В стране «ярды» пусть даже девальвированных, но гордых тенге уходят на разъяснения посланий Ноль-Первого – ноль-вторым и ноль-семнадать-миллионным. Однако, как показывает практика, следует разжевывать и промежуточные его высказывания, особенно, если они не протокольные и, так сказать, инициативные. Сегодня я это делаю бескорыстно – дабы обитатели «Матрицы» поняли, что же имел в виду Глава глав, что-то говоря и что-то делая в инспекторской поездке по верному городу Алматы.
Язык мой – враг твой
Первоначально шквал двуязычного (на одном просто не хватало эмоций) возмущения накрыл автора этих слов, когда до него дошла невероятная информация о том, что президент страны якобы (подчеркиваю – якобы) неуважительно отнесся к государственному языку. Чтобы разобраться по горячим следам и не написать лишнего, нужно было обратиться к первоисточнику (закралось подозрение, что фраза вырвана из контекста), а заодно, на всякий случай, достать из задвижки настольную книгу журналиста – Уголовный кодекс РК.
Однако УК так и остался не перечитанным (Акорда вовремя пояснила слова своего адресата) и ушел обратно в стол до лучших (или худших) времен. Но осадок, как говорится, остался. И осадок этот, как пресловутый японский гриб – очень полезная вещь, если в него верить. В общем, считаю, все было правильно сказано. На каком языке спросил, на таком и ответ должен последовать (это, в первую очередь, госслужащих касается). Каковой мерой меряешь, таковой и тебя измерят (это уже для всех, а для чиновников – в двойном размере можно).
А вот про наказание за нарушение не очень понятно. По какой статье увольнять-то будут? Ведь не по Уголовному же кодексу (тем более, я его опять в задвижку закинул)! Тогда нужно вводить новую статью – «невыполнение поручений Ноль-первого» с самым широким спектром наказаний – от лишения премиальных до лишения той самой работы. Но это так – на первое время. Пока еще живут (и в стране, и на свете) те, кто уже никак не может переучиться (это тоже из контекста вырвано и домыслено).
Короче, торопиться не надо. Да и северный сосед, который из своего языка только мат использует, теперь немного успокоится – ведь там (то есть, здесь) на защиту «руссяза» встали. И не кто-нибудь, а сам глава! Хотя, на самом деле, он на защиту тех, кто письма в госорганы пишет, заступился.
Спустя «рукава»
А пишут у нас в основном жалобщики. Вот, видимо, кое-какие жалобы дошли и до главного жителя северной столицы о том, что творится с общественным транспортом в столице южной. В первую очередь это, конечно, относится к платежной системе «Онай», которая, как оказалось, совсем «оңай емес». Так вот, выяснилось, что президент в курсе этого и даже знает, что «там есть проблемы и непонимание».
Но, судя по всему, новаторам нужно бороться не с проблемами, а с непониманием. Вон, в Алматы чуть ли не каждый день конфликты «нелюбовного» треугольника происходят – пассажир-водитель-контролер, причем, все три стороны винят не друг друга, а «простую» систему оплаты.
«Если уж внедряем, тогда нужно толково внедрять», – дал президент напутствие на будущее тем, кто еще что-то вдруг выдумает «онайное». Например, обязать всех пешеходов со светоотражающими полосками на одежде ходить (в ночное и вечернее время), попутно открыв монопольное ТОО, где такие нашивки будут продавать. Чем не идея (чур, мне 3% от прибыли)? Кстати, говорят, в Астане тоже эту карточную систему вводить собираются.
Говоря о транспорте Алматы, большой гость еще предложил грузовые машины в мегаполис только ночью пускать (где-то в Токио такое, мол, практикуется). И то верно! Вот обрадуются, скажем, контрабандисты с хоргосского направления или те, кто другим контрафактом банкует – под покровом темноты можно и от спящих полицейских уйти, и товар спрятать-перепрятать, и взятку меньше дать тому, кто не спит (в сумерках трудно отличить 20000-тысячную купюру от 10000-ной).
Но самое интересное, на мой субъективный взгляд, он сказал об аэропорте (тот, который «а-уезжай»). С ним небольшое недопонимание среди немаленьких начальников случилось – тех, которые отчет перед президентом держали. Один (градоначальник) говорит, что трапов не хватает, а другой (порто-начальник) заявил, что дело не в трапах, а в рукавах – вот их-то и не хватает. В конце концов, поручения получил министерство-начальник, попавшийся под руку Главному инспектору – ему теперь предстоит трудная работа: выяснить, что дороже и что выгоднее, построить новый аэропорт в Капшагае или «пришить» рукава к существующему. Не просто будет министру – ведь там не только мнения акционеров надо будет учитывать, но и градоначальника с порто-начальником.
Окультуриваться надо!
Ну, ладно – это не наши деньги, а бюджетные, поэтому считать их бесполезно, а иногда даже вредно. А вот наличные президента практически каждый казахстанский зритель попробовал разглядеть. Ведь именно с посещения супер-пупер-маркета начал он свой вояж по южной столице – того самого, который в рекордные сроки был возведен на месте старорежимного АХБК. И каждый увидел в этом шопинге то, что хотел увидеть.
А ведь правильные вещи говорил главный на тот момент покупатель (а заодно и лучший менеджер по рекламе) – и что немытая морковка лучше мытой, и что булочки с кремом вредят здоровью, и еще что-то. Показал, что он не так далек от простых житейских мудростей, как это могла показаться деструктивным элементам. Вот только наличных в нацвалюте у него, судя по реакции, оказалось не так много – видимо, кошелек дома (или в машине) забыл. Хотя, хватило, слава Нацбанку, да и спонсоров рядом немало было, на крайний случай.
Но интересно было бы посчитать денежки других обитателей города, а точнее – самой верхней его части. Здесь опять нужно вспомнить о наказаниях за невыполнение наставлений и приказов президента – а в этом случае, в рецидивном характере. Речь, как вы поняли, идет о застройке на Шымбулаке и Медео, которую он запретил в свое время. Как и высотки вышел аль-Фараби запрещал строить, а тут они ему на глаза попались (эх, или забыли заветы, или прикрыть маскировочной пленкой не успели).
А еще президент про проездные проговорился. Не про те, что были отняты у алматинцев взамен на «Онай», а те самые «вездеходы», позволяющие начальству «портить тонкую экологию Шымбулака» выхлопными газами своих машин. Стоит отметить, что на этот раз он не стал акцентировать внимание на марках этих автомобилей – «тракторов», «хаммеров» и прочих «200-х крузаков». Наверное, уже устал повторять это – ведь все равно не слушаются его подчиненные и подчиненные подчиненных. А жаль…
Про неготовность объектов Универсиады к Универсиаде мы говорить не будем – чтобы не сглазить. Просто приведем еще одно, думается одно из самых важных - напутствие алматинцам по отношению к гостям южной столицы.
«Весь город вежливым должен быть. Спросят «куда пойти?» – показать, а не послать на плохие слова человека». Эти слова президента-инспектора, наверное, не нуждаются в расшифровке и лучше всего завершат сегодняшние мои слова (не плохие). Но все же закончу традиционным: абай болындар, земляки – если интурист спросит что-нибудь, отвечайте ему на языке, на котором вопрос задан был… от греха подальше…
Просмотров материала: 2 100