и того меньше», - вспоминает автор и продолжает. - ««На самом деле, правда, что у нас женщин во власти немного. Но нельзя сравнивать мусульманок-депутатов или министра, которые носят платки, излучают благородство с нашими разведенными или старыми девами, которые считают себя эмансипированными, ходят в коротком, с распущенными волосами, рожают детей для себя, пьют и гуляют...».
По его мнению, это и является основной причиной, почему в Казахстане женщин в коридорах власти не так много.
«Думаю, никто из мужчин не был бы против даже выбрать президентом женщину, у которой рядом муж и дети, на голове платок, а на устах «Аллах». Такая женщина не бросит ради карьеры ребенка, не будет по несколько раз разводится и выходить замуж. И ее не будут выбирать просто потому, что она женщина, а по достоинству будут оценивать ее способности», - уверяет автор статьи.
Гендерная политика, за которую ратуют некоторые наши женщины, по его словам, приведет к погибели казахов. «К примеру, сферу образования на 85% возглавляют женщины. А эта сфера занимает первое место по коррупции. Почему эти женщины вместо того, чтобы порождать коррупцию не борются за развитие образования? Никто из этих женщин-коррупционеров, к слову, не религиозные и не пропагандируют традиционный образ жизни», - бичует он казахстанок.
По его мнению, женщины без платка, просто несчастные и они доведут страну и мужчин до «ручки».
«Женщины, не носящие платок — несчастливы. И у женщин, когда ума становится меньше, волосы становятся короче. И если в государственную власть придет 50% женщин, считай, конец всему — казах может рыть себе могилу», - приходит автор к умозаключению.
Будет ли Бажин снимать казахские фильмы?
Автор уже упомянутого интернет-ресурса skifnews.kz сетует по поводу того, что управление единственной киностудии в стране передали россиянину в материале «Қазақфильм» орыс ұлтшылының қолында кетті» («Казахфильм» перешел в руки русского националиста).
«Сегодня широко обсуждается приход на должность исполнительного директора «Казахфильма» российского специалиста. Многие озабочены будущим казахского кино. Если киностудия перейдет в частную собственность, снимать исторические картины станет сложно», - приводит журналист мнение кинокритика Асии Бакдаулеткызы.
С ее слов, национальная киностудия до этих пор возглавлялась людьми, болеющими за национальную культуру, но, тем не менее, большинство фильмов снималось на русском языке.
«Перед киностудией всегда выдвигались задачи снимать национальные исторические картины. С этой точки зрения, кто есть Владимир Бажин, который приглашен для развития киностудии?», - вопрошает автор и приводит справку о новом руководителе «Казахфильма». - «Бажин — член союза кинематографистов России и Петербурга, продюссер фильмов «Русские», «Москва-Берлин», «После Византии» и других. Он, как замечено, снимал картины, поднимающие русский дух. Поэтому возможно, что он будет равнодушен к казахской истории, потому что в казахско-русской истории довольно много противоречий».
По мнению критика, нам нужны иностранные специалисты для развития киноиндустрии, но она против того, чтобы иностранцы привлекались в деле проведения политики киностудии.
В свою очередь, автор статьи считает, продажу киностудии, которая планируется - предательством памяти основателя «Казахфильма» Шакена Айманова.
Асыл РАХМЕТОВА, Матрица.kz
Просмотров материала: 3 495