О несколько фактах, приводящие к одному выводу – в МОН РК здравый смысл перевернуто вверх ногами и «люди» вынуждены одевать на голову сапоги.
Факт 1. 14 ноября 2016 года в своем блоге я опубликовал статью «Из комитета науки МОН РК изгоняют единственного чиновника с ученой степенью». Мною была высказана тревога о качественном составе госслужащих Комитета Науки МОН РК, а также тревога о невозможности полноценного выполнения требований Закона РК «О науке», согласно которого Комитет науки является государственным органом в области науки и научно-технической деятельности в РК.
За короткий срок статью прочитали около 7000 читателей, есть комментарии. Это свидетельствует о том, что многих беспокоит судьба науки Казахстана и проблемы управления ею. Другими словами, есть серьезные основания полагать, что в МОН РК имеет место быть серьезные просчеты в подборе и расстановке кадров.
Факт 2. 08.03.2017 года ИА NewTimes.kz. опубликовал мнение экс-чиновника Комитета науки МОН РК Лязат Кусаиновой «О лжи и непрофессионализме» лично министра образования и науки РК, подтвердив своё мнение множеством фактов.
По её мнению, «более глубокая проблема этого человека (Е. Сагадиева) кроется в том, что со своим приходом им уволены все профильные специалисты, а на них место приняты люди, которые никакого отношения ни к ОБРАЗОВАНИЮ, ни к НАУКЕ не имеют. Например, все три вице-министра не имеют ученых степеней, в НАУКЕ и ОБРАЗОВАНИИ никогда не работали. Председатели трех комитетов также опыта работы в этой сфере не имеют. В Комитете науки с мая 2016 года нет председателя, три зампреда работают по несколько месяцев. Все директора департаментов уволены. Соответственно, сменился весь аппарат МОН» - (конец цитаты).
Это очень похоже на провал в кадровой работе МОН РК, кроме того, это явное доказательство того, что министр смотрит на науку с точки зрения … завхоза. Дескать, выделены деньги, занесите в склад результаты. А аппарат МОН РК не в состоянии ни оценить качество продукции, ни расспросить об этом ученых, ни посоветоваться с кем-нибудь - ведь среди них нет никого, кто бы вообще имеет какое-то отношение к науке.
Этот разлад, т.е. отсутствие связи между высшим, руководством МОН РК и учеными-исследователями и является первопричиной нарушения требований Закона РК «О науке» и почти всех нормативных правовых документов во исполнение Закон РК «О науке». Одним словом «Паралич власти» в области Научно-технической политики страны в лице действующего министра Обр.науки.
Факт 3. Статья Азамата Ибраева «Прямая речь о развале науки Казахстана» от 21.10.2016 говорит очень красноречиво о том, что было сказано выше и подтверждает дополнительными фактами и комментариями.
Факт 4. В конце 2016 года в газете «Время» журналист Стас Киселев опубликовал 3 статьи о деятельности КН МОН РК в области науки, полностью лишенного здравого смысла и в принципе о нарушениях требований Закона РК «О науке» и самого положения «О Комитете Науки».
Это, «Организованная научная группировка, или Как наши ученые собираются облака красить», «Хай-тек давно минувших дней, стартапы старины глубокой …» и «Прикладных дел мастера. Кое-что о грустных мыслях, на которые наводит официальный ответ Комитета науки МОН».
После изменения статуса Национальной академии Наук (может быть не совсем удачного) естествен вопрос – кто главный Ученый страны? Или кто в ответе за состояние и будущее науки в Казахстане? Ответ очевиден – Министр.
Значит, получается, что Министр образования и науки сейчас не контролирует ситуацию в сфере науки страны. Если деньги – финансы Казахстана на коммерциализацию науки и инновационные проекты распределяется так называемой Международной комиссией, во главе которой поставлен гражданин другой страны. А в составе этой комиссии из 7 её членов 5 – граждане других стран, только 2- граждане Казахстана. Насколько это соответствует интересам безопасности нации и страны? Если это так, можем ли мы быть уверенными в том, что министр, присягнувший на нашей Конституций контролирует ситуацию в науке сегодня и каково её (науки) будущее?
Факт 5. Осенью 2016 года руководитель АП РК А. Джаксыбеков дал пресс-конференцию о Кадровой обеспеченности наших министерств. Руководителем АП РК озвучены данные о существующих вакансиях в Министерствах и ведомствах страны. Их оказалось сотни, десятки сотен. Возможно, это какие-то просчеты в работе Агентства по госслужбе, но, в глаза бросается другое. А именно – нежелание нашей молодежи идти на госслужбу. И в этом кажется виден еще один большой провал деятельности Министра образования и науки.
Думаю, что никто особо возражать не будет против такого тезиса – главным и стратегический оправданным результатом воспитательной работы, заметьте – многолетней воспитательной работы, особенно патриотического воспитания, является желание воспитанника служить обществу и народу. А как материализуется и реализуется это светлое желание молодого поколения? Только через госслужбу, особенно в Министерствах и ведомствах Правительства. А там – тысячи вакансий.
А где результаты многолетней воспитательной работы организаций в ведомств МОН РК, и где отдача от вложенных денег на воспитательную работу в системе МОН РК?
