Так уж сложилось, что наличие собственной жилплощади – это индикатор личного состояния и спокойствия в Казахстане. И это можно понять. В отсутствии закона об аренде, в полной незащищенности от владельца квартиры и с перспективой в любой момент оказаться на улице, ипотека с ее мнимой стабильностью кажется выходом. Ведь ни кто мне не может объяснить, почему ставки аренды равны или стремятся к средней выплате по ипотеке, когда во всем мире они значительно ниже, а главное, хоть кто-то регулирует это процесс.
Люди хотят жить с уверенностью в завтрашнем дне. От того, многие полезли в кабалу под названием – ипотека. Именно поэтому мы и оказались сегодня в месте, что «ж…й» зовется, когда все зависит от всего.
Поэтому ситуация с ипотечниками, одна из самых непростых и дело не в суммах и конкретных персоналиях, а в прецеденте. От того, где поставить запятую в указе «Платить нельзя помиловать», зависит целостность системы банковского кредитования в стране. Ведь в чем суть проблемы? Если не обращаться к предыстории, которую и так знает каждый, то дело в отсутствии внятного законодательства, при существующих вполне конкретных вызовах.
О том, что появятся буйные ипотечники, еще в самом начале работы программы длинного кредитования, как банкиры, так и чиновники не могли не догадываться. Также как и любой здравомыслящий человек, не мог не увидеть уже в самом начале ипотечного бума опасность бесконтрольного роста цент при спекулятивном обороте недвижимости. Еще в 2003 году работая в газете «Известия», я лично такие прогнозы делал и даже называл переломную цену на рынке, после которой неминуемо произойдет крах и начнутся дефолты по системе. Тогда это была средняя - в 2500 долларов за квадратный метр.
Прошло десять лет. Ипотечники бастуют. Голодают. Их выселяют, несмотря ни на что. Государство же так и не повернулась лицом к человеку, потому что у нас в стране важнее макроэкономические показатели, именно из-за них рвут тельняшки на всех уровнях. Рост ВВП, и чтоб не меньше пяти процентов годовых. Обязательно растущее сальдо импорта и экспорта. Валовые показатели роста. Вот они главные цифры, потому что по ним докладывают с высоких трибун, что мы живем в самой лучшей стране, и другие страны нам завидуют. Именно под них подгоняют индикаторы инфляции. Рисуют вымышленные доходы населения. Вычисляют уровень счастливой жизни каждого конкретного индивидуума.
А всего лишь то и нужно быть честным. Честным, по-настоящему. Признать, что мы живем плохо, а после двух девальваций мы стали жить еще хуже и это только начало. Понять, что во всем цивилизованном мире баланс между макро и микро экономикой является базовым принципом сосуществования в обществе богатых и бедных. Но куда там. Партийные школы, обучавшие пропаганде, совсем не говорили о том, что за громкими словами с трибун, должно лежать благополучие каждого отдельного гражданина. Приученные смотреть на ситуацию в целом, они не видят частностей, судеб и потерянных жизней.
Рассказывая со всех приемников, как хорошо, оказывается, жить в стране, они побуждают в это верить. Но экономика не религия, здесь нельзя просто верить. Здесь нужно точно знать и иметь ответ на каждый вызов. Экономика не дает надежд, она точно показывает ситуацию в стране и не в общем, в частности, относительно каждого.
Мы же живем королевстве кривых цифр – именно отсюда все беды. Мы выдумали страну и экономику, поверили в нее и когда обожглись, просто стерли с поверхности раздражителей. Нет, не решили проблему, а просто отнесли ее области – «Сами виноваты, надо было головой думать когда брали. Остальные-то ничего, а эти? Этих просто не существует. Это миф и мираж».
Хочу подчеркнуть, что платить нужно. Банки не благотворительные организации, но должны быть механизмы, которые решают подобные ситуации и без кровопролития и детских слез. В мире, который живет реалиями, существует институт банкротства частных лиц. Есть специалисты, которые консультируют попавших в затруднительную ситуацию людей, как из нее выбраться. Есть правильное банковское законодательство, которое позволяет списывать с баланса токсичные активы и позволяет банкам не превращаться в настоящих карателей. Есть понимание, что не возможно человеку выплатить кредит, если его фактическая зарплата не растет годами, а инфляция реальная, от декларируемой, серьезно отличается.
Создав все условия для роста цен на всё, включая жилье, государство не создало условий для роста доходов и способов контроля. Более того, оно даже не пытается идти в сторону справедливости, о которой само говорит с высоких трибун. Вместо этого, оно экспроприирует излишки у населения любым способом. Что стоило, уже давно, разобраться с налогом на роскошь, не это филькину грамоту, что недавно подписали, а настоящий, чтобы богатые действительно больше платили.
Ввести дифференцированный налог на собственность, ограничивающий минимальный сбор на уровне 35 квадратов на человека и повышающийся кратно увеличивающейся жилплощади? Ввести декларацию о расходах, чтобы каждый отчитывался, откуда у него деньги на то или иное крупное приобретение. В конце концов, разобраться с длинными деньгами в стране, особенно для ипотеки. Вместо этого демагогия и пустая болтовня. Смешно слышать, что дорогие кредиты, это способ сдержать инфляцию или, что девальвация поможет бизнесу развиваться.
Сколько не говори «халва», во рту не стало слаще. Схватка, случившаяся у АТФ Банка, еще сильнее демонстрирует поляризацию общества. Люди видят, как жируют одни и ощущают, как плохо им и как беспросветно их будущее. После обретения независимости, государство полностью дистанцировалось от решения социальных вопросов граждан. Все что оно декларирует – пустое и неработающее.
Социальные детские сады закрыты, медицина только зовется бесплатной, перспектив получить собственное жилье от государства – нет. При этом, оно требует лояльности и любви к себе. Называет себя демократическим и социально ориентированным. Хотя охотнее прибегает к услугам силы при решении спорных вопросов, нежели пытается вести диалоги.
Правда, то, что случилось у АТФ Банка – это нонсенс, даже для такой системы как у нас. СОБР разогнавших несогласных – это, те самые ребята, которые борются с террористами и преступниками, их бросили на разгон мирных в принципе и пусть склочных и скандальных женщин. Сигнал, что терпеть и договариваться не собираются, из этого банка услышан. Владелец здесь зять Акима и у него есть все рычаги, для решения вопроса и на него нет суда.
Правда такого себе не позволял даже Нацбанк, да была милиция, но чтобы отряд немедленного реагирования, такого не было. Этот день войдет в историю, уж поверьте. Безнаказанные зятья и детки – это как мина замедленного действия и, несмотря на короткую память человека, всем все вспомнят.
Дэн Стерлинг, экономический обозреватель
Просмотров материала: 2 380