Итак, 16 марта референдум в Крыму юридически определил желание и возможность подавляющего большинства жителей полуострова «вернуться на историческую родину» – войти в состав Российской Федерации. 18 марта был подписан соответствующий Договор, что стало логическим и потому предсказуемым результатом краткой истории постсоветской Украины…
Так, за 22 года после распада СССР, политическая элита Украина умудрилась разбазарить огромное советское наследие, довести народ до нищеты и привести страну к территориальному распаду. Получилось очень быстро, просто и ущербно. А все потому, что история независимости Украины свелась лишь к примитивному разделу между несколькими ФПГ национальных богатств, данных природой, и добра, нажитого поколениями украинцев, русских и других народов советской империи.
Отметим, что в этот период у местных элит появилась прекрасная возможность постепенно порвать со своей прошлой историей, в том числе общими корнями с РФ, и сблизиться со сказочным Западом. Никто этому не мешал, а способствовали известные российские факторы – «бесшабашное» правление Бориса Ельцина, славяно-православные братания, дешевые энергоносители и «кремлевские» мечты о Европе. Сейчас поведение «братских» элит России и Украины начала 90-х не удивляет, поскольку независимость «свалилась им на голову» из-за внезапной слабовольности Михаила Горбачева. От чего у них и начались нарушения в ориентации во времени и пространстве. Из-за партократических амбиций и совковых комплексов они напрочь забыли вековую взаимосвязь и взаимозависимость России и Украины.
Отсюда сегодня возник главный итог независимого «разрушения» Украины – распад единой территории, что, между прочим, угадывалось еще 20 лет назад, включая вероятности возникновения на ней войны. Уж слишком разнились между собой западный и восточный регионы. И тут дело не в желаниях Москвы или Киева, а в действиях законов возникновения и распада государств – потому и наблюдается такая скоротечность и естественность событий в Украине.
Другими словами, потерю Украиной определенных территорий приходится рассматривать как естественный и неизбежный процесс, т.к. создание и существование самого государства в современных границах было искусственным и стало возможным только в составе российско-советской империи и в силу известной политики:
- военные кампании, в т.ч. в рамках пакта Молотова-Риббентропа;
- курс индустриализации и коллективизации;
- волюнтаристские и протекционистские решения лидеров СССР и РФ.
К примеру, националистические силы в Украине предпочитают вспоминать коллективизацию как причину и источник Голодомора, но не желают ничего слышать о той части истории когда границы «Незалежной» формировались за счет присоединения Галиции и Крыма.
С развалом Советского Союза начался постепенный распад и Советской Украины. В начале под тяжестью рыночных и демократических реформ рушилось ее содержание – идеология, политика и экономика. Чего не выдержала и начала распадаться ее постсоветская форма – правление, политический режим, государственное устройство и, в конце концов, территория.
Иного исхода и не могло быть, т.к. за годы независимости Украины внимание уделялось только формам – символам, названиям, декларациям, должностям и институтам. А вот содержание ее государственности не подверглось качественным, прогрессивным изменениям и даже, наоборот, деградировалось из-за коррупционной сущности власти. В частности, сохранились и усугубились перекосы в экономическом развитии и кадровом представительстве регионов в центральных органах власти, от чего только усилилось социальное и национальное размежевание общества, обострились националистические настроения на западе страны и сепаратистские тенденции на юго-востоке Украины.
Вся краткая история постсоветской Украины свидетельствовала об отсутствии серьезной интеграции между западом и востоком страны, а также рыхлости государства. Поэтому попытки властей решать социальные, национальные и политические проблемы регионов косметическими, декларативными или репрессивными мерами были обречены на провал.
Первым пока отошел Крым. Если территория и население юго-восточной Украины всегда считались пророссийскими, то автономный Крым даже в новейшей истории признавался де-факто российским, несмотря на усилия Киева «национализировать» полуостров. Надо признать, что политики, эксперты и военные Украины хорошо осознавали эту ситуацию и знали, что для Москвы нужен только удобный момент, когда она могла бы более или менее легитимно исправить ошибки Никиты Хрущева, Б. Ельцина и всей советской империи.
Нужный момент возник естественным путем в результате деструктивных призывов и действий властей, олигархов и оппозиции, которые вызвали народные недовольства, вмешательство Запада и приход к власти правых и крайне правых сил. Как уже не раз бывало в истории, радикалы Майдана не могли не «перегнуть палку» от сомнительных успехов и вседозволенности, объявив своими главными лозунгами «независимость от москалей» и тотальную «украинизацию» страны. А то, что новая власть Украины сейчас возмущается, так это всего лишь из-за привыкания «к теплому месту» и «дармовым подаркам» от Москвы.
