По Л. Гумилеву «степь» есть источник позитивной энергии, которая подпитывает постоянно пассионарностью и «лес», и «снежные просторы». Некоторые мастера, не только у нас, используют идею незаурядного, талантливого, гениального ученого для того, чтобы обосновать «свое старшинство», «равность среди равных» всея Евразии. Создают «свою» правду, изменив «чуть-чуть» форму, что способно тектонически изменить содержание научной мысли Гумилева. Попробуем разобраться.
Я считаю, для того, чтобы рассуждать о каких либо общих духовных и культурных скрепах, нужно разобраться с «пятнами», историческими и культурными, которые бесспорно мешают созидательному движению. Мне кажется, в этом деликатном вопросе не должно быть двойных стандартов. Скажем так, «двойного дна», когда мы говорим одно, а наши партнеры подразумевают совсем другое.
Для того, чтобы рассуждать об обоюдном движении, нужна гармония, духовный комфорт. Тогда появится симфония. Без дирижера все инструменты играют в такт. В вопросе духовности вообще не должно быть дирижера, тем более единственного.
Чувствуем ли мы сегодня комфорт? Мне кажется, ответ однозначен - нет. Одно слово - духовная турбулентность, которая может привести к тектоническим изменениям во всем. В экономике, социальном развитии, в культуре. Этот вызов ставит перед нами иную задачу - нахождение своей идентичности! Нашей казахской. Поиска корней и фиксации исторической памяти, в первую очередь, своих духовных, исторических и культурных корней!
Многие эксперты внушают аудитории мысль об «уникальности» евразийского пространства и «новой Евразии». Вот этот термин «уникальность» меня очень настораживает.
В истории человечества было множество проектов, основанных на национальной, религиозной, расовой уникальности общества. К чему это приводило, мы тоже знаем. Ведь термин «уникальность» не универсален в отношении личности и общества.
В отношении конкретного человека «уникальность» раскрывает его индивидуальную характеристику, «иноковатость» от других. А в отношении нации этот термин приобретает совсем другую суть - превосходство и, в конце концов, презрительный и надменный взгляд с высока.
Зададимся вопросом, уникальность в чем? Мы все повседневно, каждый час, каждую минуту потребляем блага пресловутого Запада. Автомобили, компьютеры, телевидение, даже социальные сети. В угоду «уникальности» вы хотите и готовы от этого отказаться?
В этих благах заложен и духовный компонент. Через эти коммуникаторы мы сегодня на весь мир заявляем о своих духовных и культурных ценностях, наших казахских, тюркских, славянских. Сегодня мир как никогда взаимосвязан и взаимозависим. Отказ от этих благ способен тормозить наше развитие. За примерами далеко ходить не нужно. Вспомните идею «чучхе» и всем станет ясно.
А традиционные ценности, о которых очень много говорится, в том числе берут начало от общечеловеческих ценностей! Вы видели, чтобы в Европе или США отменяли институт семьи? Я как-то такого не замечал.
Мы знаем, что особенно привержены к своим традициям такие нации, как японцы, ханьцы, индусы, евреи. Являясь порой ортодоксальными приверженцами своих традиций, они разве отказываются от благ Запада? Наоборот, они насаждают свои ценности и посредством этого становятся частью, частицей общей мировой культуры.
Причем имеют огромные, не только духовные, но и конкретно материальные дивиденды от «навязывания» плодов своих традиций. Ведь йога, конфуцианство, даже «гейши» сегодня есть еще и экономические понятия, которые различными способами приносят материальную прибыль. Они таковыми становятся, благодаря включению в мировой оборот культуры и духовности.
«Новое Евразийство», предлагаемое нам, на мой взгляд, наоборот способствует притуплению национальной самобытности и неповторимости национальной культуры. Эта духовность, которую нам предлагают, создается на отрицании своего «настоящего прошлого», что полностью отрицает «приверженности традициям».
Такая почва становится «зыбкой». Это отрицание касается эпохи Золотой Орды в русской истории. В России подготовлена новая концепция школьных учебников, в которой вместо термина «татаро-монгольское иго» говорится о системе зависимости русских земель от ордынских ханов. Это шаг вперед, скорее «шажок».
Когда мы говорим, что очищаем «пятна», мы должны знать, что «дьявол» кроется в деталях. Давайте рассмотрим только некоторые детали.
Вопрос о «баскаках». По Новгородской летописи баскак Ахмат имел в своем распоряжении внушительный отряд, который пополнялся только людьми из Руси. Только в одном отряде было более 30 таковых представителей. Эти организации существовали в большинстве территорий Руси: Муромское, Рязанское, Суздальское, Владимирское, Смоленское княжества.
Теперь главный вопрос, чем они занимались? Они играли роль даньщиков, поплужников, таможенников. Они создали целый институт налоговой системы будущей России!
Но баскаки не только занимались налогами. В 1269 году великий князь Ярослав Ярославович «сдумава с Новгородци» стал копить против немцев на Низовской земле рать. Вместе с русскими князьями прибыл и великий баскак Владимирский Амрагап и зять его Айдар «со многими татар». С прибытием баскака и «татар» война против русских означала войну против и татар.
