3 мая 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Олжас Худайбергенов

21 октябрь 2013, 11:45
Олжас Худайбергенов "Мне трудно понять тех, кто эмоционально защищает заемщиков. Если уж взялись защищать, то надо это делать предельно сухо, без эмоций, безо всяких социалистических лозунгов, расширяющих предмет спора. Иначе даже выигрышную позицию можно довести до проигрышной, не говоря уже о том, что истина и вовсе остается вовсе никому ненужной. В итоге сторонние наблюдатели и вовсе могут плюнуть на все, мол, разбирайтесь сами между собой"


Сказано в интервью газете Капитал


Неплательщиков по кредитам разделили на 4 категории

Экономист Олжас Худайбергенов рассказал о подводных камнях потребительских кредитов

На сегодняшний день потребительский кредит является одной из самых важных составляющих экономики и финансового сектора Казахстана. За текущий год объем потребительских кредитов вырос на 50 %, что в сумме составило 2 триллиона тенге. Президент РК Нурсултан Назарбаев поручил Нацбанку разобраться с ростом потребительского кредитования, назвав невозвратные кредиты «бомбой замедленного действия». Директор центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов пояснил читателям делового портала Kapital.kz, что представляет собой потребительское кредитование и к каким последствиям может привести его рост.

1. Для начала поймем, что откуда появилось потребительское кредитование. Как массовое явление оно появилось относительно недавно - со времен рейганомики. К концу 1970-х годов в США возможности платежеспособного спроса уперлись в потолок располагаемых доходов населения, и продажи потребительских товаров забуксовали - чтобы как-то их поднять, надо было либо расширять рынки сбыта (но они уже были насыщены), снижать цены (но пределы эффективности с учетом действовавших технологических обстоятельств были достигнуты), либо поднимать доходы населения (но тогда выросли бы расходы бизнеса и соответственно поднялись бы цены). Выход был найден - началась эра потребительского кредитования.

2. В США потребительское кредитование имеет достаточно человеческую форму - там предусмотрены не только жесткие санкции за неуплату кредита, но также и послабляющие меры (списание кредита или смягчение его условий до уровня, когда заемщик снова становится платежеспособен). Создан даже механизм банкротства физических лиц. И это несмотря на то, что в США с момента создания отсутствует атмосфера иждивенчества. Плюс ко всему этому, отметим, что был высокий уровень правовой грамотности населения и степень законопослушности.

3. У нас, конечно, все по-другому. Копирование зарубежных моделей идет не только без определенных элементов (институт банкротства физлиц и послабляющие меры в отношении тех, кто стал неплатежеспособен по объективным причинам), но также и без учета медленно меняющегося менталитета. Здесь больше упрек в сторону АФН/КФН. Хотя, конечно, банки пытаются применять послабляющие меры, правда, в пределах предыдущих ужесточений (подняли ставку - потом снизил, начислили пени - обнулили и т.д.), а реальных же случаев, где из-за послабляющих мер банк потерял живые деньги мало. Собственно, к таким банкам и должно быть хорошее отношение.

4. Есть и другая проблема, отсутствуют ограничения, которые сдерживали бы быстрый рост потребительского кредитования, которое за последние три года растет на 45-60% в год, тогда как в пределах нормы он может лишь слегка превышать темпы роста номинальных доходов населения (10-12%). Более того, чисто физически с точки зрения кадровых/организационных возможностей, невозможно обеспечить быстрый рост потребительского кредитования без рисков, которые в последующие годы быстро ухудшат положение банка. А если такой рост (на 50%, а то 100% в год) наблюдается в целом по ссудному портфелю банка, то высока вероятность, что в последующем этот банк также быстро пойдет на дно. Собственно, на примере БТА и АЛБ в докризисные годы мы видели подобное. К сожалению, некоторые банки и сейчас совершают аналогичные ошибки.

5. Но вернемся к основному вопросу - недавнему инциденту между заемщиками Каспибанка и самим банком. К сожалению, отсутствует детальная информация по предмету спора (скорее всего, из-за того, что договор является коммерческим и не подлежит разглашению), но именно поэтому есть смысл заемщикам просто подать в суд, а после решения суда предать огласке не только решение, но и договор. До этого делать какие-то уверенные выводы нельзя - нельзя обвинять ни банк, ни заемщиков.

