Что значит по-настоящему эффективно управлять деньгами? Как это делают в Казахстане и почему российские олигархи стали вкладываться в предметы роскоши и спортивные клубы? Об этом Матрица.kz поговорила с генеральным директором инвестиционной группы компаний «Верный Капитал» Ерланом Оспановым.
- Ерлан Маратович, какие отрасли сейчас наиболее привлекательны для инвестиций в Казахстане?
- Конечно, в первую очередь привлекательны сырьевые отрасли. И именно в них идут глобальные компании. Но есть и другие интересные для вложения капитала сферы. Прежде всего, это малый и средний бизнес. Практически все сектора экономики нуждаются в небольших по масштабу, малочисленных, мелкосерийных производствах.
В развитых экономиках все основано на малых фабриках, которые располагаются на 2-3 гектарах земли. И каждая занимается своим узким участком производства. Мы же привыкли считать, что производство - это только огромные заводы. В результате инвестиции в производство сталкиваются с проблемой смежников – тех самых мелких производителях, которые поставляют небольшие детали, комплектующие.
Возьмем вот этот телефон: чтобы его производить, надо найти поставщиков проводов, производителей кабелей, штамповщиков корпусов… Когда ничего этого нет, трудно наладить производство.
С другой стороны, этого нет, потому что нет заказчика. Та же проблема – в сельском хозяйстве: производителям крупного рогатого скота нужны поставщики кормов, производителям кормов – потребители в лице тех, кто разводит крупный рогатый скот. Вот такой замкнутый круг, который разорвать могут только серьезные инвестиции.
- А если говорить на перспективу?
- Перспективными я бы назвал те отрасли, которые могут конкурировать с глобальными игроками. Если, например, завтра в Казахстан придет IKEA, она сможет подмять под себя практически весь мебельный бизнес, потому что мебель в Казахстан поставляется из Китая, Польши, Турции. И в ее стоимость заложена неадекватная маржа торговцев и неэффективность логистики.
Поэтому я бы сказал, что дело не в отраслях, а в бизнес-моделях, которые как раз и делают инвестиции доходными. И привлекательными являются те бизнес-модели, которые могут конкурировать глобально. Такие, как, например, «Бургер Кинг» – бизнес-модель, проверенная в более чем 80 странах. И сегодня мы видим, как «Бургер Кинг» в Казахстане постепенно вытесняет неконкурентоспособные сети быстрого питания благодаря как раз-таки своей бизнес-модели.
Именно поэтому мы инвестировали в эту франшизу. Учитывая низкую емкость нашего рынка, любое производство должно быть изначально рассчитано на конкуренцию с глобальными игроками - как на внешнем рынке, так и на внутреннем. Еще одно направление инвестиций – опережающие технологии. Например, я считаю, что производство электроэнергии альтернативными способами будет очень актуально в ближайшее время. Вообще, экономика Казахстана находится на начальной стадии своего развития, а в начальной стадии много отраслей, интересных для инвестиций.
- Если судить о российских предпринимателях большой руки, неожиданно было узнать, что, например, создатель «Евросети» Евгений Чичваркин купил известный винный бутик в Британии, где представлены эксклюзивные марки вин. Кроме того, тамошние бизнесмены активно используют арт-банкинг. Так же популярны инвестиции в ювелирные дома и раритетные авто, дома мод и спортивные клубы, тут Прохоров и Абрамович показали пример. Казахстанские инвесторы делают что-то подобное?
- Я бы не называл это инвестициями. Скорее это просто дорогостоящие покупки. Уверен, что в Казахстане есть те, кто готов и делает такие приобретения, но это не инвестиции. Это если не траты, то размещение своих денег в активы, приносящие радость и удовольствие, а уже потом, может быть, доходы. Такое размещение могут позволить себе только люди богатые.
- Получается, наши олигархи предпочитают вкладывать средства в проекты, которые вскоре смогут отбить их?
- Инвестиции – это такие вложения, которые позволяют генерировать деньги, прибыль. Долгосрочные инвестиции – это, как правило, вложения в инфраструктурные проекты. И казахстанские бизнесмены вкладывают средства в промышленные компании, в IT-проекты, в технологические проекты. Пока, к сожалению, примеров не так много, как хотелось бы, но они есть.
Наша группа инвестировала в золотодобывающую компанию «Алтынтау», купив ее в то время, когда золото только начинало расти в цене, и себестоимость переработки руды была выше мировой цены на золото. Кстати, мы достигли хорошего результата в этом проекте, в первую очередь, потому, что внедрили опережающую технологию – уникальную на тот момент.
Так что картины, вина, автомобили – это не инвестиции. Конечно, можно и на этом делать бизнес, но чтобы это было единственным стабильным источником дохода, надо становиться высокопрофессиональным экспертом в этом.
- Насколько актуально сейчас для казахстанских бизнесменов вкладывать средства в недвижимость за рубежом? Многие страны сейчас готовы предоставить много преференций для тех, кто поддерживает тамошний рынок недвижимости: налоговые льготы при создании бизнеса на их территории, вид на жительство.
- Я считаю, что в готовую недвижимость стоит вкладывать только с целью диверсификации портфеля. Это очень капиталоемкие инвестиции с относительно низкой, но стабильной доходностью. Здесь можно провести аналогию с облигацией по принципу получения дохода. Исключение составляет гостиничный бизнес.
Девелопмент недвижимости – это несколько другой бизнес. Решение вкладывать или не вкладывать в недвижимость зависит от предпочтений того или иного инвестора, в частности, ожиданий по доходности. На развитых рынках недвижимость дороже, а доходность ниже, но стабильнее. Помимо рыночных условий, на доходность влияют условия самого объекта: расположение, потребность в ремонте, наличие инфраструктуры – множество факторов влияет на доходность и доходы. Стоимость недвижимости зависит от чистой прибыли, которую она приносит.
Кроме того, не стоит забывать, что покупка недвижимость не гарантирует постоянного дохода. Недвижимостью нужно управлять и управлять качественно, иначе доходы объекта недвижимости упадут, и упадет, соответственно, его цена.
- А в Казахстане инвестировать в недвижимость актуально?
- Да, актуально. Мы, например, никогда не занимались инвестициями в жилищное строительство, даже работая в банковской сфере. АТФ-банк, находясь под управлением нашей команды, не финансировал проекты, связанные с долевым строительством жилья. Причем такое решение было принято до кризиса.
Но мы инвестируем в бизнес-недвижимость, владеем несколькими бизнес-центрами в Алматы, Астане и Кокшетау. И совсем недавно, 18 июня мы презентовали новый проект – многофункциональный комплекс Talan Towers в Астане. Это будет первый бизнес-центр, отвечающий стандартам «зеленого» строительства. Кроме того, это будет комплекс класса А+ - спрос на бизнес-центры такого уровня давно сформировался, а предложение отстает.
- Какие рекомендации по управлению капиталом вы могли бы дать отечественным инвесторам?
- Вот уж точно не хотел бы никому давать советов по управлению капиталом. Все зависит от своего собственного подхода, собственного опыта, от своего собственного анализа, собственной экспертизы, собственной оценки рисков, приоритетов и моральных принципов.
Просмотров материала: 3 303