Узнав о прибытии, баскака и татар немцы «устрашиися и неострепеваше, прислаша с великим челобитьямъ и со многими дари послы своя и добиша челомъ по всей воли его и всех издариша и великого баскака». /Новгородская летопись/. Баскаки были залогом безопасности Новгорода!
По данным Карпини, некий Курамса с 60000-м войском стоял у Днепра. «Этот вождь, - пишет Карпини, - является господином всех, которые поставлены на заставе против всех народов Запада, чтобы те случайно не ринулись на них неожиданно и врасплох». Они были защитниками русских земель! Так нужно ставить вопрос.
Давайте снимем фильмы, напишем книги про эту страницу истории. Ведь Ахмат, Амрагап, Айдар по свидетельствам того времени, летописям, защищали Русь от иностранного ига! Это же общее героическое прошлое!
Мы знаем, что из истории нельзя делать "фетиш" или абсолют!
Но историю нужно знать в назидание будущим поколениям. Духовность, каждой нации состоит из исторического наследия. «Историческая память» является основой духовности!
В этом ключе важную роль играет «освобождение» от некоторых застывших понятий. Одно из таких понятий - комплекс «старшего брата», надменного и самоуверенного, который разъедает нравственность народа. Из такого комплекса «старшего брата» выпестована идея «русского мира». Где начало и где конец этой идеи? Никто не может разобраться.
От этой идеи попахивает троцкизмом, «перманентной революцией» до победного конца, «новой глобализацией», только на основе национального, религиозного, если хотите расового признака. К чему привел троцкизм, мы все знаем. К катастрофе целых наций, в том числе казахской, когда троцкист Ф. Голощекин ради всемирной революции уморил более половины казахов.
Именно эта концепция позволяет считать для «русского мира» сакральным все, где когда-то проходила нога какого-то ни кому не известного «князя». Вот такие идеи приводят к дискомфорту, дисгармонии. Естественно не получится симфонии общей, всего общего духовного, культурного, социального восприятия.
По логике Кремля мы, казахи, должны претендовать на Ближний Восток, Европу, Индию и Китай! Достаточно вспомнить династию Газневидов, Мамлюкский султанат в Египте и Делийский султанат в Индии, родоначальниками которых являлись кипчаки и тюрки. Про Золотую Орду и Османскую империю упоминать и не нужно.
Кипчаки также активно участвовали в государственном строительстве династии Юань в Китае. Продолжительное время они возводили на трон своих ставленников из числа чингизидов. Но мы не объявляем «святой землей» для тюркского мира все эти страны. Казахская культура комплементарна!
Идея же «русского мира» как раз ставит заградительные сооружения, бетонные плиты, создает образ «крепости». А современный мир он подобен «автомобильной магистрали», где движение и скоростное, и в обоюдном направлении. Естественно, мы выбираем автостраду, которая ближе всем фибрам нашей казахской души.
Есть время разбрасывать камни и время собирать камни. Я считаю, что мы должны собрать в начале свои камни, казахские, тюркские. А казахский космос безграничен. В нем отсутствуют представления о внутреннем и внешнем пространстве. Сферичность кочевого жилища-юрты вторит небосводу, ограничивает свободу человека лишь условно, так как юрту легко можно перенести на иное место.
В языке казахов особую роль играет глагол «сшивать» / «тігін тігу»/. Казахи сшивают одежду, сшивают юрту, но и сшивают миры, пути, культуры. Разградительные сооружения противоречат как мировоззрению, так и бытию казахов.
Поэтому сегодняшней интерпретации «нового евразийства» с «двойным дном» я выбираю кюй Курмангазы, Даулеткерея, жыры Шалкииза, Доспамбета, Дулата, Абая. Особенно мне симпатичен Едиге, который имея огромные заслуги перед историей Руси, по сей день, у них, находится на «исторической ссылке». Они мне более интереснее, понятнее и глубже.
Историческая память, воспоминания и тайна, делающая народ самим собой, не есть нечто раз однажды созданное и передающееся неизменным. Она живет, растет, пребывает в перманентном движении. Нет такой культуры, которая, обретя идентичность, застыла бы в самодовлении».
Историческая память должна быть, по выражению Питирима Сорокина, «свободной от подчиненностей» в духовном, социальном экономическом понимании. Историческая память необходимое условие для сохранения народа и государства, процесс ее воссоздания. Поэтому идентичность и существо казахов, способные создать скрепы, объединить общество и государство как нацию, должны быть отдельно от эфемерного понятия Евразийства.
Л. Гумилев, в первую очередь раскрывал суть «степи» как историко-культурных фактор, существенно повлиявший на ход истории Евразии, не противопоставляя «евразию» «атлантизму». Особо отмечая роль тюрок в истории человечества. Это научная и историческая аксиома.
Ерлан Саиров, культуролог
Просмотров материала: 3 584