За последние дни самой важной новостью в новом витке противостояния между Россией и Западом вокруг Украины стало заявление Барака Обамы о готовности американских властей разрешить своим компаниям экспорт газа в Европу для ослабления ее зависимости от российского Газпрома. Такой шаг логически вписывается в рамки исходящих от Белого дома угроз экономических санкций в адрес Кремля.
Прозвучавшее в Брюсселе после саммита США-ЕС заявление американского президента можно назвать серьезным и знаковым, так как оно фактически объявляет возможность начала или, точнее сказать, возобновления «долгожданного» прямого столкновения Вашингтона и Москвы, которое маячит со времени распада СССР. Почему так?
Во-первых, отношения РФ и Запада в течение 20 с лишним лет трансформировались от чрезмерно доверительных, когда даже госсекреты Лубянки официально передавались в Лэнгли – до «холодных», когда пришедший к власти В.Путин начал реанимировать влияние России в регионах мира. Все шло настолько естественным путем, что мало кто из политиков, военных и экспертов к середине «нулевых» уже сомневался в необратимости столкновения интересов России и Запада во главе с США. Вставали только вопросы – когда, где и каким образом?
Другими словами, зрело понимание, что Соединенные Штаты никогда не оставят в покое Россию, пока она окончательно не утратит нормальное, дееспособное состояние суверенной державы. И дело тут уже оказалось не в коммунистическом строе, которым до сих пытаются оправдывать свои действия по развалу Советского Союза демократы и либералы из ельцинского набора, а в неписаных правилах геополитической и геоэкономической борьбы мировых держав. Тем более, что речь идет остолкновениях интересов государств разных культурных цивилизаций.
Как показывает новейшая история, все 90-ые годы Россию расшатывали через сепаратизм на Северном Кавказе, терроризм в городах страны, «демократические» реформы, неформальные институты и прозападные личности в окружении Б.Ельцина. В итоге Запад смог добиться от России многих уступок во внешней политике и ограничить ее влияние по всему миру, что тогда и сейчас преподносятся как забота США и их союзников о мире. Но, несмотря на подорванную экономику и расшатанную безопасность, Россия сохраняла потенциальные возможности для восстановления былой мировой роли, тем более, являясь ядерной и, конечно, нефтегазовой державой. К 2000 году, когда экономика РФ начала показывать первые признаки оживления и во главе нее появился В.Путин, стало ясно, что реализация геополитического плана Запада по полному устранению бывшего советского центра силы серьезно затормозилась.
Во-вторых, особую уникальность заявлению Б. Обамы придает открытое использование в нем углеводородной темы, которая является жизненно важной для обеих сторон. Но если для США углеводородный фактор – один из нескольких инструментов внешнеполитического и внешнеэкономического воздействия, с помощью которого был когда-то нанесен сильнейший урон экономике СССР, то для РФ это есть единственное реальное средство, позволявшее поддерживать экономику страны и сохранять внешнее влияние. Именно поэтому с 2000 года Вашингтон активировал новые процессы на мировом нефтегазовом рынке, сдерживающие восстановление России.
Так, в тот период в Администрации Дж. Буша-младшего возникла идея снижения монопольного положения Газпрома, а, значит, и политического влияния России в Европе, путем реализации геополитического плана прокладки газопровода из Каспийского региона через Азербайджан в южную и юго-восточную Европу в качестве альтернативы российских маршрутов через Украину и Белоруссию. Вопреки трезвым аргументам о колоссальных затратах, Вашингтон все же заставил отдельные европейские страны рассмотреть и принять в 2002 году идею так называемого Южного газового коридора с его центральным звеном – газопроводом «Набукко». Проект предусматривает поставки газа из Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана и Казахстана.
Тут же между Украиной, Туркменистаном и Россией начались длительные «газовые» конфликты и войны, подтверждавшие «мудрость» американской идеи. А под влиянием Белого дома Германия и прибалтийские страны затормозили реализацию Газпромом проекта «Северный поток». Правда, политико-правовые разногласия прикаспийских государств и финансовые проблемы Евросоюза надолго нейтрализовали проект «Набукко», позволив завершить «Северный поток» и начать реализацию проекта «Южный поток». Дополнительной трудностью для Москвы стала возникший в Брюсселе так называемый Третий энергетический пакет, ограничивающий доминирующую роль и экспортные доходы Газпрома на рынке Европы.
