Потомок Курмангазы Нуркен Халыкберген в интервью в студии "Радиоточки" объяснил причины обращения в суд на авторов скандального постера "целующихся Курмангазы и Пушкина".
"Сейчас разрабатывается исковое заявление, в котором юристами учитываются все нюансы гражданского процессуального права и нормы судебной практики. Это правильное указание адресов и реквизитов рекламной кампании – ответчика, чтобы нас не кидали из стороны в сторону", - заявил Нуркен Халыкберген.
По мнению внучатого племянника Курмангазы, для большинства русскоязычного населения такие понятия, как шежире, жеті ата, понятие аруах - это что-то из разряда средневековья, рудиментарные отростки, что-то вроде анахронизмов. И их нужно давным-давно забыть.
Они не считают их набором ценностей, они уверены, что это пережиток истории. Для казахоязычной аудитории, для казахов – это не пустой звук. Это набор реальных ценностей, это набор границ, это по сути ДНК нации. И если люди не научились уважать и считают, что это можно попрать, то таких людей нужно приводить в чувство – жестко и оперативно.
В рекламе эпатаж и попытки выбиться из ряда одинаковой рекламы - сплошь и рядом. Но тут важно определить морально-этические нормы.
"У нас средний возраст людей, задействованных в креативе, – это от 25 до 35 лет. И у этих людей в творчестве сквозит подростковый максимализм. И тут важно определить границы, за которые нельзя выходить. Должна быть внутренняя саморегуляция и этика, она должна стать красной линией, за которую заходить нельзя. В данном случае – это менталитет и ценности нации. Ведь в Индии рекламное агентство не осмелится предложить в рекламе говядину. При производстве рекламы на Ближнем Востоке мало кому придет в голову использовать обнаженную женщину. Так почему специалисты, работающие в этой отрасли, не уважают ценности нашей страны, набор ценностей, которые присущи казахской нации?", - отметил Нуркен Халыкберген.
По мнению пиарщика, причина в том, что большинство казахстанцев ничего не знают о культуре своей страны.
"Я понимаю, что эти сообщества казахоязычных и русскоязычных существуют обособленно друг от друга. Я знаю, что, приезжая в аул, в казахоязычную среду, русскоязычному казахстанцу часто бывает некомфортно, они не понимают, что происходит. Я привозил своих друзей в аул, они меня спрашивают: слушай, а что такое женге, кто такие нағашы, поясни, каким родственником тебе приходится этот человек? И они говорят: у вас слишком много условностей, для каждого родственника есть свое название, как это возможно запомнить? А для казахоязычных эти вопросы из серии: а почему небо голубое, а вода мокрая? Это то, в чем воспитывается любой ребенок в казахоязычной среде. А где и когда произошел этот раскол, я не могу сказать. Мне сегодня ночью задали вопрос: твоя семья 70 лет жила при коммунистах, твой отец и дед, наверное, были коммунистами. Но как при СССР у вас осталось это родовое деление и родовая честь? Я в это не верю! Я никого не обвиняю, у каждого свой набор ценностей, но если для определенной части сообщества некоторые вещи являются духовными ценностями, тем, во что они верят, это не значит, что другим на эти ценности можно наплевать и не принимать их в расчет", - рассказал Нуркен Халыкберген.
Он считает, что причина такого раскола в том, что казахи об этом не рассказывают русскоязычным, потому что у казахов об этом никто и не спрашивает в русскоязычных СМИ и обществе.
В Казахстане нужна методичка, где простым языком, как компьютер для чайников, будет рассказано о наборе ценностей и традиций казахов. Что важно и почему именно так делается. И написать такие методички для русскоязычных должны сами казахи. Должны переводить на русский и рассказывать.
"Я своим российским коллегам в Москве рассказывал о том, что казахи делятся на жузы, что есть рода, что есть определенные традиции и обычаи. И эти традиции и обычаи сопровождают казаха с момента рождения и до момента смерти. И вся жизнь казаха – это определенный ритуал со своими ценностями. Что нет большего позора для казахского мальчика или девочки, чем слова мамы – жұрт не дейді? То есть, что скажут вокруг люди? Общественное порицание гораздо страшнее чего угодно, порицание семьи и рода – наверное, высшее наказание для казаха. И коллеги в России с удивлением это слушали и воспринимали с уважением. Думаю, что в Казахстане нужна методичка, где простым языком, как компьютер для чайников, будет рассказано о наборе ценностей и традиций казахов. Что важно и почему именно так делается. И написать такие методички для русскоязычных должны сами казахи. Должны переводить на русский и рассказывать. Иначе, кто за нас это сделает, если мы сами этого делать не будем? Я в Facebook ситуации из жизни своих детей сопровождаю их высказываниями на казахском с переводом на русский. Для меня очень важно, чтобы та система ценностей, которая закладывается в детей, была понятна русскоязычным читателям моей ленты. Почему именно так ребенок поступает, почему именно так он принимает решения. Какие традиционные ценности я закладываю в детей. Я публикую пословицы и цитаты великих людей", - говорит Нуркен Халыкберген.
По его словам, в решение этого вопроса должны быть вовлечены Министерство культуры и управления внутренней политики, Министерство образования и общественные организации. И нужно начать с круглого стола, на котором в первую очередь нужно признать наличие этой проблемы – культурного раскола страны. Согласимся, что кризис есть. И что ситуация - это продукт долгого системного кризиса. И если мы не согласимся с диагнозом, то можем долго принимать лекарства от других болезней, не леча основную. А это гораздо страшнее и опасней.
Напомним, казахстанское рекламное агентство представило на фестивале Red Jolbors Fest баннер, на котором изображены целующиеся Курмангазы и Пушкин (указывающий на месторасположение гей-клуба на пересечении улиц Курмангазы и Пушкина в Алматы). Баннер вызвал негативную реакцию со стороны пользователей соцсетей, которые, в основном, осудили эту идею. Власти Алматы также негативно отнеслись к такой идее. Позже в рекламном агентстве принесли извинения и заявили, что не хотели оскорбить ничьих чувств. Нуркен Халыкберген в связи с созданием постера обратился в полицию.
Просмотров материала: 2 448