Наш блогер, доктор биологических наук, профессор Нугман Аралбай за полгода практически ничего не написал. Но, как оказалось, ученый не сидел, сложа руки – успел выпустить книгу, пишет еще и участвует в ряде научных проектов. Выпущенная книга, в которую попали размышления, блоги, опубликованные на нашем сайте, и стала поводом для беседы.
- К нам попала книга – сборник ваших общественных, публицистических высказываний и интервью с очень интересным названием: «Ернімді қан-жоса ғып тістегенше... немесе әркез мені мазалаған ойлар». Почему так названа книга?
- Сначала хочу поздравить своих читателей с Новым 2016-м годом и пожелать всех благ, крепкого здоровья и обыкновенного человеческого счастья. Эта книга составлена моими учениками ко дню моего рождения в октябре. Огромное им спасибо.
А название книги буквально означает следующее – "чтобы не искусать губы в кровь… или мысли, терзающие меня иногда". Примерно так. Книга состоит из трех разделов. Первый включает 14 статей и интервью, опубликованные в СМИ в разные годы. Второй раздел посвящен моим мыслям и размышлениям, наблюдением в жизни. А третий объединяет 14 моих статьей, опубликованных в моем блоге в Вашем портале. Самым последним опубликовано мое обращение ректору КазНУ им. аль-Фараби академику Г.Мутанову.
Думаю, что нет необходимости пересказывать все содержимое книги - интересующиеся люди могут ознакомиться с ней в библиотеке КазНПУ им. Абая или же в моем блоге, где я намерен ее разместить. Хочу лишь отметить, что 70% материала этой книги посвящены проблемам ботанической науки в Казахстане. Она начинается со статьей о проблемах Красной Книги растений и заканчивается проблемой ботанической научной школы в КазНУ им. аль-Фараби.
- О каких проблемах говорим? Если можно поподробнее…
- Прежде всего, меня беспокоит эрозия профессионализма в ботанической науке, как мне кажется, берущая свое начало в национальном университете в настоящее время. Кафедра ботаники КазНУ им. аль-Фараби была кузницей ботанических кадров и имела славные традиции. Достаточно вспомнить, что в разные годы кафедрой заведовали маститые ученые-ботаники с мировыми именами - академики Н.В. Павлов, И.О. Байтулин, Н.М. Мухитдинов, высокие профессионалы своего дела Б.И. Тарабаева, С.А. Бедарев, П.М. Мырзакулов, С.С. Айдосова.
И эта славная кафедра имела своих «дочек» - другие кафедры ботаники в различных ВУЗах, особенно, в педагогических институтах. К сожалению, сейчас кафедр с названием «ботаника» в ВУЗах Казахстана можно сосчитать на пальцах одной руки. А причина в том, что нет кафедры ботаники – «отца» в КазНУ им.аль-Фараби. Правда, есть одно утешение – в КазНУ существует специальность – «Геоботаника», но только в магистратуре и докторантуре PhD. А в бакалавриате – нет.
К слову сказать, что по этой специальности в Казахстане более нигде не готовят специалистов. Меня, как человека занимающегося ботаникой более 35 лет, не может не беспокоить содержание учебных программ кафедры, где готовят магистров и докторов PhD – геоботаников. Ведь в составе кафедры я не могу припомнить ни одного профессионала – геоботаника. Это – одна сторона медали этой проблемы.
Вторая сторона медали – это то, что в магистратуре и докторантуре PhD учатся кто угодно, но только не геоботаники. Ибо бакалавриата по геоботанике нет. Уместен вопрос - какие диссертации защищают наши магистры и доктора геоботаники в Казахстане? И кто за это в ответе?
Мне невольно вспоминается одна история из моего детства. После 7-го класса я вместе с дедом начал ходить на сенокос. И вот однажды во время отдыха в тени боярышника дед спросил меня: «Как у тебя обстоят дела с русским языком?» Я ответил: «Ата, я понимать понимаю, а говорить – пока получается плохо». На что мой дедушка ответил: «А я понимать не понимаю, а говорить могу легко» и засмеялся.
В отличие от моего деда кафедра, выпускающая магистров–геоботаников и докторов–геоботаников не смеется, ибо не самокритична. Не самокритична, потому что непрофессиональна. А процесс «штамповки» геоботаников из числа микробиологов, ихтиологов, генетиков, биохимиков, зоологов, биотехнологов, географов, экологов и других пошел.
