Государство по своей сути консервативно, старается не разглаживать, а замалчивать существующие в обществе острые углы и оставлять их на завтра. Этот упрек касается не только нашей государственной власти. Некоторые проблемы и вопросы развития общества решаются путем дискуссий, обмена мнениями внутри самого общества. Одним из таких вопросов является мнимая проблема существования «национал-патриотов», «шала-казахов» и «манкуртов» внутри этнических казахов. Попытаемся разобраться в этом деликатном вопросе. И так как появление национальной идентичности, культуры и языка длительный процесс, который охватывает тысячелетия, позволим себе некоторый исторический ракурс.
Общий казан
Государство, в первую очередь, это человеческий ресурс, совокупность интеллектуального, культурного, социально-экономического потенциала проживающего населения. То есть, качественное население, движимое единой целью, способное вариться в «одном котле». Если такового нет, тогда нет государственности - есть население проживающая на территории.
А качественное население характеризуется способностью созидать, создавать общее, организовать «общий қазан».Процесс создания любой нации - способность варить «иных» в своем казане.
Золотая Орда, костяк которой составляли кипчаки, умела присоединять к себе «сливки», создать «общий казан» из разных народностей, племен и групп. В этом была их сила и мощь.
В столице Золотой Орды Сарае проживало около 75 тыс. человек разных национальностей и вероисповедания. Евреи, армяне, испанцы, русские и другие. Они создавали шедевры архитектуры, эффективную на то время финансовую систему, развивали производство, как писали арабские и персидские источники «Государства Дешти - Кипшак».
Вот этому искусству «общего казана» у Золотой Орды училась Русь. Русская нация есть результат смешения фино-угорского, балтийского и, в большей мере, тюркского течений и культур. Современная казахская нация тоже с неба несвалилась - казахи есть продукт культурного, социального влияния множества групп и течений. Рассмотрим детально.
К примеру, слово «тиын» на равне с казахским языком используется у многих народов, как татарский, башкирский, узбекский, киргизский, хакасский, алтайский. Понятно,что «тиын»от слова белка. В марийском, мордовском, коми-зырянском, коми-пермякском языках слово «ур», то есть белка, также означает мелкую монету.
Аль-Гарнати, который путешествовал в этих краях в начале Х века пишет: «Мелкую торговлю тюрки и русы ведут посредством беличьих шкур». То есть, торговля шла посредством шкурок «тері». А беличья шкура была именно инструментом мелкой торговли.
В обращении также использовался скот - «мал». Эту меру обмена от тюрков, переняли арабы, персы, русь.
Слово «мектеп» также используется у всех тюрских народов по назначению, между тем, это арабское слово, как и «мұғалім», а «мемлекет» от слова «мамлакат аль-Ислам», что означает империя Ислама - великая эпоха аббасидов VIII-IХ века. Таким образом, эти слова посредством экономических и культурных связей тысячелетиями приживались и в казахском языке.
Такие слова как , «арна», «кент», «байрақ», «қалам», «қағаз», по мнению некоторых ученых, имеют персидские корни.
Вот так по крупицам, с разных концов света создавался современный казахский язык и, соответственно, казахская нация. Впрочем, точно также создавались и другие языки: немецский, французский, английский, русский, перский и т.д.
Через тернии, взлеты и падения, массовый геноцид создавалось казахская словесность, культура и нация. Нас, казахов, должно было быть более 50 млн, но, к сожалению,нас немногим более 10 млн. Советский геноцид скостил численность, не родились дети, внуки, правнуки, праправнуки умерших от массового голода и репрессий. Мы выдержали, но нас мало.
И так нас мало
Некоторые группы, не разбирающиеся в генезисе казахской души, не владеющие историческими фактами, хотят разделить нас казахов на национал-патриотов, шала-казахов, оралманов и манкуртов. Пытаются раздробить, держать каждого в отдельной квартире, взаперти. И это мнимая разделенность, которую пытаются насаждать, выдается как позиция целого пласта нашего общества.
