В идеале же в стране должно ежегодно строиться 17 миллионов квадратных метров жилья, против существующих сейчас 6,8 миллиона. И все возможности для постепенного наращивания объёмов строительства есть, как и возможность сделать цену квадратного метра в чистовой отделке для Астаны и Алматы в пределах 1000 долларов, а для регионов и того меньше
Сказано в интервью Мегаполис
При нынешних зарплатах и существующей пенсионной системе казахстанцам на безбедную старость рассчитывать не приходится. Понимают это и рядовые граждане, и экономисты, и государственные мужи. И пока первые ищут способы вывода своих денег из пенсионного фонда, вторые пытаются убедить третьих в том, что с пенсионкой надо что-то делать. Экономист Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ говорит о некоторой ущербности казахстанской пенсионной системы уже давно. Что и как в ней надо менять, он рассказал нашей газете.
– Олжас, после февральской девальвации многие граждане Казахстана стали искать способы вывода своих пенсионных накоплений из фонда. По их мнению, самостоятельно они смогут распорядиться деньгами лучше, чем менеджеры НПФ. Многие говорят, что гораздо лучше хранить деньги на депозите в банке, так как там гораздо выше доходность. Как вы думаете, люди правы?
– Дело в том, что объём депозитов физических лиц в банках второго уровня – около 3,3 триллиона тенге. Половина этих денег держится в валюте, а половина – в тенге. Средняя ставка по валютным депозитам варьируется в пределах 3–4%, в тенге – 8-9%. Если раздать все пенсионные накопления населению, чтобы они дальше положили на депозит, это приведёт к снижению ставок по депозитам. Дело в том, что объём пенсионных накоплений составляет 3,7 триллиона тенге. Поэтому, вероятней всего, при таком раскладе ставки по тенговым депозитам упадут до уровня официальной инфляции, то есть до 4–5%, а по валютным будут ещё меньше.
Потом надо учесть, что государство гарантирует депозиты в пределах 5 миллионов тенге, тогда как на накопления есть гарантия в полном объёме. И, наконец, надо учесть ставку вознаграждения: государство гарантирует доходность пенсионных накоплений на уровне официальной инфляции, тогда как на депозитах доходность не гарантируется. Поэтому пенсионные накопления однозначно лучше депозитов с точки зрения сохранности.
Есть ещё другой момент – на самом деле люди пытаются вывести пенсионные накопления не для размещения на депозиты, а для решения своих насущных бытовых проблем сегодня. И зачастую для этого используется переход на аннуитетную пенсию, которая в будущем приведёт лишь к большим проблемам: аннуитетные пенсионеры будут получать минимальную пенсию. На мой взгляд, необходимо вообще запретить этот совершенно вредный механизм.
– Депутат-коммунист недавно предложил за счёт пенсионных накоплений выдавать населению ипотеку и автокредиты. По его мнению, таким образом государство не только улучшит благосостояние граждан, но и поднимет строительную и автомобилестроительную отрасли. Как вы расцениваете эту идею?
– Совершенно отрицательно. Предоставление населению возможности оплатить ипотеку за счёт пенсионных накоплений приведёт к тому, что в будущем эти люди останутся без пенсий, но при этом ипотека не будет погашена – так как у большинства людей недостаточно пенсионных накоплений для погашения ипотеки.
Жилищные проблемы людей должны решаться за счёт масштабной жилищной политики, скажем, через тот же Жилстройсбербанк, через который население получает 300–500 тысяч квадратных метров в год. Эта цифра должна быть увеличена, как минимум, в 10 раз. То есть ЖССБ должен выйти на планку в 3–5 миллионов квадратных метров в год с возможностью дальнейшего роста. В идеале же в стране должно ежегодно строиться 17 миллионов квадратных метров жилья, против существующих сейчас 6,8 миллиона.
И все возможности для постепенного наращивания объёмов строительства есть, как и возможность сделать цену квадратного метра в чистовой отделке для Астаны и Алматы в пределах 1000 долларов, а для регионов и того меньше. Ранее я предлагал отдельные варианты по жилищной реформе, в ближайшее время выставлю на общее обозрение детально проработанный вариант, в котором подробно распишу, за счёт чего можно всего этого достичь.
