У российского писателя–сатирика Михаила Задорнова была сценическая программа – «Я не понимаю …!», в которой, этот безусловно талантливый человек, высмеивал парадоксы из жизни Российского общества, нередко доведенного до абсурда. Ежедневно просматривая, сопоставляя и анализируя информацию о событиях, происходящих в нашем обществе впору хочется крикнуть во вес голос – «Я не понимаю этого! Люди, подумайте и одумайтесь!». Чтобы не быть голословным прошу своих читателей вместе со мной рассмотреть несколько этюдов – эпизодов, событий из жизни нашего общества. Но прежде чем приступить к этому, давайте уточним с помощью Википедии – что такое: парадокс и абсурд?
Итак,
Парадокс – ситуация, которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
Абсурд – 1) нечто алогичное, нелепое, глупое, из-ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу;
2) в повседневном обиходе – бессмыслица, галиматья, бред, чушь.
В общем, как-то так.
Эпизод 1. Смотрел по телевизору документальный фильм о ветеранах контрразведки КГБ. В том документальном фильме показывали фрагменты кинохроники о поимке американского шпиона в Москве в далекие 70-ые годы, во времена СССР. В пленку вмонтированы комментарии пожилых ветеранов контрразведки, которые в кинохрониках 70-ых годов были молодыми сотрудниками.
Один из ветеранов с гордостью говорил о том, что данная спецоперация была тщательно проработана и подготовлена, и это предопределила её успешность. Место операции было окружено плотным кольцом из сотрудников КГБ, МВД и даже было усиление дополнительными силами милиции. «Наверное, «усиление» было кстати, ведь спецоперация была посвящена на поимку врага, обезвреживанию и нейтрализаций недруга», - подумал тогда я.
Несколькими днями ранее по тому же телевизору я смотрел фильм (название не помню) о тюрьмах-лагерях в далекие 30-ые годы прошлого века. В том фильме какой-то начальник лагеря по телефону просит у кого-то роту солдат на усиление охраны объекта (лагеря), т.к. ожидается пополнение контингента, большинство которых «рецидивисты» и их нужно достойно встретить. В общем «усиление» нужно для достойной встречи уголовных элементов.
Совсем недавно мой знакомый охранник учебного корпуса несколько дней отсутствовал на своем рабочем месте. Оказывается не по своей воле.
Когда он появился на своем рабочем месте, выяснилось, что был на «усилении ЕНТ» в другом учебном корпусе. Я как-то раньше не обращал на это внимание. Из разговора понял, что во время ЕНТ над всем этим процессом наблюдают КНБ, МВД, в том числе их технические службы, служба охраны ВУЗов, школ и т.д., да еще и дополнительное усиление. УСИЛЕНИЕ.
Это слово – УСИЛЕНИЕ, и стало толчком для настоящей статьи и причиной крика моей души. Получается – современное ЕНТ – это «спецоперация» или «достойная встреча…». Ведь также, как и в предыдущих случаях, этот процесс обслуживается и контролируется КНБ, МВД и еще плюс «УСИЛЕНИЕ». Получается, что МОН в эти дни работает как департамент МВД или КНБ.
Только не понято – кто кого, от кого защищает и охраняет? Кто враг? Кто друг? Почему их – наших детей, должны обыскивать, пропускать через «детектор лжи», строгие «дяди» должны стоять «над душой», в коридорах, у окон, у дверей и бдить? Почему?
Почему такое недоверие нашим с вами детям «A priori» - «Изначально»? Ведь ЕНТ – это врата во взрослую жизнь, очередь за Фортуной, врата надежды на прекрасное будущее. А их «достойно встречают» с УСИЛЕНИЕМ как на «Спецоперации».
А какова цена результата многолетней воспитательной работы в системе МОН, если в эти ЕНТ-дни дети остаются один на один со всеми психологическими, правовыми, душевными проблемами, так как МОН в эти дни не с ними. Самое главное и обидное, в те дни напрочь забывается всеми 17 статья Конституций РК, которая гласит:
1. Достоинство человека неприкосновенно.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В советское время было такое понятие как – «морально-психологический климат в коллективе» или «морально-психологическое состояние человека – личности». Кажется, этот термин был применим только для гражданских трудовых коллективов без участия силовых структур, как МВД и КГБ. И упаси бог, если в одночасье сотрудники МВД и КГБ начнут контролировать процесс с участием всего коллектива, то «морально-психологическое состояние человека» мог «испортиться». Тогда коллектив брал этого человека на поруки, писал хорошие характеристики, ходатайства и т.д. Конечно, если человек-гражданин был чист перед законом. Ну, в общем и целом был т.н. «человеческий фактор».
