Если вы до сих пор «одноклассники» или любитель «обинстаграммиться», постоянно находитесь «вконтакте» или так не вышли из «моего мира», то вам дальше читать нет необходимости. Если вы фейсбучите реже, чем ходите на выборы, то тоже можете пролистнуть дальше. Впрочем, запрещать не буду – ведь всем (в том числе, и мне) интересно, зачем нам изобретение Марка из Гарварда. Ниже приведены далеко не все, но наиболее яркие функциональные особенности нашего с вами второго (а кому-то и первого) дома – за исключением «просто хорошего общения».
Пост раздора
Каждые сотни тысяч казахстанцев встречаются друг с другом (ну и с зарубежными «френдостарами») в солнечной Калифорнии – там, где зарегистрирован юридический и ғаламторный адрес Facebook. Встречаются и начинают демонстрировать свой фейсы с разных сторон, да так, что иногда хочется буком (который «кітап», а не тем, чем кто-то «Боинг» сбил) по нему, по фейсу, погладить.
Если верить Марку Цукербергу, то свое детище задумывал, как средство сближения людей – сначала сокурсников, потом всех гарвардцев, американских студентов, а потом и всех хомо-сапиенсов планеты (имеющих доступ во всемирную сеть и электронную почту в ней). Однако наш опыт показывает, что сближаемся мы ради того, чтобы разбежаться, при этом, обвинив друг дружку в семи смертных грехах, по ходу придумав еще дюжину статей виртуально-греховного кодекса. По каким причинам люди (точнее, виртуальные люди) ссорятся в «ФейсБуке»? Да, по любым! Причем, возвышают горы, унижая степи (или наоборот – без разницы).
Первое место по числу интернет-столкновений, безусловно, стоит политика. Причем, в большинстве случаев не внутренняя, а касающаяся третьих стран (не обязательно стран «третьего мира», но и не без них) и бап-большой геополитики. В этом случае пользователь ФБ (не путать с ФСБ) вдруг становятся специалистами-политологами международного и даже межконтинентального уровня, демонстрируя свои познания о ситуации в Украине (некоторые до сих пор утверждают, что «на» ней), кремлевских интригах и милитаристских намерениях пендо… ой, американцев. Короче, складывается ощущение, что «ФейсБук» для нас – это место битвы (чуть не сказал «майдана»).
Ас болсын!
Впрочем, поводом для распрей могут стать и даже вполне безобидные вещи. Например, открытие «МакДональдсов» в обеих столицах нашей родины. В принципе, что тут такого? Не только же мак-донерами питаться или этими крылышками, которые на «три буквы» и с мужиком с бородкой. Лучше, конечно, дома кушать или брать пельмени жены (мамы, тещи, дочери) на работу – все же здоровее и дешевле. Но, нет – обязательно нужно потроллить тех, кто в очереди стоял за булкой с котлетой, да еще и по блог-защитникам (как их ехидно назвали – макблогеррам) проехаться.
Здесь, возможно, людьми движет банальная зависть – к тем, кто поехал в мак-тур в первый в Союзе МакДональдс, к тем, кто нашел время выстоять очередь, и к тем, кто не боится потолстеть из-за порции (пусть большой) фирменной жаренной картошки. Как говорится, блог с ними – с горе-завистниками.
Кстати, есть у ФБ и другая примечательная функция – гастрономическая. Уж очень любит здешний народец выкладывать то, что собирается съесть. Это может быть и покупное, и обнаруженное в холодильнике, и из категории «сделал сам» (наиболее распространена). Многие из подобных фотопубликаций вызывают у подписчиков дежурное «Ас болсын!», полудружеское «э, я и так голоден!», а в отдельных случаях, опять-таки, гневно-вызывающее «нельзя постить еду, когда пост (другие голодают, не кошерно, не халал и так далее)». Как бы то ни было, приходится отметить тот факт, что пока гастрономический пост увидят большинство пользователей, то изображенная еда не только успеет быть разжеванной и поглощенной, но даже перевариться и… превратиться в то, что постить на ФБ не принято (пусть даже запах не передается).
Маркетинг, однако
Кое-какую еду публикуют и в качестве жарнамы – то есть, рекламы. Рестораны, кафе, бары и (или) отдельные торговые марки съестной продукции присутствуют, наверное, в ленте каждого фейсбукчанина. Наиболее яркие из них, как-то обозванные легендами, даже сами мутят общепитовские мероприятия, призванные совместить приятное с полезным – поесть и пообщаться в реале (что полезное, а что приятное – решайте сами), что, в принципе, есть хорошо.
Не так уж и редко встречается на просторах ФБ и социальная реклама, хотя не всегда она искренняя, к сожалению. Не будем показывать пальцем (или курсором), но кое-кто и кое-где у нас порой просто пиарится, почем зря. Пиар, конечно, костей ломит, но все же иногда неприятно, когда на чьей-то проблеме хотят заработать «лайки». Фу…
Между прочим, население казахстанского подразделения «ФейсБука» и реальные казахстанцы – во многом противоположные люди. У них разные кандидаты и депутаты, разные доходы и расходы, разный язык общения и так далее. Поэтому для казахского ФБ часто не подходят уже принятые в супермаркетах и по зомбоящику маркетинговые ходы – в лучшем случае, могут засмеять, а в худшем – вызвать антирекламу.
Впрочем, хотелось бы отметить неплохую реакции фб-общественности на отдельных кандидатов-самовыдвиженцев. Хотя тоже не факт, что если интернет голосование принесет им победу, то тоже самое можно ожидать и 20 марта. Однако проверить для большинства из них будет невозможно – их попросту сняли с предвыборной гонки из-за копеечных (точнее, тиынных, хотя у нас тины уже не в обиходе) расхождений в декларациях, самим государством и выданных, между прочим.
Революция забанена
Возвращаясь в политику (внутреннюю), нельзя сказать, что не активен у нас и отечественный протестный электорат. Вообще-то, он только в соцсетях и активен, по большому счету – в том числе, счету тех, кто по долгу службы считает и читает. Но, вместе с тем, создаются группы и ячейки с громкими и довольно крамольными названиями, в которых «тусуются» одни и те же люди и фейки, выкладывая (или делясь) одной и той же информацией. Многие из них реально считают, что заслужили за это, если не орден, то медаль – точно (от нынешнего поколения и будущей справедливой власти).
Не стану тратить свои слова на пересказ того, о чем там идет речь и какие эпитеты используются при этом – кто знает, напоминать незачем, а кто несведущ – пусть и остается в сладком неведении (тем более, сам того хочет). С некоторыми из этих постов и комментариев можно согласиться, кое-что попросту не читается из-за обилия не совсем цензурных и совсем антиконституционных выражений, а часть и вовсе подлежит сомнению или тщательной перепроверке, на которую времени, как правило, нет (равно, как и желания).
Но дело в другом. В том, что дальше экрана ноутбука, планшета или сотки эти выпады не идут, как на это не рассчитывали бы жаждущие перемен НЕсогласные. Не Египет мы и не Йемен даже. Так что, эта функция ФБ не работает. Вот, если бы сказали, что на площади откроется Subway (тоже предприятие быстрого ресторанного питания, обошедшего McDonald’s по количеству точек общепита в мире), а на самом деле – митинг, то…
В общем, абай болындар, френдостар – не покупайтесь на тренды «ФейсБука» - они могут быть лживые. Да и не стоит там долго засиживаться – а то поссориться можно с кем-нибудь по пустячному делу…
Просмотров материала: 1 887