Сейчас кафедра и факультет КазНУ, где готовят геоботаников напоминает суд, который своим решением в угоду себе объявляет блондинов афро-американцами, а афро-американцев блондинами. Но ведь от этого блондин не становится темнее, а афро-американец – светлее. Так что, наличие специальности геоботаники скорее похоже на утешение, нежели…
- Все, что Вы говорите - понятно. Но, наверное, время все поправит. Самое главное мы имеем дипломированных геоботаников. Что же все-таки вас смущает?
- Прежде всего, смущает то, что эти магистры – геоботаники не смогут работать полноценными геоботаниками и проблему геоботаники в Казахстане не решат. А с проблемами геоботаники связаны добрый десяток других проблем сельского хозяйства, фармакологии, лесного хозяйства, земельных ресурсов, землеустройства, животноводства, биоресурсов, экологии, охраны природы и др. Т.е. не на то мы тратим средства налогоплательщиков.
Во-вторых, кафедра и факультет, как государственный институт, ответственный за геоботанику, взял не совсем правильный курс. Так сказать, взял фальстарт. Тем самым, на мой взгляд, снижает планку и дискредитирует доброе имя и кафедры, и факультета, и КазНУ как государственного института. И это обидно.
- О каких видимых признаках непрофессионализма вы говорите? И почему Вы снова забили тревогу?
- Вопрос надо решать в корне, на основании фундаментальных знаний ботаники в целом. Это такие ортодоксальные направления ботаники как анатомия и морфология; систематика и филогения растений; география растений; флористика и ботаническая география; экология растений; синэкология и аутэкология, цитология и эмбриология растений, этноботаника, флорогенетика – эволюция флоры; фитоценология.
Геоботаника – это самый пик развития ботанической науки, который является синтезом результатов всех вышеназванных ортодоксальных направлений ботаники. Это значит, что все вышеотмеченные направления ботаники должны быть включены в учебную программу специальности «Геоботаника» в виде предметов. А для этого должна быть полноценная самостоятельная кафедра ботаники, хотя бы в КазНУ им. аль-Фараби. Только тогда, можно получить профессионалов – геоботаников.
Если же этих предметов нет в учебной программе, тогда ничего другого не остается, кроме как бить тревогу. И в данной ситуации я лично был бы рад быть услышанным. Это что касается второй части Вашего вопроса.
Касаясь первой части Вашего вопроса, необходимо подчеркнуть следующее: профессионализм – это здравый смысл, сбалансированность стратегии и тактики той или иной отрасли хозяйства и деятельности. Т.е. сбалансированность того, что можно, и что нельзя, а также комплекса знаний и навыков.
Высокие профессионалы - это честь и совесть своих эпох и обществ. Профессионализм – это всегда высокая ответственность. Когда уходит профессионализм, ему на смену приходит так называемая коллективная ответственность. А коллективная ответственность, как показывает практика, это ответственность почти никакая. Порой под личиной коллективной ответственности скрывается коллективная глупость.
- Это мы наблюдаем, особенно, когда «научные деятели» пишут коллективные «научные» статьи…
- Речь именно об этом. Читая наши научные журналы и другие издания, я удивляюсь тому, что некоторые статьи написаны 10-ю и более авторами. Иной раз бывает, что количество авторов 1,5-2 раза превышают количество предложений в самой статье. И самое главное не с кого спросить. Никто не несет персональной ответственности. Это первый видимый признак непрофессионализма. И, к сожалению, эта тенденция получает широкое распространение.
Кроме этого, в последнее время в естествознании и в биологии, в частности, появились «ученые-смельчаки», публикующие научные статьи, учебные пособия и даже монографии «от «политологии до геологии», или «от «альгологии до офтальмологии». Число таких «специалистов широкого профиля» также имеет тенденцию на увеличение.
Как остро заметил один мой знакомый ученый: «Если заказать, то эти смельчаки могут тебе написать учебник и по проктологии». Это тоже один из видимых признаков непрофессионализма.
- Судя по вашим словам, в ботаническом хозяйстве нашей страны все совсем плохо?
- Слава богу, что не совсем так. Не все так плохо в нашем казахском ботаническом хозяйстве. Смею напомнить – Казахстан обладает генетическими ресурсами растений 9-той части суши Земного шара. Чтобы управлять этими ресурсами у нас создана уникальная сеть питомников, дендропарков и ботанических садов от Каспия до Алтая. Ожидается закладка и строительство ботанического сада в г.Астане. Естественно нужны кадры. Это вторая важная причина того, чтобы забить тревогу.
Санжар Алимжанов, Матрица.kz
Просмотров материала: 3 558