Самые плохие казахи и китайская угроза. Как называют детей современные казахи и сколько женщин должно быть в парламенте? Это волнует казахов, об этом пишет казахская пресса.
Вместо Казахстана — Туркестан!
Китай вынашивает планы по завоеванию Средней Азии и Казахстана, пишет abai.kz Как считает автор статьи, китайскую оккупацию стран Центральноазитского региона предрекал еще казахский мыслитель Мәшһүр-Жүсіп Көпеев.
«В 2021 году Китай начнет войну против стран Средней Азии и Казахстана и завоюет их. И есть только один способ противостоять этому — объединение родственных тюркоязычных республик региона — Казахстана, Туркмении, Узбекистана и Кыргызстана в одно государство. В этом писании, даже до точности указывается в каком месяце китайская армия завоюет Самарканд», - ссылается автор на слова мыслителя.
И далее приводит свои размышления. «Что интересно, даже если Китай не собирается воевать ни с кем, почему-то каждый год увеличивает бюджет на 10% на содержание армии. Разве это не один из явных признаков намечающейся военной агрессии?», - задается он вопросом и отвечает на него, - «По-моему, уже из этого нужно делать выводы. Но идея Машхур Жусипа объединиться в одно государство с другими тюркоязычными странами региона, вызвала различные мнения».
По словам автора, многие поддержали эту идею. «Если одни говорили, что о создании единого тюркского государства на территории Средней Азии говорили в свое время Магжан Жумабаев, Мустафа Шокай, Турар Рыскулов и другие алашордынцы, то другие — предлагали воссоздать Великий Туркестан, думаю, можно назвать новую страну - «Қазақ», - выдвигает он свое предложение.
Свое мнение он аргументирует тем, что Чингисхан был казахом. «Никакой он не монгол, великий полководец был казахом. Многие историки говорят, что свою империю он называл «Қазақ», а на деньгах была надпись «қазақ». Узбеки, кыргызы и туркмены говорили на чагатайском языке, а это казахский язык».
Автор считает, что объединенная страна будет внушать страх мировым державам. «Если воссоздастся Великий Туркестан, то нас будут бояться Россия, Китай и даже Америка».
Вместе с тем, же автор советует не забывать о нашей независимости. «В следующем году будет 100 лет со дня создания Алаш Орды, поэтому правильно было вместе с Днем Независимости отмечать и этот великий день. Нельзя также забывать о Независимости Казахстана, которую провозгласил Кенесары хан», - заключает он.
В связи с вышеизложенным, возникают вопросы. Во-первых, если автор предлагает объединиться в одну страну тюркоязычным странам региона, то, как же наша Независимость? Во-вторых, согласны ли наши соседи на общее название - «Қазақ»? И последнее, а куда девать Таджикистан с карты Средней Азии?
Хорошие казахи хоть остались?
Между тем, Namys.kz перечисляет отрицательные качества самых «плохих» казахов. Автор статьи «Кто самые «плохие» казахи?» пишет, что следуя словам Бисмарка, нужно критиковать самих себя, чтобы не дать повода для насмешек другим.
«Кто на сегодня самый «плохой» в казахском обществе? Любое общество на каждом своем эволюционном шаге определяет социально-национальный образ, а также этническую идентификацию. Проще говоря, обнажает отрицательное и пытается исправиться. И если мы сделаем это, другие не будут пытаться нас очернять», - предваряет автор.
«Не буду говорить об общем, что не хорошо, плеваться на улице или пьяным приставать к прохожим. Это мелочи. Для себя я выделил несколько категорий «плохих» казахов, которые перечислю ниже», - начинает он.
Далее как и обещал автор, разделив на четыре группы «плохих» казахов, пишет об их признаках. «Первая группа, это неверующие казахи. Они не верят в Бога, не верят в загробную жизнь, поэтому не боятся божьей кары, гнева Аллаха. И поэтому такие казахи становятся лживыми подхалимами, трусливыми и грязными, зациклившимися только на материальном.
Вторые, если даже говорят на родном языке, не уважают казахский язык и культуру. Не соблюдают традиции, считая их признаком отсталости. Показывая, что знают русский язык, гордятся этим и разговаривают, смешивая языки. На мероприятиях, как увидят хоть одного представителя другой национальности сразу переходят на «язык межнационального общения». Если вдруг спросишь: почему он так делает? Отвечает: надо говорить на понятном языке! Детей такие казахи вместо того чтобы отдавать в казахские школы, отдают в русские», - перечисляет автор и продолжает. -
«Третья категория, принимают и уважают человека по одежке, состоянию и красивым словам. Им неинтересен внутренний духовный мир собеседника. Ставят хвастливого, богатого выше умного, образованного, здравомыслящего человека. Ценности Западного мира для них выше чем, ценности арабских народов, Китая или Японии.
