В настоящее время, рассуждая о взаимоотношениях в рамках евразийского интеграционного проекта в целом, и в частности об отношениях между Россией и Казахстаном, на первый план выходят практичные цифры. Пошлины, налоги, цены, - понятно, что это необходимая экономическая составляющая. Но гораздо более значимы такие понятия, как общая история, общие драмы, общие достижения, общая Победа и т.д.
К сожалению, мы сегодня, под воздействием последних, глобальных изменений, на фоне постепенной утраты привычных ценностных ориентиров, забываем о том, что на моральных принципах держались цивилизации. И цивилизации, которые утрачивали основы простых человеческих отношений и испытывали «кризис духовности», в конце концов, сталкивались с серьезными экономическими и политическими катаклизмами.
Сегодня зачастую микрофоны и трибуны в постсоветских странах принадлежат конъюнктурным политикам, популистам-экономистам, политологам, которые, не выезжая за пределы Алма-Аты или Садового кольца, с знающим видом рассуждают о ситуации в странах-соседях. При молчаливом попустительстве гражданского общества, равнодушии интеллигенции, на авансцену выходят люди, которые своими заявлениями вызывают тревожные мысли и ожидания в головах простых людей, живущих в Казахстане и России.
Это утверждение достаточно легко проиллюстрировать примером. Что знают читатели газет и журналов в Российской Федерации о Республике Казахстан? В российских СМИ пишут о коррупции, о преступности, об угнетении русского населения Казахстана.
И наоборот, что знают в Республике Казахстан о Российской Федерации? Убийства гастарбайтеров, деятельность неонацистов, пьянство, разбой….
9 мая – День Великой Победы – одна из тех дат, которые нас объединяют. Но сегодня многие казахстанские «историки» пишут: «Казахстанцы участвовали в отдельных сражениях Второй Мировой войны». То есть термин «Великая Отечественная война» ими уже не используется.
В России ряд «специалистов» впадают в другую крайность: «войну выиграл русский народ». А тот факт, что Победа была добыта единством всех народов СССР, почему-то забывается.
Разве можно в таких условиях говорить о взаимном доверии? Почему мы, миллионы людей, должны идти на поводу у каких-то «странствующих рыцарей» и с той, и с другой стороны. Представляется, что сегодня необходимо возродить старую великую истину – судить о любом народе по его лучшим представителям. Казахи - это Абай, казахи - это Токтар Аубакиров, казахи - это Шакарим Кудайбердиев. А о русских давайте судить по Чехову, по Королеву, по Гагарину. А не по тем, чьи имена сегодня стыдно даже произносить.
За последние 20 лет и Россия, и Казахстан получили большой опыт во взаимодействии со всеми мировыми центрами силы: США, Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион. Но в сравнении стало абсолютно понятно, что «хороший сосед лучше дальнего родственника». Поэтому актуальной выглядит задача возвращения к собственным истокам.
Казахстанцы и россияне встречаются на пошлых КВНах, на круглых столах, на каких-то гала-концертах. А где мы должны встречаться? Мы, наверное, должны встречаться в домах друг у друга, общаться на тоях и общих праздниках и разделять трагические даты. Именно гражданское сообщество должно взять на себя реализацию этой непростой задачи.
Народы России и Казахстана постепенно забывают о таком понятии, как межнациональные семьи. Огромное количество, сотни тысяч людей сегодня воспитывают детей, у которых разная кровь, и они в будущем граждане обеих стран. Это люди, для которых история и России, и Казахстана, одинаково важна.
И сегодня перед лицом новых глобальных и региональных потрясений наши народы должны объединиться. Экологическая катастрофа, продовольственный кризис, терроризм, и наркотрафик, - совместное противодействие этим проблемам может и должно укрепить общность наших стран.
На мой взгляд, мы должны уже сейчас начать работу над созданием некого евразийского гуманитарного союза, развивать евразийское гуманитарное сотрудничество. Необходимо четко определять ответственность политиков, журналистов, которые своими заявлениями провоцируют разобщенность наших стран.
Да, в казахстанском обществе активно и открыто обсуждаются точки зрения - за и против ЕврАзЭС и Таможенного Союза. Гражданские институты, а не только местная элита, задумываются над судьбой страны в условиях новых союзных объединений и над тем, что конкретно интеграция на равноправных условиях принесет каждой казахстанской семье и всему государству. И это принимается властью.
Так стоит ли в данном случае заниматься изобретением ярлыков для стратегических партнеров России? Не так давно, в предвыборный период, многие СМИ растиражировали информацию о том, как кандидат в президенты РФ Михаил Прохоров предложил закрыть российскую южную границу со странами Центральной Азией, оставив маленькую калитку для гастарбайтеров. И мотивировал свою позицию тем, что россияне не хотят убирать свои улицы и что их дети заслуживают лучшего, чем работа в сфере ЖКХ.
В свою очередь в Казахстане сегодня очень много говорят о проблемах и страшной трагедии, которые принес в казахские степи русский народ. Но в реальности все это принес не русский народ, это принесли политики, для которых национальности нет. Народы никогда не были виноватыми, точно так же мы и все погибали вместе и сидели ГУЛАГе, однако сегодня эта память намеренно искажается и подвергается ревизии.
Казахстанская молодежь сейчас очень сильно радикализируется, потому что выросло поколение, которое не знает, что такое Советский Союз, и которое уже не связано историческими или родственными узами с Россией, Кавказом и т.д.
Конечно, есть некая элита, которая сегодня получает образование в зарубежных ВУЗах, которая учится по президентским программам, владеет многими языками, но их мало. Сегодня идут огромные миграционные процессы, огромное количество сельской молодежи оседает в городах и происходит культурно-цивилизационное столкновение между городом и аулом, это приводит к непониманию. И у этой не совсем образованной молодежи появляются свои лидеры, которые выдвигают новые лозунги, в большинстве своем националистические, и эти процессы меня очень сильно тревожат. А та элита, которая могла бы это предотвратить считает, что это не ее дело.
Потому что встать сегодня в этом споре на какую-либо из сторон, значит стать объектом нападок, уничижительного отношения и т.д. Поэтому многие люди безответственно стараются от этой проблемы отстраниться.
В этой ситуации становится очевидно, что все эти угрозы будут лишь обостряться по мере решения вопроса о смене власти в Казахстане.
Н.А.Назарбаев в Казахстане и В.В. Путин в России выступают сегодня главными гарантами сохранения общего социо-культурного пространства.
По мере неизбежного развития процесса смены поколений в руководстве Казахстана и России, историческая и культурная общность наших стран может утратить былую значимость. Дело не в экономическом эффекте евразийского проекта, а в гораздо более простых и понятных вещах.
Например, во взаимном восприятии молодежи наших стран. Мы все еще меряем градус взаимной приязни по отношению старшего и среднего поколения. А есть ли подобное стремление у российской и казахстанской молодежи? Ответ - неоднозначен.
Поэтому общие проекты по сохранению и упрочению дружбы между нашими народами насущно необходимы. Ведь взаимопонимание между обществами наших стран – залог эффективного развития всех сфер межгосударственного сотрудничества.
Источник: ia-centr.ru
Просмотров материала: 2 518