У нас в стране есть достопримечательности, не уступающие тому же собору Парижской Богоматери. У нас есть Боровое, Заилийский Алатау, Восточный Казахстан, Туркестан и много других очень красивых легендарных мест, которые могли бы заинтересовать большое количество туристов и, возможно, инвесторов. Но есть одно но: у нас очень большая страна. Если просто встать на место любого иностранного туриста и подумать о том, как доехать до всех этих мест, вырисовывается один ответ: в вопросе развития туризма очень многое упирается в транспорт, на котором въезжают в страну и на котором по ней передвигаются. Как я уже говорил, это почти самое главное, базовое условие
Сказано в интервью "Бизнес и власть"
Тема развития туризма в Казахстане, не успев развиться по-настоящему, уже, похоже, угасает. Виной тому плохая инфраструктура — слабая организованность общественного транспорта, труднодоступность достопримечательностей и, конечно, странности законодательства. Об этом рассказал управляющий партнер и генеральный директор инвестиционной группы компаний «Верный Капитал» Ерлан Оспанов.
Ерлан Маратович, какие факторы влияют на развитие туристической и в том числе гостиничной индустрии в Казахстане?
Развитие этих отраслей напрямую зависит от инфраструктуры, которая в мировой практике всегда строится за счет государства. Предположим, у бизнесмена есть гектар земли для строительства. Чтобы на ней что-то построить — гостиницу, бизнес-центр, бизнесмену прежде всего нужны внешние коммуникации — канализация, электричество и т. д. В развитых в этом смысле странах, как США, Турция, государство за свой счет подводит для бизнеса все коммуникации. А девелопер, который строит здание, просто подключается ко всему готовому и строит объект, не думая о таких проблемах. Это для него значительное удешевление расходов. В Казахстане первый в стране пятизвездочный резорт-отель Rixos Borovoe тоже в свое время воспользовался внешними коммуникациями, которые предоставило государство.
Кроме инфраструктуры что еще оказывает влияние на развитие бизнеса в туристической отрасли?
Инфраструктура — это базовое условие, но есть еще много других не менее важных факторов. Например, законодательство. Самая большая преференция в рамках СЭЗ, на территории которой находится отель Rixos Borovoe, — это освобождение от налога на недвижимость. Но мы его все равно платим, и достаточно большой — около $1 млн в год. Напомню: окупаемость пятизвездочного резорт-отеля в Казахстане — не менее 15 лет.
Почему вы платите этот налог?
Потому что не можем стать участником СЭЗ и воспользоваться этими преференциями по закону. В законе прописано, что под преференции СЭЗ подпадают только те участники, которые занимаются каким-то конкретным видом деятельности. Например, туризмом. Понятно, что отель не может заниматься только одним видом деятельности. Отель — это большой комплекс самых разных услуг. Кроме туризма, к примеру, мы сдаем помещение в аренду, оказываем услуги по питанию и прочее, а это уже другой вид деятельности, не классифицирующийся как туризм. Я бы сказал, что такой закон по большому счету лишает смысла преференции в рамках СЭЗ.
Хотели как лучше, а получилось то, что получилось?
Согласен. Большинство мер по развитию туризма, которые принимаются в Казахстане, я считаю неэффективными. Развитие туризма нужно начинать с каких-то фундаментальных вещей, о которых не всегда люди могут сказать: «вот это — туризм». К примеру, с транспорта. В нашей стране сфера общественного транспорта — это какая-то архаичная бизнес-модель, нацеленная на зарабатывание небольших и быстрых денег. Вы посмотрите: почему, допустим, городские автобусы ездят наперегонки? Потому что у водителей только одна мотивация — заработать больше. А если бы им ставили одну задачу — приехать на определенную остановку в такое-то время и ничего более, они бы не бегали наперегонки. То есть у водителей автобусов неправильно выстроена система мотивации и показателей эффективности.
Объясните на примере, как может быть решена эта проблема.
