После «вежливого аншлюса» России в Крыму, завершившегося отсоединением полуострова от Незалежной, панические настроения овладели умами и клавиатурами западных и отечественных политологов. Всем захотелось примерить украинскую коллизию на казахстанские реалии, не замечая, что в результате примерки «костюмчик» - читай: украинские коллизии - предательски разъехался по швам. Тем не менее, большинство прогнозов, хоть и были написаны в сослагательных наклонениях, но мрачных апокалипсических красок их авторы не пожалели.
«Украинский демарш России, безусловно, отразится на ее имидже в регионе, который, вполне возможно, не будет внушать особого доверия. Националистические и антироссийские силы в Средней Азии смогут воспользоваться сложившимися условиями и выступить в защиту национального суверенитета этих молодых республик. Все те, кто выступает против сближения с Россией в Казахстане и Таджикистане, получат новые сильные аргументы. А в долгосрочной перспективе подъем антироссийских настроений в обществе среднеазиатских стран может подорвать реализацию общих проектов вроде Евразийского союза и подтолкнуть страны к переориентации на Китай и Индию. Сейчас же Россия все равно остается для них старшей сестрой, за которой, тем не менее, нужно пристально следить из-за ее коварства», - французская «Le Monde» выразила, пожалуй, квинтэссенцию пессимистических настроений мировой прессы.
Между тем, как показало время, «коварство» старшей сестры не простерлось дальше крымских берегов. Напрасно мировой бомонд ждал высадки российского десанта на пылающем партизанской войной юго-востоке Украине. Здесь Россия проявила благоразумие, которого от нее откровенно не ожидали и которое, впрочем, мало кто оценил.
Подогретые Крымом, антироссийские настроения в казахстанских соцсетях активизировались в период подготовки к подписанию договора о создании Евразийского экономического союза. Конструктивизмом большинство комментариев не отличалось, зато эмоциональность в них так и била через край. Особой популярности в народе не снискала и так называемая акция «медицинских повязок», организованная противниками ЕАЭС, - думается, виной тому неправильный посыл, намекающий на нездоровье участников.
Согласитесь, людей в марлевых повязках первым делом хочется пожалеть и поинтересоваться состоянием их здоровья с участливой интонацией известного героя фильма «Брат-2»: «Болеете?», нежели вести с ними политические дебаты… Подобный болезненный демонстративизм чужд здоровой общественной полемике.
Конечно, что прогнозы о сепаратистских настроениях в «русских областях» Казахстана и, как следствие, возможной их российской оккупации, возникли не на пустом месте. Здесь сыграли роль три схожих с Украиной фактора.
Фактор № 1: в Казахстане проживает крупнейшее после Украины русское меньшинство, которое все больше оттесняется на второй план в вопросах управления страной.
Фактор № 2 - протяженная сухопутная граница с Россией. Ее протяжённость - 7 512,8 км, что делает российско-казахстанский участок самой длинной границей России и одной из самых длинных границ мира (для сравнения, граница Канады и США составляет 8 891 км).
Фактор № 3 – наличие на территории соседнего государства внешних стратегических российских центров – в Казахстане это, как известно, космодром Байконур (ввиду его исключительной важности аналогия с Севастопольской военно-морской базой вполне уместна). Все эти ингредиенты уже использовались для оправдания присоединения Крыма. Но способны ли они «выстрелить» в Казахстане?
В то время, когда простые граждане терзаются смутными фобиями, обильно выплескивая их в интернете, националисты обеих стран под шумок объединяются. В настоящее время в Казахстане возбуждено дело по разжиганию межнациональной розни, фигурантами которого являются Жанболат Мамай и известный российский националист и борец с миграцией из стран Центральной Азии Александр Белов-Поткин.
По сообщениям СМИ, последний организовал в Кыргызстане "закрытые" тренинги для активистов казахской молодежной национал-патриотической организации "Ұлт азаттығы". Казахскую молодежь российские наци обучали методике организации акций, направленных на провоцирование противостояния между представителями титульной нации и славянского населения. «При этом достоверно известно, что казахстанскую делегацию для выезда в г.Бишкек формировал Жанболат Мамай», - сообщал Закон.кз.
Противоестественный в глазах обывателя союз казахских и русских националистов только на первый взгляд может показаться мезальянсом. На самом деле, стороны заинтересованы друг в друге. Одна для другой выступает раздражителем, как звонок для собаки Павлова, заставляющий ее обильно выделять слюну.
Когда неистовый Владимир Вольфович решил оживить изрядно позабытый с начала девяностых дискурс относительно «спорных территорий с Казахстаном», на провокацию на удивление споро отозвались не только такие одиозные отечественные фигуры, как Мухтар Тайжан, заявивший о необходимости ограничения вещания российских каналов, газет и радио в Казахстане, но и вполне себе респектабельный российский деятель Николай Сванидзе, чью скандальную фразу «Россия может «хапнуть» половину Казахстана» вынес в заголовок такой же респектабельный ресурс «Капитал.кз».
Серьезно относиться к подобным заявлениям не представляется возможным. Особенно, когда наблюдаешь за ситуацией изнутри «сепаратистского гнезда», где царят тишь да гладь, Ассамблея народов да Божья благодать.
Автор этих строк откровенно веселится, когда ему звонят коллеги из Астаны и спрашивают тревожными голосами: а, правда ли, что на День победы в Петропавловске поймали сепаратистов? Когда начинаешь выяснить, оказывается, что кто-то проехал в составе праздничной колонны с российским флагом, который на поверку оказался вовсе не российским, а красным советским – в честь памятной акции «Спасибо деду за Победу»…
Наверное, эти слухи сыграли свою роль в том, что патриархальный Петропавловск в последнее время стал вызывать интерес у заокеанских журналистов. Недавно город посетил американский корреспондент Джошуа Кучера, специализирующийся на освещении проблем безопасности в Центральной Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке.
Будучи новичком в наших краях, Джошуа обратился за помощью к автору этих строк, и мы вместе отправились на поиски мифического «русского сепаратизма». Не нашли, разумеется. Закончился визит, как и положено, в ресторане, где под медовуху и тосты о дружбе между народами американский коллега размяк и признался, что не увидел оснований для каких-либо неблагоприятных прогнозов.
Прошло уже достаточно времени, но этот материал о поездке в СКО до сих пор не опубликован и лежит у американского редактора. Джошуа написал мне, что сам удивляется, почему…
Вера ГАВРИЛКО, журналист, Петропавловск
Просмотров материала: 6 141