События в братской Украине не оставили безучастными казахстанцев. Тут и там стали раздаваться тревожные голоса, призывающие порвать все отношения с Россией, «пока она не аннексировала Северный Казахстан». Представители некоренных этносов нашей многонациональной страны, в свою очередь, призывают общественных и политических деятелей не пороть горячку. «Казахстану не грозит судьба Украины», - уверяют они. О том, на чем строится такая уверенность, мы поговорили с руководителем научно-экспертной группы Ассамблеи Народов Казахстана Виленом МОЛОТОВЫМ-ЛУЧАНСКИМ.
- Определенные политические деятели в попытке заработать себе авторитет очень мало принимают во внимание душевное спокойствие людей, - высказал свою точку зрения Вилен Борисович. - Они начинают будоражить и вызывать ощущение тревоги у населения. Таким образом, они на «мутной волне» зарабатывают свой политический капитал. Это и опасно, и серьезно, ведь тогда возникают различные слухи, пересуды и волнения. Нельзя забывать, что в политике слово государственного деятеля – больше, чем золото. Это - острая стрела, и если она отравлена и летит не туда, куда нужно, жди беды. Общественные и политические деятели любой страны, выражая свою точку зрения по какой-то проблеме, должны помнить, что не являются выразителями воли всего народа, а лишь какой-то его части. И воздерживаться от бездумных и безответственных заявлений.
- И все-таки почему, по-вашему, казахстанцам не стоит опасаться такого поворота событий как в Украине?
- Что касается Казахстана и поднявшейся волны спекуляций отдельных деятелей общества, то я думаю, относительно содержания этих слухов нам опасаться нечего. Мы все братские страны, все выходцы их Советского Союза, у нас богатая общая история.
Наш Президент правильно построил линию развития государства, основанную на анализе этой общей истории. Он не раз говорил: «Нельзя вычеркивать страницы истории, какими бы трагическими они не были».
В числе людей, которые волею судеб оказались в Казахстане, были представители многих народов – украинцы, корейцы, немцы, народы Кавказа и т.д. Их печальная участь одновременно стала шансом, чтобы развиться на новом месте и выжить. И здесь оказался сплав нашего народа, который замешан на страданиях, на совместном преодолении трудностей.
Когда в 90-х годах волна эмиграции накрыла наши города и аулы, мы еще раз начали бороться за выживание. Это был тяжелый период, который грозил Казахстану экономическим крахом и многими бедами, в том числе и территориальными.
Поскольку тогда возникли движения, которые обозначали себя как противники унитарности Казахстана, они ратовали за то, чтобы часть территорий Казахстана отошла к приграничным государствам. Но руководство Казахстана поступило очень мудро, решив эти вопросы.
Были заключены различные соглашения, в Конституции прописали одинаковые права для всех этносов, проживающих на территории Казахстана. Моментально после обретения Независимости приняли закон, сделавший гражданами новой страны всех - без различия их этнической, конфессиональной принадлежности. Государство было провозглашено как единое, унитарное, сохраняющее территориальность в «советских» границах.
Самостоятельность, нейтрализм, выведение ядерного оружия¸ многовекторность политики сыграли добрую службу в истории Казахстана. Постепенно РК стала узнаваемым, уважаемым в мире государством. Казахстан состоялся как государство со всеми атрибутами государственности.
- Межнациональные отношения – это как раз та беспроигрышная карта, которую любят разыгрывать те, кто по каким-то причинам хочет дестабилизировать общество. Вы думаете, для нашего полиэтнического государства она – не козырная?
- Да, ряд деятелей первых лет становления Независимости Казахстана, да и сейчас пытаются эту карту разыграть - поднять вопрос об ущемлении других этносов. Но это бесперспективно, потому что люди сами видят на деле, как развиваются события.
Здесь, в Казахстане, люди разных народов нашли убежище от несправедливости, совершенной когда-то. Они умирали в лагерях, но те, кто выживали, - строили Казахстан. Здесь ведь очень много добра вперемешку со страданиями – на уровне мистицизма. И казахи делились с репрессированными последней коркой хлеба, и переселенцы отвечали им благодарностью.
Память жертвам политических репрессий с самого начала закладывалась в Казахстане и обретала реальность в виде памятников, музеев, книг и т.д. Все это то, что нас объединяет и ставится во главу угла политики. Перспектива ясна, поскольку она прописана в основополагающих документах. Ясная, взвешенная политика, в том числе языковая, дает возможность быть спокойными всем.
- Кстати, к вопросу о языках. Вы считаете, что языковая политика в Казахстане – это фактор, который удержал население от раздоров?
- Я считаю, что в вопросе о языках нужно быть предельно осторожным, мудрым, грамотным. Посмотрите: в Казахстане вопрос о языке решается мягко, осторожно, мудро.
Лидер всегда говорит, что государственный язык должен развиваться и быть цементирующим, интегрирующим началом, но параллельно с ним должны развиваться и языки народов Казахстана. Это прописано в Конституции РК.
Вот посмотрите, когда произошла несправедливость в отношении народов – немецкого, корейского, еврейского и т.д., когда они были брошены в незнакомую среду, и стали жить бок о бок с коренным населением, то теперь лучше других этносов знают государственный язык. То есть, это не является чем-то недостижимым.
