27 апреля 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Ерлан Оспанов

16 июнь 2015, 11:23
Ерлан Оспанов У нас в стране есть достопримечательности, не уступающие тому же собору Парижской Богоматери. У нас есть Боровое, Заилийский Алатау, Восточный Казахстан, Туркестан и много других очень красивых легендарных мест, которые могли бы заинтересовать большое количество туристов и, возможно, инвесторов. Но есть одно но: у нас очень большая страна. Если просто встать на место любого иностранного туриста и подумать о том, как доехать до всех этих мест, вырисовывается один ответ: в вопросе развития туризма очень многое упирается в транспорт, на котором въезжают в страну и на котором по ней передвигаются. Как я уже говорил, это почти самое главное, базовое условие

Сказано в интервью "Бизнес и власть"

Тема развития туризма в Казахстане, не успев развиться по-настоящему, уже, похоже, угасает. Виной тому плохая инфраструктура — слабая организованность общественного транспорта, труднодоступность достопримечательностей и, конечно, странности законодательства. Об этом рассказал управляющий партнер и генеральный директор инвестиционной группы компаний «Верный Капитал» Ерлан Оспанов.

Ерлан Маратович, какие факторы влияют на развитие туристической и в том числе гостиничной индустрии в Казахстане?

Развитие этих отраслей напрямую зависит от инфраструктуры, которая в мировой практике всегда строится за счет государства. Предположим, у бизнесмена есть гектар земли для строительства. Чтобы на ней что-то построить — гостиницу, бизнес-центр, бизнесмену прежде всего нужны внешние коммуникации — канализация, электричество и т. д. В развитых в этом смысле странах, как США, Турция, государство за свой счет подводит для бизнеса все коммуникации. А девелопер, который строит здание, просто подключается ко всему готовому и строит объект, не думая о таких проблемах. Это для него значительное удешевление расходов. В Казахстане первый в стране пятизвездочный резорт-отель Rixos Borovoe тоже в свое время воспользовался внешними коммуникациями, которые предоставило государство.

Кроме инфраструктуры что еще оказывает влияние на развитие бизнеса в туристической отрасли?

Инфраструктура — это базовое условие, но есть еще много других не менее важных факторов. Например, законодательство. Самая большая преференция в рамках СЭЗ, на территории которой находится отель Rixos Borovoe, — это освобождение от налога на недвижимость. Но мы его все равно платим, и достаточно большой — около $1 млн в год. Напомню: окупаемость пятизвездочного резорт-отеля в Казахстане — не менее 15 лет.

Почему вы платите этот налог?

Потому что не можем стать участником СЭЗ и воспользоваться этими преференциями по закону. В законе прописано, что под преференции СЭЗ подпадают только те участники, которые занимаются каким-то конкретным видом деятельности. Например, туризмом. Понятно, что отель не может заниматься только одним видом деятельности. Отель — это большой комплекс самых разных услуг. Кроме туризма, к примеру, мы сдаем помещение в аренду, оказываем услуги по питанию и прочее, а это уже другой вид деятельности, не классифицирующийся как туризм. Я бы сказал, что такой закон по большому счету лишает смысла преференции в рамках СЭЗ.

Хотели как лучше, а получилось то, что получилось?

Согласен. Большинство мер по развитию туризма, которые принимаются в Казахстане, я считаю неэффективными. Развитие туризма нужно начинать с каких-то фундаментальных вещей, о которых не всегда люди могут сказать: «вот это — туризм». К примеру, с транспорта. В нашей стране сфера общественного транспорта — это какая-то архаичная бизнес-модель, нацеленная на зарабатывание небольших и быстрых денег. Вы посмотрите: почему, допустим, городские автобусы ездят наперегонки? Потому что у водителей только одна мотивация — заработать больше. А если бы им ставили одну задачу — приехать на определенную остановку в такое-то время и ничего более, они бы не бегали наперегонки. То есть у водителей автобусов неправильно выстроена система мотивации и показателей эффективности.

Объясните на примере, как может быть решена эта проблема.

Я думаю, можно смотреть на опыт развитых стран, которые уже давно решили подобные проблемы. К примеру, такси по опыту Нью-Йорка нужно полностью передать в частные руки, под частное лицензирование. Автобусные парки должны работать только на то, чтобы перевозить пассажиров вовремя, а не раздавать маршруты по наиболее выгодным ценам. Железные дороги и электрички тоже должны быть такие, чтобы пассажирам было комфортно ездить по расписанию, удобному для них, а не для железнодорожной компании, как сейчас это происходит.