Начнем с меня. Я носитель традиционной казахской культуры и языка- казахский консерватор. Этого не стесняюсь. Но вся нация не может быть консерваторами. Если такое случиться, будет стагнация, которая может привести к обрушению национальных устоев.
Нужно отметить - нет у нас в Казахстане национал-патриотов.Есть группа более пассионарная, тонко чувствующая казахскую душу, пытающаяся ускорить развитие нашего самосознания.
Недавно Президент РФ В. Путин во всеуслышание заявил, что он является националистом. Если ему позволено, почему не может быть позволено нам. А то, попахивает «двойными стандартами», с коими так рьяно и энергично все мы боремся.
Поэтому, наверное, эту категорию людей – пассионарных, можно причислять к «национально-государственно» ориентированным, без ярлыков.
А кто может быть против национально-государственных интересов? Может они мыслят «по иному», чем власть. Но движение у них в одном направлении - усиление нашей государственности. Вот в этом уникальность.
Городские казахи, возможно, более конформисты, приобщены к «иной» культуре, но это их качество не противоречит к их казахости. Незнание казахского языка не отменяет их казахости.У них есть миссия-они являются своеобразным мостом, между нами и другими культурами.
Мосты нужны? Нужны, более того если их нет, то мосты строят. История человечества есть история строительства мостов - между цивилизациями, странами, населенными пунктами, наконец, между людьми.
Используя их культурную «иноковатость» для налаживания коммуникаций, мы должны сделать все, чтобы их дети и внуки владели казахским языком.
Мы должны научиться уважать «иноковатость» каждого. А ведь в истории казахов многие великие люди мыслили и действовали по «иному», в отличие от большинства. А история показала, кто был прав.
Абая не любили - «иначе» мыслил, говорил о невежестве, глупости своих сородичей. Ведь били его не только морально, и участвовали в этом свои соплеменники, а большинство с этим соглашалась.
Шокана отвергали - по европейски одевался, курил сигару, был приобщен к русской культуре. Хотя, Потанин писал, что «он был истинным казахом, истинне многих казахов».
Преимущество казахов как раз заключается в том, что они не однородная серая масса, а разные. Мыслят по разному, каждый индивидуален по своему, и эту особенность нужно использовать! Это как броуновское движение, кажется хаотичным, но есть своя жесткая система, которая способна создать мощную энергию. Вот эту энергию и нужно создать! Это и есть казан казахской идентичности. В котором все должны вариться.
Очагом, двигателем этого казана должна быть казахская культура и язык! Здесь, как говорится «торг не уместен». Казахский язык должен стать языком и межнационального общения в стране. Если мы не будем отвергать «кровь от крови, плоть от плоти» всех казахов, и этот день не далек. Ведь, русские,украйнцы,корейцы наблюдают, как мы пытаемся найти общий язык между собой, в надежде, что может быть и они будут вариться в этом казане!
Общность судьбы
Все народы стремятся к конечной точке в своей судьбе - создание «нации-государства». Я думаю,у казахов тоже цель создание нации-государства. А нация – это «общность культуры и характера, возникшей на основе общности судьбы». Мы не можем утверждать, что внутри казахов было разделение судьбы. Нет казахской семьи, которую не коснулось бы голод, репрессий, даже политику русификации мы вместе проходили.
Мой отец рассказывал: «В начале 30-годов, во время голода, когда был Великий исход казахов в Китай, у них в юрте, рядом с границей, два дня ночевали казахи из Акмолы - человек 20. Те говорили, что «они потомки Кабанбай батыра, и то предки оставили их там, чтобы просматривали за могилой Батыра. Но там уже русские, не осталось ничего святого, и голод вынуждает ехать в Китай». Один из стариков сказал: « все потеряло смысл!» - «Бәрінен мән кетті!».