Когда ты хочешь понять душу народа, знать его произведения, понравиться девушке из этого народа, в конце концов, ты изучаешь язык. Смотрите, сколько сейчас смешанных браков, в которых проблема языка не стоит, дети говорят на языках обоих родителей. Трехъязычие – это хорошая, правильная цель для Казахстана.
- Казахстан – чуть ли не единственная страна на постсоветском пространстве, в которой за все время Независимости не было каких-либо серьезных межнациональных конфликтов. Как вы считаете, почему?
- Во-первых, у нас очень грамотный лидер, нам очень повезло. Он сразу понял, куда надо вести страну - так, чтобы она сохранилась. Он тогда провозгласил «Сначала экономика, потом – политика». Это означало: накормить людей, дать им понять, что здесь они будут иметь средства к существованию и одновременно дать им понять, что все равны.
Да, величайший лозунг Французской революции у нас реализовался на деле. Кроме того, повторюсь: одним из первых законодательных актов был закон о гражданстве.
Второе – внимание к этническим вопросам. И не формальное, а реальное и очень серьезное. Следующее – языковая политика. Постепенная, взвешенная, уверенная. И наконец, взвешенная экономическая политика. Ориентация на свои силы и, в то же время, понимание того, что нужно диверсифицировать экономику, создавать новые рабочие места. Но важнее всего – это народ, который был сплочен годами страданий.
- Тем не менее, попытки «раскачать лодку» время от времени предпринимаются. Есть ли, по-вашему, гарантии того, что эти попытки не увенчаются успехом?
- В Казахстане есть достаточно серьезные инструменты стабилизации. Это государственная политика, это правоохранительные силы, которые опираются на поддержку всего народа, это достаточно грамотное население.
Это полиэтничность, которая дает в смешении различных культур и подходов к решению ситуаций уникальный шанс не шарахаться из стороны в сторону, не идти на крайности. Наконец, это Ассамблея народов Казахстана, которая позволяет слышать голос каждого этноса.
Мы для того и собрались в Ассамблее, чтобы все свои вопросы разрешать сообща, чтобы они не прятались в глубине, а обсуждались на форумах, круглых столах. Чтобы межэтнический мир сохранялся. Потому что ни у одного из этносов в Казахстане нет никаких притязаний на территорию, на землю, на автономию. Ведь автономия сама по себе не решает вопросы, она создает новые.
И для тех людей, кто выбирает такой путь, она определяет такие проблемы, которые нужно решить для своего народа, а не для себя лично. А когда думаешь с этих позиций, то понимаешь, что в Казахстане созданы все условия для того чтобы твой этнос, твой язык, твоя культура развивались в полной гармонии.
Но это вовсе не означает, что нам стоит успокоиться, сесть и заклинать, что у нас все хорошо и всегда будет хорошо.
- То есть, поддержание баланса в вопросах межнационального согласия – это труд?
- А как же! Это огромный труд, который не терпит формальности, лжи, приписок. Надо всегда чувствовать веяния времени и идти с ним в ногу. С молодыми надо говорить на языке молодежи, активно использовать возможности соцсетей, компьютерных игр, чтобы привить добрые мысли.
А то получается иногда, что нашу молодежь используют деструктивные силы – и наши граждане оказываются то в Сирии, то еще в каких-то горячих точках, то в заложниках у сутенеров.
- На волне событий в Украине прозвучали тезисы о том, что якобы есть опасность аннексии северных областей Казахстана Россией. Несмотря даже на заявление Президента о том, что целостность и суверенитет Казахстана – это аксиома. Стоит ли обращать внимание на такие заявления, как вы считаете?
- Внимание надо обращать на провокации. Угроз со стороны России не звучало: ни в первые годы независимости, ни впоследствии. Россия является братской страной и уважает суверенитет Казахстана.
А на вопрос, раскачают ли лодку отдельные люди, отвечу так: таких людей много, когда они вместе начинают петь. Но их мало, когда народ не обращает внимания на их идеи, но обращает внимание на то, что этих людей нужно останавливать.
Я много ездил по Казахстану, встречался с простыми гражданами, и не заметил никаких следов волнений, не слышал разговоров о том, чтобы отделиться. А причина в том, что у нас нет разницы в уровне жизни между представителями разных этносов. В основе наших взаимоотношений лежит уважение друг к другу.
Всевозможные переделы возникают тогда, когда всерьез возникает угроза ущемления людей. У нас этого нет.
Когда развалился Советский Союз, всем лидерам надо было задуматься, почему это случилось. Наш лидер, судя по всему, задумался. Он много читал, ездил по миру, смотрел, общался с людьми.
Когда в нашей стране возникают недовольства и люди выходят с протестами, этим занимаются политики, политологи, социологи, которые ищут причины происходящего.
Ведь мир всегда более хрупок, чем война. Его нарушить очень легко. Но те меры, которые предпринимаются, чтобы разъяснять, укреплять экономически, удалять гнойные очаги, - это все правильно, нужно.
Казахстан старается дружить со всеми странами и не выступать в роли страны, имеющей конфронтационную политику. Это огромная работа - политическая, дипломатическая. И потому народы, которые живут в Казахстане, чувствуют себя свободными.
Тахмина УРУМБАЕВА, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 4 535