В это же время геополитические планы побудили Вашингтон перехватить у Ашгабада и Исламабада авантюрную идею о прокладке газопровода из Туркменистана в Южную Азию под аббревиатурой ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия). Проект предусматривал отвлечение газовых потоков с российского, китайского и иранского направлений, в том числе из других стран Центральной Азии. Однако сложная военно-политическая обстановка в Афганистане, не в последнюю очередь модерируемая США, так пока и не позволила приступить к его реализации.
Таким образом, к концу первого десятилетия XXI века Россия, подобно СССР в 80-х годах, фактически оказалась в энергетическом капкане, чему опять же способствовали ее сырьевая экономика и ...традиционная ориентация на Запад. Можно констатировать, что только под влиянием этих событий Кремль стал более серьезно рассматривать перспективы расширения нефтегазового сотрудничества с КНР и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Вместе с тем, во всех этих перечисленных событиях использовались ресурсы и возможности стран Евросоюза и других регионов мира, но практически не участвовал могущественный нефтегазовый комплекс США. Поэтому настоящим испытанием для Газпрома стала т.н. «сланцевая революция» в США, которая привела в 2009-2010 годах к переизбытку газа на мировом рынке и перенаправлению огромных объемов зафрахтованного американцами сжиженного природного газа из Катара в Европу. Резкое снижение потребления в Европе привело к сокращению объемов российских поставок с 179 млрд. кубометров в 2008 году до 138,8 млрд. кубометров в 2012 году.
При этом, как по команде, с 2011 года вспыхнула цепь «арабских» революций в Северной Африке, потребовавшие военно-политического вмешательства США, НАТО и Персидский монархий, что подорвало в регионе традиционные позиции России и укрепило нефтегазовые возможности Запада и их союзников. Кульминацией арабских событий можно назвать гражданскую войну в Сирии, в которой проявились перспективы новых возможных угроз политическим и экономическим интересам России на Ближнем Востоке и в Европе.
В частности, тайный экономический замысел Запада и монархий заключался в устранении препятствий для прокладки транснационального газопровода из богатого «голубым топливом» Катара через территорию Сирии в Европу, что стало бы там полноценной альтернативой российскому газу. Москва приложила максимум дипломатических и военно-политических усилий для спасения режима Башара Асада и сохранения своих позиций на европейском рынке. Это была первая политическая победа над Западом за последние 20 лет.
Тем временем, в 2012-2013 годах США добились значительных результатов в добыче собственного газа из сланца. Это позволило им отказаться от его импорта и насытить внутренний рынок, рекордно снизив цены и став одним из крупных мировых производителей «голубого топлива». Отсюда у американских энергетических компаний появилась перспектива экспорта больших объемов избытка газа уже с 2015 года, что, конечно, приведет к крупным потрясениям на мировом рынке и нанесет непоправимый ущерб традиционным экспортерам, среди которых и соперники, и союзники Запада – Россия, Саудовская Аравия, Катар, Алжир и другие.
Правда, многие эксперты и чиновники отрасли считают, что для полноценного экспорта сланцевого газа потребуется выверенный расчет из-за значительной разницы цен североамериканского рынка с другими и, главное, соответствующая инфраструктура по сжижению газа. По имеющимся сведениям, строительство первого из 6 планируемых терминалов для СПГ в США будет начато к концу следующего года, но его мощности уже зафрахтованы по контрактам компаний из Азии.
По этой причине в политических и экспертных кругах возникло мнение, что прозвучавшее заявление Б.Обамы есть всего лишь эмоциональная угроза в адрес В.Путина из-за громкого фиаско, которое потерпели США в Украине, особенно по Крыму. Вместе с тем, существующая экспортная монополия и уязвимость России в Европе, на которую приходится около 80% поставок российского газа, требуют рассматривать слова президента США как угрозу на перспективу, которая рано или поздно наступит. Видимо, осознавая это, Москва в ответ сообщила о возможной кардинальной переориентации нефтегазовых потоков России на Восток – Китай и АТР. Уже в мае текущего года ожидается принятие масштабного контракта между Москвой и Пекином по поставкам газа, подписание которого РФ затягивала многие годы…
Главный вывод, который сейчас можно сделать: выступление Барака Обамы с угрозой использования нефтегазового ресурса фактически является объявлением новой «холодной войны» России. И данный факт может стать существенным фактором для всей мировой экономики на ближайшие годы, если не десятилетия…
Мурат Абулгазин, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ), специально для МАТРИЦА.КЗ
Просмотров материала: 2 746