Что касается автомобилей, то это тоже неправильно, ибо здесь есть другие меры – это снижение процентных ставок в целом по экономике, а также меры по поддержке отечественного автопрома – льготные кредиты или программы замены старого авто на новое и так далее.
– Основная претензия населения к НПФ – низкая доходность накоплений. Может быть, для того чтобы повысить привлекательность накопительной пенсионной системы, имеет смысл установить фиксированную годовую ставку вознаграждения, как на банковские депозиты? Тогда люди хотя бы смогут примерно подсчитать, сколько денег они накопят к моменту выхода на пенсию...
– Доходность действительно низкая, где-то в 2 раза ниже уровня инфляции, но это никак не касается вкладчиков, так как государство гарантирует доходность на уровне инфляции. В целом уровень пенсии зависит больше от уровня зарплат, а не от доходности. И надо реализовывать государственные меры так, чтобы зарплаты росли. Это, конечно, немного тяжелее, чем изменение параметров пенсионной системы, но тоже выполнимо.
– Вы заговорили об изменении пенсионной системы. Отдельные аналитики уверены, что нам очень скоро вновь не обойтись без опыта Чили, которая пару лет назад признала накопительную пенсионную систему несостоятельной. Может, нам уже пора тоже возвращаться к солидарной пенсии?
– Правительство Чили ещё не отказалось от накопительной пенсионной системы, оно просто признало неправоту и вернуло солидарную систему. Сейчас там сосуществуют два варианта пенсий, и население само выбирает, куда идти. В целом я считаю очень правильным то, что там не стали резко перекраивать всю систему, и, думаю, изменения параметров казахстанской пенсионной системы также должны быть плавными, постепенными и направленными исключительно в сторону улучшения.
Главная проблема, которую нам необходимо решить, – это малый размер пенсий, но есть и другие параметры пенсионной системы, которые меня не устраивают. В качестве альтернативы нашей пенсионной системы мне импонирует сингапурская модель, которая является комбинацией накопительной и солидарной модели. Но, естественно, её прямо переносить тоже нельзя – их пенсионная система тесно связана с налоговой, бюджетной и социальной системой, и если переносить пенсионную, то придётся перенести и все остальные системы.
– Одной из последних реформ казахстанской пенсионной системы стало создание Единого накопительного пенсионного фонда. Насколько правильным было это решение? Раньше пенсионные фонды хотя бы старались повысить свою доходность, теперь же пенсионные отчисления обязательны, альтернативы ЕНПФ у населения нет. Не получится ли так, что новая структура ещё больше снизит привлекательность накопительной пенсионной системы?
– Дело в том, что старая модель была совершенно неэффективной. И наличие конкуренции не привело к увеличению доходности – наоборот, она стабильно была ниже инфляции в 2 раза. Более того, даже эта доходность была обеспечена за счёт вложения в государственные ценные бумаги, доля которых достигла 50%, а тогда как доходность по негосударственным ценным бумагам едва ли была больше 1%. Причём это ещё по отчётности – и пока не ясно, насколько доходность, заявленная в отчётности, соответствует реальности.
Фактически возникает ситуация, когда НПФ демонстрируют низкую доходность, а государство пытается нарастить эту доходность плюс ещё даёт гарантию на уровне инфляции. Кстати, гарантия – это способ закрыть риски на себе, чтобы на вкладчиках это никак не отражалось, поэтому простые люди могут совершенно не беспокоиться о сохранности и доходности на уровне инфляции.
ЕНПФ не решает всех глубинных проблем пенсионной системы, но, по крайней мере, устраняет краткосрочные риски и наводит порядок в системе. Если раньше НПФ выполняли две функции – администрирование счетов и управление активами – то теперь они могут преобразоваться в управляющую компанию и получить доступ к управлению активами. А функция администрирования счетов перейдёт к ЕНПФ.
Это позволит управляющим компаниям не отвлекаться на администрирование счетов и сконцентрироваться конкретно на управлении активами – и здесь у них есть все условия показать плюсы конкуренции. Но самое главное – уйдёт весь этот бардак с постоянным переходом вкладчиков из одного фонда в другой, исчерпает себя проблема дублирования счетов из-за ошибок, и, наконец, в два раза сократятся расходы на поддержание пенсионной системы. Всё это не на много, но всё же должно увеличить доходность пенсионных активов.
Просмотров материала: 2 052