Резонен вопрос – после изменения статуса Казахской академии педагогических наук, кто ответит за воспитание молодого поколения, кто главный воспитатель страны? Ответ очевиден – конечно, министр!
Заявление руководителя АП РК г-на А. Жаксыбекова звучит как политическая оценка деятельности МОН РК, конкретно министра Е.К. Сагадиева в сфере воспитания молодежи нашей страны. А эти сотни вакансии в министерствах выглядит как оценка «двойка» за результаты этой работы.
Это разве не провал работы МОН РК? Если можете, попробуйте доказать обратное. Как говорится, критерий истины – практика, т.е. практическое положение дел, результат, факт. А факты таковы. А они, как известно – упрямы.
Факт 6. Это скорее целая группа фактов и событий, доказывающая противоправность действий министра, связанное с необдуманным внедрением модели трехязычного образования в обязательное среднее образование, что противоречит требованиям Конституции РК.
Следует отметить, что внедрение модели трехязычного образования вопреки протесту народа, педагогов, ученых, родителей проведено безапелляционно жестко, твердо и навязчиво. По мнению ряда экспертов, тем самым, Министром открыто попирается главный закон страны – Конституция.
Англо-саксонизация системы образования за счет бюджетных средств и в сфере обязательного среднего образования, а в сфере высшего образования тем более, при министре Е. Сагадиеве смело проведено и пустила свои, корни достаточно глубоко.
По словам вице-министра Б. Асыловой только в 2016 году на признание «английских ценностей» учителями Казахстана из бюджета страны выделено порядка 4 млрд.тенге. Именно при Е. Сагадиеве в МОН РК «не в чести» оказался государственный – казахский язык, а в чести – английский язык. Повсеместно в ВУЗах заставляют писать учебники на английском языке, премии и гранты в сфере образования и науки стали присуждать ученым, владеющим английский язык. Даже на последней коллегий МОН РК было заявлено о том, что руководители подведомственных организации МОН-у могут быть только англоязычные граждане. Приплыли, как говориться.
После этого складывается впечатление, что наш министр образования и науки присягал не нашей Конституций и не народу Казахстана. И вообще, МОН РК сегодня напоминает департамент финансов МОН Великобритании или США. Только деньги наши, налогоплательщиков Казахстана.
Наше общество активно начало «ржаветь» английским языком, благодаря приказу экс-министра Жумагулова Б.Т. в 2012 году. «Ржавчина» английского языка распространяется на все сферы нашего общества. Посмотрите хотя бы на названия наших телепередач, казахстанского телевидения. В каждого из них вмонтировано бессовестно и грубо одно или несколько английских слов, т.к. Спорт-live, Айна-online и др. И это вам не 25-кадр рекламы. Это, извините, сегодня наша культурная жизнь - очень похожа на «плевок» в душу нации, казахов. А сейчас происходит вакханалия англо-саксонизации.
Почему так происходит? Каковы причины? Кажется главная причина в непризнании Конституции. А гарантом незыблемости Конституции РК является Президент.
Мне кажется, сложилась очень интересная ситуация. Ситуация усугубляется еще и тем, что по этому поводу многозначительно молчат правящая партия Нұр-Отан, Гос.секретарь, Парламент, Ассамблея народа Казахстана и др. Конституционные органы.
Видимо, у них еще есть силы молчать. А вот у народа эти силы, видимо, иссякают. Коллективные обращения граждан с выражением беспокойства по поводу антиконституционной англо-саксонизации Казахстана, направленные в органы власти стали системными и частыми.
Помните, в сказке о лампе Алладина, где джин говорит, что он друг, но он раб лампы, хотя, он может все. Если провести некую параллель и задаться вопросом кто есть министр, то получается, что министр – джин, который может сделать всё в своей отрасли. Но он одновременно и Слуга (Раб) народа (Лампы), потому что присягнул народу, стране, президенту.
Но в настоящее время министр образования и науки очень напоминает джина, который переселился из лампы в кувшин ради «дружбы». Но дружбы с кем?
Для МОН РК в настоящее время было бы более актуальным привить любовь казахскому языку подрастающему поколению, изучив опыт борьбы за свой национальный язык в других странах у французов – за французский язык, чехов – за чешский язык, турков – за турецкий язык, наших «бывших» собратьев, соседей – узбеков, туркменов, азербайджан, грузин, армян и т.д. Наверняка у них, у их МОН-ов есть технология укрепления и закрепления национальных языков, берущие своё начало в системе обязательного среднего образования.
Кажется, пришла пора Министру Е.К. Сагадиеву покаяться перед президентом, народом. Только это покаяние может дать толчок для очистки от «английской ржавчины» нашего общества и засияет и засветлеет душа каждого гражданина Казахстана – казахский язык, язык унитарного, светского государства казахов.
Может быть, тогда народ скажет министру Е. Сагадиеву – Айналайын! Это священное для казахов слово, являющийся квинтэссенцией нежности, чистоты, доброжелательности и любви. Функционально слово «Айналайын» означает «я возьму твою боль». Только, министр не перепутал бы «Айналайын» с «Айна- online-ом» …
Нугман Аралбай, доктор биологических наук, профессор
Просмотров материала: 11 980