А тут? Выпускник школы с новеньким паспортом и еще более новеньким аттестатом приходит сдавать ЕНТ, а его «встречают», мягко говоря, с недоверием. Разве не ПАРАДОКС?
Эпизод 2. 19 июня т.г. на Матрица.kz была опубликована статья «Казахская ботаника – страна законного поведения», где автор доказательно обращает внимание на неисполнение одного из институциональных реформ Елбасы – Н.А. Назарбаева – «Обеспечения верховенства Закона для укрепления государственности» в ботаническом секторе Казахстанской науки и высшего образования.
Как отмечается в данной статье, только за 5 месяцев (до 1 июня) в СМИ опубликованы около 20 постов и статей, которым даны сотни комментариев. В подавляющем большинстве эти статьи являются криком души, непонимания и недоумения …, может быть даже безысходности. Поводом для этого служит официально обнародованная в СМИ информация о фактах хищения руководством Института ботаники и фитоинтродукции более сотни миллионов тенге гос.средств, выявленные прокуратурой и Нацбюро по противодействию коррупции вот уже более полугода.
Парадокс заключается в том, что, несмотря на то, что прокуратура «поймала за руку» руководство института в лице гендиректора Ситпаеву Г.Т., главного бухгалтера и др., соответствующие органы прокуратуры и Нацбюро по г. Алматы, а также соответствующие службы МОН РК не спешат исполнять предписание надзорного органа по обеспечению верховенства Закона.
Более того, МОН РК всячески поощряет г-жу Ситпаеву Г.Т. Только за первое полугодие 2017 года г-жа Ситпаева Г.Т. со своей свитой уже несколько раз побывала в загранкомандировках, притом достаточно длительных. Руководитель госпредприятия не может выехать за пределы страны без согласия и разрешения вышестоящего уполномоченного органа, т.е. Комитета Науки МОН РК. Это – аксиома.
Тут можно вспомнить, как «трамбовали» заместителя (уже бывшего) председателя Комитета науки, выехавшего в период своего законного отпуска за границу. Причем, она там решала государственные вопросы. А тут предписание прокуратуры РК о факте хищения многомиллионных госсредств.
Фактически правонарушения, причем коррупционные и экономические преступления, Г.Т. Ситпаевой выглядят основанием для её же поощрения в виде загранкомандировок со стороны МОН РК и фискальных органов г. Алматы. Разве не ПАРАДОКС? Тут, как говорил Шерлок Холмс – «Ищите, мотивы!».
Эпизод 3. В преддверии открытия ЭКСПО-2017 КазНУ им. аль-Фараби презентовал проект в рамках тематики «Зеленая энергетика – Энергия будущего» пруд – водоем, теплицу. По этому поводу на всю страну дали интервью ректор университета, декан биологического факультета и заведующая кафедры биоразнообразия и биоресурсов.
Из слов интервьюируемых стало известно, что эти объекты представляют собой устойчивую единицу экосистемы, т.е. саморегулируются и являются или могут быть источником энергии. А декан факультета заявил о том, что из водорослей, обитающих в водоеме или уже вырабатывается, или будет вырабатываться биотопливо.
В общем и в целом все было пафосно, почти безапелляционно, конечно же красиво и креативно, помпезно. Смотришь по телевизору – все очень просто и красиво. А все простое – гениально. Так-то оно так. Однако, мне показалось, что вся эта презентация рассчитана для наивной аудитории.
Получить энергию и биотопливо из этого пруда теоретически возможно. Наверное, и практически можно заполучить энергию. Но это очень сложный процесс и, наверное, технологическая цепочка получения энергии и биотоплива также должна быть не простым, а достаточно многообразным и сложным.
Откровенно говоря, этот небольшой пруд объемом не более 500 м3 (как мне показалось) явно маловат для таких смелых заявлений. Мне кажется, в своих интервью ученые КазНУ выдали желаемое за действительное. Я повторюсь, мне это кажется. Может быть, я ошибаюсь. Я рад был бы ошибаться.
Тем не менее, получение какой-либо энергии из этого небольшого пруда мне снова кажется парадоксальным и нереальным. Если я не прав, пожалуйста, опровергайте доказательствами, цифрами, продукцией и т.д.