Я думаю, можно смотреть на опыт развитых стран, которые уже давно решили подобные проблемы. К примеру, такси по опыту Нью-Йорка нужно полностью передать в частные руки, под частное лицензирование. Автобусные парки должны работать только на то, чтобы перевозить пассажиров вовремя, а не раздавать маршруты по наиболее выгодным ценам. Железные дороги и электрички тоже должны быть такие, чтобы пассажирам было комфортно ездить по расписанию, удобному для них, а не для железнодорожной компании, как сейчас это происходит.
Вы обращались по этому поводу в правительство?
Да, конечно. Мы в постоянном диалоге с правительством и сейчас пытаемся решить эти вопросы. К сожалению, мой опыт общения с чиновниками такой, что сначала говорят да, а потом все это разбивается на десятки согласований по разным министерствам. Учитывая, какие даны преференции в рамках разных СЭЗ, определенная привлекательность инвестирования в тот же гостиничный бизнес для иностранных инвесторов есть. Мы, к примеру, когда строили Rixos Borovoe, имели целью построить такую площадку со всеми удобствами и прекрасной природой для разных официальных встреч и семинаров, куда даже президенту или главе правительства не было бы стыдно приглашать гостей.
В прошлом году у нас проходил Совет иностранных инвесторов при президенте РК, в этом — саммит глав правительств СНГ. Мы достигаем своих целей, растем и улучшаем сервис. Надеюсь, в дальнейшем все эти правила, касающиеся преференций в рамках СЭЗ, будут реализованы как положено, а мы и другие бизнесы сможем воспользоваться этими возможностями.
Кроме таких базовых мер, как общественный транспорт, какие более обширные меры нужно принять, чтобы привлечь туристов в Казахстан? И не только туристов, но и зарубежных инвесторов в эту отрасль?
У нас в стране есть достопримечательности, не уступающие тому же собору Парижской Богоматери. У нас есть Боровое, Заилийский Алатау, Восточный Казахстан, Туркестан и много других очень красивых легендарных мест, которые могли бы заинтересовать большое количество туристов и, возможно, инвесторов. Но есть одно но: у нас очень большая страна. Если просто встать на место любого иностранного туриста и подумать о том, как доехать до всех этих мест, вырисовывается один ответ: в вопросе развития туризма очень многое упирается в транспорт, на котором въезжают в страну и на котором по ней передвигаются. Как я уже говорил, это почти самое главное, базовое условие.
Что касается других мер, то в первую очередь это внедрение понятных и легких процедур получения казахстанской визы для иностранных туристов. Насколько я знаю по многочисленным комментариям, постоянным жалобам знакомых иностранцев, сейчас получить казахстанскую визу очень непросто. По их словам, получение визы сопровождается то одной проблемой, то другой, какими-то не понятными никому сроками.
Во-вторых, нужно уделить внимание безопасности. Турист или даже потенциальный инвестор, приехавший в нашу страну, должен априори чувствовать себя безопасно и комфортно. А когда иностранца в аэропорту встречают таксисты не всегда привлекательного вида со словами «такси надо?», туристы просто будут бояться. Это получается туризм только для экстремалов. Таких примеров очень много. Словом, в глазах туристов это не добавляет привлекательности нашей стране.
В-третьих, нужно создать наш туристический продукт. Чтобы туристу, который уже прибыл на место, было чем там заняться. Была бы экскурсионная программа, которую просто заказать в разных форматах, были развлечения, цивилизованный общепит и доступность медпомощи.
Нужно сначала создать, а после — грамотно маркетировать наш туристский продукт. Широко известны рекламные кампании самых успешных в этом стран: Thailand — the Land of Smiles, Malaysia — Тruly Asia, опыт успеха в продвижении своего туристского продукта у Грузии, Голландии, Турции, Черногории, Австрии, Кении. Речь не идет об одномоментной рекламной акции. Эти страны системно проводят туристические рекламные активности на рынках, туристов которых они хотят привлечь. Креатив этих кампаний понятен и привлекателен для любого человека в мире. Но и он не отменяет основного: эти страны действительно создали инфраструктуру и свой конкурентоспособный туристский продукт.
Спасибо за интервью!
Просмотров материала: 3 534