Четвертые, любят делиться на роды и жузы. Они не обращают внимания на беду близкого родственника, пусть он будет умирать от голода. Но если его родственник по роду или жузу, которого он ни разу в своей жизни не видел, займет какой-нибудь важный пост и ему нужна поддержка от него, то он обязательно его найдет. И докажет ему свое родство. Свой род он считает выше и лучше другого».
Подводя итог, автор делает такие выводы.
«Современные «плохие» казахи» добиваются всего и делают карьеру не ради нации или во имя народа, а только ради личного обогащения. «Плохие» учителя берут взятки с учеников, «плохие» полицейские деньги с нищих на улице. Одним словом, это и есть наши «мамбеты»», - резюмирует он.
Хочется задаться вопросом: а хорошие казахи-то хоть есть?
Много женщин не бывает
Тем временем, газета «Алаш Айнасы» продолжая женскую тематику и после 8-го марта, сообщает, что по данным ООН в 2015-м году доля женщин-депутатов в мире составила чуть более 20 процентов.
«Мировое сообщество в вопросах гендерного равенства в парламентах медленно, но движется вперед. Процент женщин в высших законодательных органах мира в 2015 году составил 22,6 процентов, это выше на 0,5% чем в предыдущем году», - приводит издание данные отчета Межпарламентского союза ООН.
Отчет был посвящен Международному женскому дню и открытию 14 марта в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке сессии Комиссии ООН по положению женщин.
«Это самый высокий показатель за всю историю парламентаризма, однако медленные темпы роста в 2015 году свидетельствуют об откате назад по сравнению с 2013 годом, когда число женщин-депутатов выросло на 1,5 процента» , - говорится в докладе Межпарламентского союза.
В статье также приводится статистика. «В прошлом году на парламентских выборах в Мексике, Финляндии и Испании женщины получили более 40 процентов мест депутатов. В Кыргызстане и Таджикистане - около 19 процентов, в Азербайджане - чуть больше 16 процентов, а на Гаити и в Микронезии - ни одного места».
Как указано в заметке, эксперты полагают, что такие, как введение квот, позволят добиться больших успехов. «В 2015 году увеличилось число женщин среди спикеров парламентов. Так, в числе 273 председателей парламентов женщин было 49, что на шесть больше, чем в 2014 году. В целом в мире женщины, которые составляют 51% мирового населения, по-прежнему недостаточно представлены в органах власти. За последние 10 лет число женщин-парламентариев выросло всего на 6,4%», - отмечается в документе.
Скажи мне, как тебя зовут...
И на десерт. Газета «Айкын» обращается к одной из любимых тем казахоязычной прессы — казахские имена. В статье «Атың кім, айналайын?» (Как твое имя?), автор рассказывает о конкурсе на лучшие женские имена, объявленном в издании.
Проведя этот конкурс, журналисты газеты вместе с красивыми, звучными и настоящими казахскими именами узнали и такие, которыми стали называть детей в современном казахском обществе.
«К сожалению, традиция нарекать детей только казахскими именами стала нарушаться уже в конце прошлого века. Многие просто называли девочек Ирина, Марина или Галя, Таня в честь акушерок принявших роды или соседок. Не чужды нашим казахам и имена в честь героев сериалов или западных знаменитостей. Не удивляйтесь, если во дворе встретите Ананди, Изауру или Саддама», - сокрушаются авторы заметки.
Затем задаются резонным, но риторическим вопросом. «Почему мы стали называть своих детей Анеля, Зарина, Диана и другими иностранными, чуждыми для нашего слуха именами? Почему бы не назвать дочерей, как некоторые герои нашего конкурса истинно казахскими, имеющие смысл именами: Кызжибек, Талшын, Ақлен (наступающая заря), Гүлиіс (цветочный аромат), Салтанат (торжество), Аяла и другими подобными?».
Заканчивается статья наставлениями. «Мы не должны терять национальный дух. В Таджикистане, к примеру, какие имена давать детям закреплено законом, а мы понимаем превратно понятие «свобода». Нужно давать детям красивые имена и становиться уважаемым народом», - заключают авторы.
Асыл РАХМЕТОВА
Просмотров материала: 6 293