В целом, мои опасения основываются на том, что мне известны несколько парадоксальных, я бы даже сказал абсурдных, явлений и событий, имеющих место в том же биологическом факультете КазНУ. Честно говоря, у меня нет веры в то, что было сказано деканом факультета и заведующим лаборатории биоразнообразия и биоресурсов. Попробую обосновать и объяснить причину своего недоверия.
Во-первых, вот уже три года (как выяснилось) не соблюдаются стандарты образования по специальности «геоботаника». Дело в том, что КазНУ - единственный ВУЗ в Казахстане, который готовит специалистов – геоботаников. В этом нет никакого парадокса.
Парадокс заключается в том, что нет кафедры ботаники, а еще Парадоксальнее – нет бакалавриата. То есть, в КазНУ, на биологическом факультете нет базовой научно-образовательной программы «Геоботаника». Парадоксом в квадрате можно считать наличие и реализация образовательных программ магистратуры и PhD докторантуры по этой специальности.
Фактически получается, что в магистратуре и PhD докторантуре по геоботанике учатся не геоботаники (их просто не существует), а дипломы магистров и докторов геоботаники «раздаются» обладателям других специальностей – ихтиологам, паразитологам, орнитологам, герпентологам, микробиологам, генетикам, вирусологам, биохимикам, географам, экологам и т.д. Удивительно то, что как будто стандартов образования, заметьте государственных стандартов в принципе, для КазНУ не существует.
Во-вторых, факультет биологии и биотехнологии при нынешнем декане был замешан в скандальные истории с кадровой чехардой и с плагиатом заведующих кафедры биоресурсов и биоразнообразия.
В вопросах плагиата декан выказывает полное безразличие и спокойствие, а в одном из случаев сам был рецензентом, председательствовал на Ученом Совете факультета и «благословил» на большую жизнь 100%-ный плагиат. Все это стало достоянием общественности и обсуждалось в СМИ и соцсетях и, конечно же, спокойствие и безразличие декана после всего этого выглядит Парадоксальным и абсурдным.
Порой кажется, что некоторые механизмы ведения дел в КазНУ в основе своей парадоксальны. Например, в прошлом году в той же кафедре биоразнообразия и биоресурсов прошел конкурс на должность заведующего кафедрой. Знающие люди рассказывают, что в КазНУ существует очень демократичный механизм выборов в три этапа: кафедральный, факультетский и университетский (т.е. ректорский). Так вот, претендентов было двое.
В этой классической схеме «Ректорат» отдавал предпочтение одному из претендентов, и это стало первопричиной острых дискуссий и откровенных, «честно – большевистских и принципиальных» разговоров с самого начала обсуждения кандидатур претендентов.
После драматичных дебатов, кафедра 2/3 (70%) голосами отдает предпочтение претенденту, которому «ректорат» был неблагосклонен. Факультет же проголосовал ничейным счетом – 50/50. Зато «Ректорат» единогласным решением утверждает «своего кандидата», тем самым узаконивает конфликт на кафедре.
И живет кафедра с этим «узаконенным конфликтом», так сказать, интересной жизнью. А между тем выяснилось допущенный факт плагиатства «Ректорского кандидата» и обнародован в СМИ с доказательствами. Доказательствами, понимаете! … Разве это не ПАРАДОКС?
Эпизод 4. Всем известна завуалированная под трехязычную модель образования англо-саксонизация системы образования и «твердая позиция» Министра обрнауки в этом вопросе.
Выделены и потрачены не один миллиард тенге бюджетных средств на «образовательный туризм англо-саксонизации» учителей и других работников образования. Кроме того, организованы так называемые «бесплатные» курсы английского языка за счет налогоплательщиков Казахстана.
Раз выделяются деньги, значит, приоритет отдается английскому языку. А деньги выделяются не просто так, они выделяются неистово, не считаясь ни с чем, ни с кем. Даже с фундаментальными принципами Конституции РК (см. ст. 7 и 93 Конституций РК). Только этой «неистовостью» можно объяснить требования обучения естественнонаучных предметов – биологию, химию, физику, географию, на английском языке и изучение истории Казахстана и казахов на неказахском языке.
Здесь один парадокс порождает другие парадоксы, я бы даже сказал – систему парадоксов. В результате коллективы авторов – казахов, сами не владея английским языком, начали писать книги и учебники на английском языке, а другая группа казахов, также не владея английским языком, дают отзывы и рецензии на английском языке на эти книги и учебники на английском языке. Вот такая вот «Картина маслом англо-саксонизации».