6. В целом, могут быть следующие категории неплательщиков:
- кто может, но не хочет платить - к таким необходимо применять жесткие санкции;
- кто не может, но и не хочет платить, как только представится возможность и всячески имитирует неплатежеспособность - то здесь обычно выставляются послабляющие меры, при обсуждении которых видны мотивы человека;
- кто хочет, но не может расплатиться с кредитом в силу объективных обстоятельства - к таким необходимо применять послабляющие меры.
- кто может и хочет платить, но только не согласен с начисленными процентами, а потому прежде хочет определиться, и уж потом платить.
Пока из той информации, что есть в СМИ, заемщики больше похожи на последних.

7. Однако, некоторые в ФБ уже выставили заемщиков как тех, кто не хочет возвращать кредиты, а раз договор не исполняется значит вор. Совершенно глупая трактовка! Во-первых, мы еще ТОЧНО на знаем основание для конфликта, а информация, которая исходит от заемщиков, говорит не о том, что они не хотят вернуть долг, а о том, что они уплачивают высокие совершенно необоснованные проценты, которые исходят из пунктов, написанных мелким шрифтом или могущих трактоваться двояко в понимании обывателя (например, кредит или кредитный лимит). Также добавляет вопросов сложность и многостраничность договоров по экспресс - кредитованию. Естественно, пока ни один договор открыто, не опубликован, или пока нет решения суда, трудно утверждать, что такие факты есть. Поэтому максимум здесь можно говорить категориями "если". Во-вторых, кредит человек может не вернуть по причине своей неплатежеспособности, не говоря уже о форс-мажоре, а не, потому что вор. Надо отметить, что если такие резкие выводы будут исходить от сотрудника/представителя банка в отношении своих заемщиков, то это свидетельствует о низком уровне отношении к клиентам вообще - то есть уважение к нему будет до тех пор, пока он платит, а как только перестал платить, то... В общем, прискорбно такое поведение.

8. У потребительского кредитования, да и кредитования вообще, есть отрицательная сторона - кредит увеличивает потребление сегодня, а его процентная нагрузка уменьшает потребление завтра, что является существенным фактором, вызывающим цикличность кризисов. Это заставляет власти зарубежных стран предусматривать механизмы, которые уменьшают долговую/процентную нагрузку на заемщиков в кризисные годы. Более того, банки сами шли навстречу, понимая следующий факт - в успешные годы банки обычно аккумулируют доходы, например, в США доля финсектора в национальном доходе страны варьировалась в пределах 50-80% при на порядок меньшей доле в добавленной стоимости. У нас же она достигала 20-25%, при том доля в добавленной стоимости составляла всего 0,5-1,5%. Однако, со стороны некоторых представителей финсектора помимо резких и недопустимых выводов ("вор"), звучат мысли, явно не исходящие из долгосрочного видения картины, что раз подписал, плати - банки должны идти навстречу тем, кто оказался в плохой ситуации, стараясь уменьшить число действительно криминальных случаев. Иначе это сильно похоже на мышление "у сытого- всегда голодный виноват", оперирование которым собственно заставляет массы обвинять банкиров во всех грехах. Тогда как понимание заставляет также к ним относиться с пониманием.

9. Затронем и культуру неплатежей - когда человек взяв кредит, изначально не собирается его возвращать. Именно в этом случае правильно говорить о низкой правовой грамотности населения. Но справедливости ради, правовую неграмотность проявляет не только такие люди, но банки, выдающие им потребительские кредиты без залогов и проверки платежеспособности. Рыбак рыбака видит издалека!

10. Также можно мне трудно понять тех, кто эмоционально защищает заемщиков. Если уж взялись защищать, то надо это делать предельно сухо, без эмоций, безо всяких социалистических лозунгов, расширяющих предмет спора. Иначе даже выигрышную позицию можно довести до проигрышной, не говоря уже о том, что истина и вовсе остается вовсе никому ненужной. В итоге сторонние наблюдатели и вовсе могут плюнуть на все, мол, разбирайтесь сами между собой.

И последнее. Я сам лично ни разу не брал потребительский кредиты, и никому не советую. Как говорится, я не настолько богат...
Просмотров материала: 2 253

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 93 359 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 93 169 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 93 138 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 93 082 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 93 070 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 6 547 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 6 298 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 6 326 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 8 811 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 8 959 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 12 471 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 7 343 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 5 504 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 5 412 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 167 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 6 335 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 9 946 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 144 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 5 481 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 177 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 153 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 091 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 4 944 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 155 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 119 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 10 094 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 6 845 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 4 986 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 197 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 435 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 4 926 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 4 965 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 015 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 4 916 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 152 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 284 Просмотров





Опрос


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031