5 марта 2014 года в Подмосковье прошла встреча трех лидеров Таможенного союза: президентов России, Казахстана и Белоруссии. Никакой информации о том, что было на встрече, в прессу не попало, журналистов в резиденцию российского президента в Ново-Огарево не приглашали. А.Лукашенко и Н.Назарбаев оказались первым главами иностранных государств, приехавшими к В.Путину в разгар крымского кризиса. «Фергана» попросила эксперта по Центральной Азии, журналиста Аркадия Дубнова прокомментировать этот краткий и незаметный саммит союзников по ОДКБ и будущих членов Евразийского экономического союза.
Источник: Агентство Фергана
Чуть больше полутора часов формального общения и еще час – за пределами официальной встречи. Так в деревенской тиши подмосковной резиденции Владимира Путина прошел вчера внеочередной рабочий саммит трех лидеров Таможенного союза, в гости к президенту России прилетели его коллеги из Белоруссии и Казахстана - Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко.
Необходимо было обсудить, как идет подготовка к подписанию уже в мае с.г. договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Все прошло по-деловому, скромно и совсем не пафосно. Никаких пресс-конференций или выходов к журналистам в Ново-Огарево не было. Понятно, Лукашенко и Назарбаев оказались первым главами иностранных государств, приехавшими к Путину на следующий день после того, как он объявил, что ввод ограниченного российского военного контингента на Украину в ближайшее время не состоится. Впрочем, невозможно даже представить, что, случись такая интервенция, кому-нибудь пришла бы в голову мысль собираться по поводу создания ЕАЭС…
Но даже и в такой обстановке - спустя день, как не началась война, - столь многомудрые политики, как Назарбаев и Лукашенко, не могли позволить себе публичных заявлений в Москве без риска обнаружить свои опасения в связи с угрозами, создавшимися для государственности Украины. Поэтому «украинский вопрос» гости предпочли не обсуждать в ходе официальной части встречи, это позволил себе лишь ее хозяин. Назвав Украину «ключевым экономическим партнером Таможенного союза», Путин предложил союзникам подумать над тем, как «помочь нашим партнерам выйти из той сложной ситуации, в которой они сегодня находятся».
Но вряд ли мы ошибемся, если предположим, что за закрытыми дверями, общаясь в узком кругу, Нурсултан Назарбаев позволил себе высказаться более откровенно. Накануне он встречался в Астане со своим министром иностранных дел Ерланом Идрисовым. Единственным публичным итогом этой встречи стало заявление Назарбаева, которое читается однозначно: обеспокоенность. «Обстановка, которая складывается в Украине, непосредственно затрагивает взаимоотношения стран в рамках СНГ и косвенно касается государств Таможенного союза. Я внес предложение о проведении в самое ближайшее время встречи, где состоится обстоятельный обмен мнениями и обсуждение мер по недопущению развития опасных тенденций в текущей ситуации», - сказал Назарбаев.
И в тот же день становится известно, что предложение принято и неформальный саммит в Москве произойдет буквально завтра. Тем самым был дезавуирован сделанный накануне кремлевской пресс-службой анонс о предстоящем 10-11 марта саммите Таможенного союза. Это означало и отмену другого, более интересного события, ради которого в Москву собирался президент Казахстана. Здесь, в аудитории Института стран Азии и Африки МГУ 11 марта должна была состояться его лекция в ознаменование 20-летнего юбилея своего собственного выступления в этих же стенах, когда он впервые выдвинул идею создания Евразийского союза.
Решение казахстанского лидера повременить с лекцией выглядит симптоматично, если не сказать больше – политично. Назарбаев, надо полагать, счел для себя невозможным и неуместным рассуждать в Москве о судьбе и ценностях евразийства в момент, когда под угрозой само существование общего пространства, которое этим объединено этим понятием. Трагедия на Украине – явно неподходящий фон для юбилейных штудий, и это, очевидно, хорошо понимают в Астане.
Более того, Назарбаев, против обыкновения, не стал даже задерживаться в этот раз в гостях у Путина. Прилетев в Москву днем 6 марта и проведя в ново-огаревской тиши всего несколько часов, вечером того же дня 73-летний казахстанский лидер улетел домой. Кто понимает многозначительность таких протокольных деталей, тот оценит этот жест однозначно…
Что же касается существа вопроса, ради которого три президента встречались в Подмосковье, - хода подготовки договора о создании ЕАЭС, то особого оптимизма он не внушает. Позиции сторон и их претензии друг к другу не претерпели особых подвижек. Готовность документа по-прежнему оценивается не слишком высоко, Александр Лукашенко говорит о 70-80 процентах. Если учесть, что до намеченного на начало мая его подписания остается меньше двух месяцев, то, похоже, процесс топчется на месте. Назарбаев по-прежнему просит «отбросить все разногласия» и сосредоточиться на создании исключительно экономического союза. Но ведь он настаивает на этом уже не один год и, похоже, безуспешно, иначе зачем это повторять вновь и вновь?...
Есть две причины: либо кто-то из внешних партнеров этому все еще сопротивляется, и тогда мы знаем, кто это, либо этот месседж обращен вовнутрь Казахстана, к тем национал-патриотическим оппонентам Назарбаева, да и не только к ним, кто видит угрозу суверенитету страны в ее членстве в союзе, патронируемом Россией.
Следующий рабочий саммит ТС решено провести в Москве в начале апреля, уже после того, как здесь 4 апреля состоится Совет министров иностранных дел СНГ. В российской столице, очевидно, надеются, что к этому сроку острая фаза кризиса вокруг Украины, к несчастью, именно в нынешнем году председательствующей в Содружестве, будет преодолена…
Хотя, если судить по событиям, случившимся сразу после отъезда Лукашенко и Назарбаева из Москвы, - объявленному крымским парламентом намерению присоединиться к России и супер-оперативно-положительным откликом на это известие московских властных структур, - перспективы подписания договора ЕАЭС в ближайшее время не кажутся впечатляющими.
Аркадий Дубнов, журналист-международник
Просмотров материала: 5 751