Между тем известные факты реально всколыхнули антинационалистические протесты юго-востока Украины и Крыма, которые до этого 3 месяца пассивно наблюдали за событиями Евромайдана. Таким образом, можно сказать, радикалы своими руками создали идеологическую основу для претензий со стороны Москвы. А уже их коварная попытка физически устранить формального главу государства Виктора Януковича подтолкнула его прямо «в объятия» Путина, что дало последнему карт-бланш для военной защиты российских и русскоговорящих граждан восточной Украины под предлогом нелегитимности власти Турчинова-Яценюка.
Теперь уже естественнее и увереннее звучат и выглядят антиправительственные протесты и требования населения Донецкой и Харьковской областей об автономии. В этой связи, Москва обращает внимание Вашингтона и Брюсселя на необходимость наведения общественного порядка и защиты русскоязычного населения, на что Запад закрывает глаза и, этим …укрепляет предлог для военного вторжения РФ в Украину.
Тем временем, уже в официальных структурах Молдавии задумались о возможности возвращения под свою юрисдикцию отдельных районов западной Украины, которые были отторгнуты в прошлом веке. Пока еще скромно молчат лидеры основной претендентки на территорию Галиции – Польши, т.к. она является сейчас основным проводником политических и специальных мероприятий Запада в отношении Украины…
Естественно, что присоединение Крыма к России, фактическое применение российских спецподразделений на полуострове и возможность официального ввода российских вооруженных сил в восточные области Украины для защиты русскоязычных граждан – вызвали возмущения, угрозы и санкции со стороны Запада. Другого и не следовало ожидать, ибо произошло внезапное нарушение геополитических планов США и их союзников в отношении России.
Именно это является главной причиной такой реакции, а не ущемление интересов «незалежной», как наивно до сих пор полагают некоторые сторонники и противники участников конфликта. Очевидно, что Украина стала территорией прямого столкновения мировых центров силы, дополнительным рынком для транснациональных корпораций, новым плацдармом для США и ЕС в политическим и экономическом продвижении на Восток. Тем более, что Штаты и НАТО планировали разместить свои военные объекты в Крыму и Украине.
Как видно из происходящего, агрессивная реакция Кремля стала неожиданностью для правительств США, Франции, Германии, Великобритании и других западных стран. В свою очередь, Западв очередной раз удивил цинизмом политики двойных стандартов при использовании оппозиции, общественных настроений и радикалов Украины для решения своих геополитических и геоэкономических задач. Хотя нарушение международного права и ущемление интересов малых государств и народов присуще всем мировым державам, а США в этом – безусловные лидеры.
Нельзя не заметить, что игнорирование США международных норм особенно участилось после распада СССР: на протяжении более чем двух десятилетий американцы не брезговали использовать радикалов всех мастей для разжигания конфликтов и ведения войн в различных частях света. Почти все это время Россия шаг за шагом уступала свои позиции в регионах мира, уходя от прямого конфликта с Западом и теряя международный авторитет. Лишь военная авантюра в Грузии, политические и экономические потери в Северной Африке и на Ближнем Востоке побудили В. Путина на смену приоритетов внешней политики и создание Евразийского Союза постсоветских республик, как единственного условия выживания и противостояния мировым центрам силы.
Это-то и вызвало неприкрытое политическое наступление США и ЕС на постсоветское пространство, прежде всего на его крупнейшее интеграционное звено – Украину, где спецслужбами Запада были использованы элементы из сценария «арабской весны» и даже получены схожие первичные результаты.
Сегодня Россия столкнулась лицом к лицу с прямой военной, экономической и гуманитарной угрозой своему существованию со стороны США и ЕС, поэтому она не могла не прибегнуть к «военному кулаку» для сохранения себя и своих геополитических интересов, т.к. других возможностей для защиты у нее на сегодня нет.
Можно сказать, что в событиях вокруг Украины перед Россией встал не риторический вопрос «быть ли не быть?». И ситуация хорошо осознается Западом, поэтому он запустил против РФ систему разнообразных санкций и предупреждений в форме давления на союзников. К примеру, так можно воспринимать новое обострение отношений США и Израиля с Сирией. Вместе с тем, судя по составу и поведению новой власти в Киеве, сегодня от спецслужб Запада вполне ожидаема организация полноценной террористической войны против России с территории Украины. Вкупе с хроническими проблемами на Северном Кавказе и возможной экстремистской активностью в Центральной Азии, это может создать для РФ и всего постсоветского пространства самые большие испытания со времен Второй мировой войны.
Прямой конфликт мировых центров силы все более и более становится неизбежным.
Мурат Абулгазин, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ), специально для Матрица.кз.
Просмотров материала: 2 914