"Атырауское заседание прошло в рабочей, реальной обстановке. Постановки почти не было, за незначительными исключениями. Хоть и сидели почти 6 часов, конечно, выступили не все желающие. Но весь спектр мнений был представлен. Жители славного Атырау свою позицию сумели донести четко и ясно. Некоторые выступления стоят отдельной публикации, это вниманию журналистов. Были высказаны четкие мнения и по трехъязычию, это вниманию Минобразования.
Работу самой Комиссии я оцениваю в целом позитивно. Пусть не быстро, но движение идет в правильном направлении. Да, я знаю, что многим хотелось бы быстрого результата - скорейшего решения главных спорных вопросов. Но быстрого решения тут не получится, тем более время есть, аукционы, которые должны были начаться 1 июля, отменены. Думаю, по главным вопросам - частной собственности и аренде земель иностранцам Комиссия выразит мнение подавляющего большинства народа. Причем это голосование в Комиссии должно быть поименным и письменным. Кто как голосовал по этому вопросу должно остаться в истории.
В то же время Комиссией уже приняты ряд важных решений:
1. Гражданам Казахстана вернули право аренды земли. Это нонсенс, но согласно последним поправкам ноября 2015 года такое право было у иностранцев, а у казахстанцев не было.
2. В определенном радиусе каждого населенного пункта земли никому в аренду передаваться не будут, чтобы у жителей были достаточно пастбищ. Это очень важное решение, так как вопрос нехватки пастбищ стоит очень остро.
3. Будут введены ограничения на размеры передаваемых в аренду земель. До сих пор такого ограничения не было. Эта мера направлена против латифундистов-феодалов, из-за которых земли не хватает, и это сдерживает развитие с/х.
4. Вдоль границ на определенном расстоянии от них земли также никому в аренду сдаваться не будут.
Это уже протокольно оформленные принятые Комиссией решения. Они позитивно повлияют на ситуацию в с/х. Но главное - не решение на бумаге или в Законе, главное, чтобы эти меры заработали. Поэтому я предложил закрепить за каждым членом Комиссии конкретные 2-3 района, в которых эти меры реально должны быть претворены в жизнь. И тогда каждый член Комиссии каждые 2-3 месяца будет докладывать, как в его районах эти меры внедряются.
Но нам предстоит решить еще следующие задачи, по которым консенсуса в Комиссии еще нет:
1. Организация полной паспортизации-кадастра, с указанием точного состояния земли, а, главное, нужна информация, в чьих руках-пользовании находится земля. Последняя информация противоречит Закону о защите личных данных. Поэтому мы предлагаем изменить этот Закон. Земля - это не квартира или счет в банке - это общенародное достояние, данное раз и навсегда. Поэтому кто пользуется этим общим достоянием, эта информация должна быть открыта.
2. Мы считаем, что фирмам, где есть иностранное участие, нельзя продавать землю. Президент сказал, что иностранцам земля не продается, значит и фирмам с их участием земля продаваться не должна. А сейчас фирма, где есть иностранная доля до 49%, может быть собственником с/х земли. Такого быть не должно по нашему мнению.
3. При передаче земли в аренду гражданам Казахстана процедура должна быть открыта, с участием Общественных советов. Это вопрос не должен решать только аким.
Главные вопросы - продажа земли как таковой, даже гражданам Казахстана, и аренда земли иностранцам - будут решаться после обсуждения и выслушивания мнения народа по всем областям страны. Время есть, мораторий работает. Уверен, что по этим вопросам мы примем решение, согласно воле народа. Причем голосование по этому вопросу должно быть поименным и открытым, письменным. Это исторический вопрос, и народ должен знать, кто как голосовал. Это принципиально.
Моя позиция - пока все наши меры не будут реально претворены в жизнь, мы не можем ставить вопрос о продаже или аренде земли иностранцам. Поэтому ДЕЙСТВИЕ МОРАТОРИЯ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОДЛЕНО НА МИНИМУМ 5 ЛЕТ. Как минимум, - до кардинального изменения ситуации в с/х, до реального претворения в жизнь всех наших мер.
Мы почти на каждом заседании поднимаем вопросы заключенных за земельные митинги. Сначала были 15-суточники, потом стали появляться аресты по более серьезным статьям. Недавно вышел Жанат Есентаев формально осужденный по другой статье, но в Атырау сидят до сих пор Макс Бокаев и Талғат Аян. Подняли мы их вопрос и на этом заседании.
Как руководитель правовой группы я встречался и в Астане, и сейчас в Атырау по этому вопросу с людьми в погонах, которые являются не желторотыми юнцами, а многолетними профессионалами расследований. Я был ознакомлен с главными их аргументами по этому делу. Также я встречался с адвокатом и близкими родственниками Макса и Талғата. Достичь компромисса на сегодня не удается. Обе стороны уверены в своей правоте.
В этом случае должен состояться только ОТКРЫТЫЙ суд. Пусть там каждый доказывает свою правоту. К нему, несомненно, будет приковано внимание общественности. Думаю, нужно организовать прямой эфир с этого суда через перископ. Этот суд должен состояться скоро, так как на сегодня расследование закончено, и на этой неделе должно начаться ознакомление с делом. Поэтому все будем следить за объективностью и открытостью суда.
По вопросу Айдына-Үржара. На этой неделе должна закончится командировка-проверка этой ситуации и результаты будут открыто опубликованы. Все мы держим этот вопрос на контроле.
На этом пока все. Буду также информировать-отчитываться о дальнейшей работе Комиссии. Надеюсь, что окончательные наши результаты будут положительными. Это своего рода тест для всех нас, как казахи могут решать общественно острые вопросы за столом переговоров. За нами многие наблюдают, надеюсь все вопросы мы сможем решить, сохранив перед народом честь".
Мухтар Тайжан, политолог; член Комиссии по земельной реформе
Источник: facebook
Автор: Мухтар Тайжан -
Просмотров материала: 2 818