Эти люди потеряли смысл жизни и историю, впереди была пустота. После этого рассказа, я верю в то, что рядом с Астаной истинная могила Кабанбай батыра. Теперь, где Акмола и где Тарбагатай?!Вот она общая линия судьбы и поколений, географии всех казахов - весь Казахстан!
Эпоху, когда «все потеряло смысл» казахи терпели вместе. Кто-то потерял язык, кто-то потерял Родину, но мироощущение у всех осталось единым - казахским.
А что касается культуры, нашей традиционной культуры, то кюи Курмангазы, жыры Шалкииза, Доспамбета, Дулата, философия Абая и Шакарима в Казахстане и за рубежом как раз продвигают городские казахи. Скажу вам, весьма эффективно. Кто-нибудь видит у нас культурный разлом? Я не вижу.
Поэтому нет причин полагать, что казахи разделенная нация, у нас была общая история, есть общая культура и дай бог будет судьба.
Какие народы смогли переварить в своем котле иные культуры? Ханьцы, русские, англичане, турки, персы. Стали многочисленными и самое главное устоичивыми. Еврей, если у человека есть хоть маленькая еврейская молекула, автоматический причисляют его к себе.
Разделяй и властвуй
Теперь к главной теме нашей беседы - к понятию манкурт. Когда Ч. Айтматов писал книгу «Буранный полустанок», когда впервые было реанимировано и использовано это понятие, это было именно время духовной смуты у казахов под названием«все потеряло смысл». Идея книги была протестом той политике, тому времени, когда активно насаждали нам мысль, что мы не только никто, но и ничто!
Сегодня ситуация иная.За 20 лет произошел культурно-этнический ренессанс казахского народа. Мы осознали себя, познали корни и появились контуры будещего казахской нации. Забытое прошлое вернулось, казахские национальные обычаи, традиции никто не отвергает, нравственные ориентиры восстанавливаются. То есть манкуртизм, если и был, он искоренен. Нашими совместными усилиями.
Но этот процесс идет болезненно - легкого пути ни у кого не бывает, многие хотят помешать этому. Создание сильной, молодой, пассионарной нации не в интересах наших соседей, дальных стран и, возможно, транснациональных корпораций.
На очень высоком интеллектуальном уровне придумываются заградительные сооружения, полосы препятствий, чтобы мы не чувствовали себя единой нацией.Одним из таких методов является создание ярлыков вроде «национал-патриотов», «шала-казахов», «манкуртов».
Нельзя исключить, что где-то сидит высоко интеллектуальная и хорошо оплачиваемая группа, которая руководит всем этим процессом и направляет в разные, необходимые для них, русла.Если учесть непростую геополитическую ситуацию, неадекватные шаги нашего северного соседа, не трудно понять откуда дует ветер.
А те, кто поднимает эту тему у нас, не подозревая, играют внешним игрокам на руку или же сознательно подрывают устои казахской нации. Если быть конкретным - они «льют воду на мельницу», «дуют дуду» шовинистов, которые активно возрождается, играют на руку всякого рода инородным казахам,финансовым группам, в стране и за рубежом. И тем, и другим не выгодна сплоченная, единая, сильная нация-казахи. Политику «разделяй и властвуй» никто не отменял.
Выше мы говорили, что термин «мал» имел в свое время экономическое значение - мера мены. А у него есть еще и прямое значение. Они хотят из нас сделать «мал», разделить на «нацпатов», «шала-казахов», «манкуртов» и держать каждого в отдельной скотобойне.
Если кто-то на постоянной основе поднимает тему якобы «манкуртов», они не понимают, что позволяя использовать себя в чужой игре против казахов, сами уподобляются в «мал»! Мы можем сегодня позволить делать это? Нет!!
Авиценна говорил: «Нельзя лечить болезни, нужно лечить людей от болезней». «Опасен враг, вышедший снутри»,этих людей, которые остервенело поднимают мнимую тему разделения казахов, хотят нас искуственно разделить... Их нужно лечить, ибо «они не ведают что творят».
Ерлан Саиров, политолог
Просмотров материала: 12 248