Все бы ничего. Но как быть с этим завуалированным трехязычием после фундаментальной статьи Лидера Нации-Елбасы, Президента РК Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Лидер нации обозначил как основные приоритеты – национальное сознание, национальный код, национальную идентичность, национальные традиции, национальные святыни, которые призваны выступить сердцевиной политической и экономической модернизаций страны. Вот так вот!
Как быть с неистовством Минобрнауки в делах англо-саксонизации всех и вся в стране? Или наше казахское национальное сознание, национальный код, национальная идентичность, традиции и святыни должны опираться на английские ценности и язык? Кто-нибудь представляет себе национальную святыню и национальный код казахов на английском языке? Или наоборот – все английское на казахском языке? Разве это не ПАРАДОКС?
Эпизод 5. Сколько себя помню, за последнее 20-25 лет не было ни одного учебного года, начало которого не ознаменовалось бы критикой учебников. Или вот последние решения Минобрнауки о замене и переименовании предметов в начальном образовании, а также коренное изменение методов обучения. Главное, не объясняя причин и безосновательно. Просто взяли и заменили традиционные, временем испытанные методы.
Учебники критикуются, традиции беспардонно ломаются. А между тем ежегодно сотнями присуждаются гранты, премий типа «Лучший преподаватель ВУЗа». И этот процесс идет с завидным постоянством и никак не влияет на качество учебников, никак не являясь реакцией на их критику. Будь-то бы эти два события из разных планет и миров. А ведь учебники и гранты – премий – сфера деятельности одного министерства. Разве это не ПАРАДОКС?
Эпизод 6. В середине весны информационные агентства распространили заявление рабочей группы по внесению изменений и дополнений в Земельный кодекс о том, что «гражданам РК, создавшим семью с иностранцами не будут выделены земельные участки»… Этот текст прозвучал в новостях всех телевизионных каналов. Из других источников удалось почитать полный текст этого проекта: «гражданам РК, создавшим семью с иностранцами не будут выделены земельные участки с приграничных районов».
Между тем п.2. с. 4 Конституции РК гласит: «Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики». А п. 2. ст.2 Главного закона гласит: «… Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории». Если в земельный кодекс будет внесена и принята поправка в такой редакции, то получается, что фундаментальный принцип неприкосновенности и неотчуждаемости будет работать только на приграничных районах, а принцип целостности территории страны будет на законном основании игнорирован. Разве это не ПАРАДОКС?
Эпизод 7. На днях, на совместном заседаний палат Парламента объявлены каникулы для депутатов. Были рапорты об успешной работе депутатов Мажилиса. Во всех новостях депутаты из фракции говорили о том, что во время каникул они будут встречаться со своими избирателями, при этом будут встречаться активно и часто.
Это очень парадоксальное заявление со стороны депутатов. Потому что, в избирательных бюллетенях самых последних выборов в Мажилис Парламента не было конкретных фамилии кандидатов. Там был список политических партий. Так что избиратели конкретно в лицо не знают своих депутатов, а депутаты в свою очередь – своих избирателей. Депутаты знают в лицо в своих однопартийцев, а однопартийцы – своих депутатов. Причем тут избиратели? Разве это не ПАРАДОКС?
И вот таких парадоксальных событий становится все больше. На вопрос – «Почему так?» у меня только один ответ: Потому что в нашем обществе, почти на всех уровнях, вольно стали обращаться с фундаментальными принципами Конституции РК.
Это признается и в послании Конституционного Совета 19.06.2017 года: «На дальнейшее упрочение режима Конституционной законности положительное влияние могли бы оказать изучение научным экспертным сообществом вопросов конституционного патриотизма, конституционного мышления и культуры, конституционно-правового мировоззрения…».
Фундаментальные принципы Конституции и являются основой конституционного патриотизма, конституционного мышления и культуры, конституционно-правового мировоззрения, а самое главное – Верховенства Закона.
Без ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА невозможно говорить об общественном согласии и стабильности социума. Как говориться, на одних ПАРАДОКСАХ далеко не уедешь!
Мы должны устранять механизмы, порождающие эти Парадоксы. Эти механизмы сегодня существуют на вполне «законных основаниях», т.е. регулируется законами, подзаконными актами. На поверку оказалось, что эти законы не совсем гармонируют основными принципами Конституции РК.
На практике получается, как говорил в свое время В.И. Ленин – «По форме - правильно, по существу – издевательство». Издевательство над человеком. А человек, его жизнь, права и свободы признаются высшими ценностями нашего общества и государства согласно Конституции (Ст. 1., п.1).
Нугман Аралбай, доктор биологических наук, профессор
Просмотров материала: 4 464