Вы обращались по этому поводу в правительство?

Да, конечно. Мы в постоянном диалоге с правительством и сейчас пытаемся решить эти вопросы. К сожалению, мой опыт общения с чиновниками такой, что сначала говорят да, а потом все это разбивается на десятки согласований по разным министерствам. Учитывая, какие даны преференции в рамках разных СЭЗ, определенная привлекательность инвестирования в тот же гостиничный бизнес для иностранных инвесторов есть. Мы, к примеру, когда строили Rixos Borovoe, имели целью построить такую площадку со всеми удобствами и прекрасной природой для разных официальных встреч и семинаров, куда даже президенту или главе правительства не было бы стыдно приглашать гостей.

В прошлом году у нас проходил Совет иностранных инвесторов при президенте РК, в этом — саммит глав правительств СНГ. Мы достигаем своих целей, растем и улучшаем сервис. Надеюсь, в дальнейшем все эти правила, касающиеся преференций в рамках СЭЗ, будут реализованы как положено, а мы и другие бизнесы сможем воспользоваться этими возможностями.

Кроме таких базовых мер, как общественный транспорт, какие более обширные меры нужно принять, чтобы привлечь туристов в Казахстан? И не только туристов, но и зарубежных инвесторов в эту отрасль?

У нас в стране есть достопримечательности, не уступающие тому же собору Парижской Богоматери. У нас есть Боровое, Заилийский Алатау, Восточный Казахстан, Туркестан и много других очень красивых легендарных мест, которые могли бы заинтересовать большое количество туристов и, возможно, инвесторов. Но есть одно но: у нас очень большая страна. Если просто встать на место любого иностранного туриста и подумать о том, как доехать до всех этих мест, вырисовывается один ответ: в вопросе развития туризма очень многое упирается в транспорт, на котором въезжают в страну и на котором по ней передвигаются. Как я уже говорил, это почти самое главное, базовое условие.

Что касается других мер, то в первую очередь это внедрение понятных и легких процедур получения казахстанской визы для иностранных туристов. Насколько я знаю по многочисленным комментариям, постоянным жалобам знакомых иностранцев, сейчас получить казахстанскую визу очень непросто. По их словам, получение визы сопровождается то одной проблемой, то другой, какими-то не понятными никому сроками.

Во-вторых, нужно уделить внимание безопасности. Турист или даже потенциальный инвестор, приехавший в нашу страну, должен априори чувствовать себя безопасно и комфортно. А когда иностранца в аэропорту встречают таксисты не всегда привлекательного вида со словами «такси надо?», туристы просто будут бояться. Это получается туризм только для экстремалов. Таких примеров очень много. Словом, в глазах туристов это не добавляет привлекательности нашей стране.

В-третьих, нужно создать наш туристический продукт. Чтобы туристу, который уже прибыл на место, было чем там заняться. Была бы экскурсионная программа, которую просто заказать в разных форматах, были развлечения, цивилизованный общепит и доступность медпомощи.

Нужно сначала создать, а после — грамотно маркетировать наш туристский продукт. Широко известны рекламные кампании самых успешных в этом стран: Thailand — the Land of Smiles, Malaysia — Тruly Asia, опыт успеха в продвижении своего туристского продукта у Грузии, Голландии, Турции, Черногории, Австрии, Кении. Речь не идет об одномоментной рекламной акции. Эти страны системно проводят туристические рекламные активности на рынках, туристов которых они хотят привлечь. Креатив этих кампаний понятен и привлекателен для любого человека в мире. Но и он не отменяет основного: эти страны действительно создали инфраструктуру и свой конкурентоспособный туристский продукт.

Спасибо за интервью!
Просмотров материала: 3 460

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 92 495 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 92 314 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 92 287 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 92 231 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 92 213 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 6 505 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 6 259 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 6 284 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 8 752 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 8 887 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 12 140 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 7 323 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 5 488 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 5 397 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 165 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 6 321 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 9 652 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 140 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 5 467 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 173 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 146 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 090 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 4 943 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 152 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 116 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 9 800 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 6 839 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 4 985 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 196 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 432 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 4 925 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 4 963 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 013 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 4 914 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 150 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 279 Просмотров





Опрос


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930