Государством на развитие предпринимательства выделены колоссальные средства, но подвижек ощутимых практически не замечается. Доля малого и среднего бизнеса во внутреннем валовом продукте страны также ничтожно мала. Представители бизнес-ассоциаций Казахстана постоянно озвучивают эту проблему на различных предпринимательских форумах и встречах, но на скорое ее решение особо не рассчитывают…
Тем не менее, пути решения наболевшего вопроса предприниматели ищут постоянно – методом проб, ошибок и набивания шишек. В непростом процессе становления и развития малый и средний бизнес кое-чему научился, и теперь, с учетом накопленного опыта, самое время для того, чтобы помочь государству в решении проблем предпринимательства. Так считает наш сегодняшний гость, президент Казахстанской Ассоциции предпринимателей Талгат Доскенов.
Глава бизнес-сообщества уверен, что при создании определенных условий и внедрении новой экономической политики (НЭП) доля малого и среднего бизнеса в ВВП Казахстана может и должна составлять не менее 40%!
- Талгат Казкенович, а Вам не кажется, что это – утопия? Ведь реальность такова, что Казахстан – нефтяная страна, и сегодня основная доля ВВП формируется за счет продажи сырьевых ресурсов.
- Да, вы правы – это реальность сегодняшнего дня нашей экономики. По-прежнему мы сидим на нефтяной игле и задаемся вопросом «нефть - это манна небесная или проклятье дьявола?». Но рано или поздно ситуация должна измениться.
Ведь почему мы не смогли за 20 лет отойти от сырьевого сектора экономики? Это связано с тем, что в Казахстане существует ряд объективных ограничений для развития малого и среднего бизнеса. Поэтому, на мой взгляд, требуется новая экономическая политика, которая бы взаимодополняла существующие программы и стратегию ускоренной модернизации.
- У вас есть какие-то предложения по этому вопросу?
- Конечно! Вместо того чтобы строить новые предприятия (хотя их строить тоже необходимо!), можно увеличить внутренний валовой продукт за счет покупки акций ведущих мировых компаний. И таким образом, в казне появится доход.
То есть, пока строятся новые предприятия, можно использовать накопленные в Казахстане международные резервы. Они составляют примерно 40% ВВП страны. Инвестиции пятой их части, то есть 10 млрд. долларов, при доходности в 10% годовых, обеспечат эквивалент однопроцентного прироста в год, что весьма существенно в условиях кризисного и посткризисного развития.
- И тогда малый и средний бизнес смогут успешно и ускоренными темпами развиваться?
- Не все так сразу (смеется). Да, действительно, ряд проблем, связанных с развитием предпринимательства в целом, в стране решен. Сейчас уделяется внимание вопросам по устранению административных барьеров. Существует концепция по разрешительной системе. Создана программа инвестиционного развития, отраслевые программы. Ряд других программ, связанных с такими важными вопросами как финансирование на льготных условиях реальных секторов экономики. С оказанием бесплатных консультационных услуг, операторами которых являются общественные организации, консалтинговые компании. То есть, процесс в целом неплохой. Но…
- Как всегда, есть «но». И в чем же оно, по-вашему, заключается?
- Сегодня зримо ярко существует проблема, связанная с влиянием финансово-промышленных групп на законодательство. Закон играет в пользу крупных лобби, а представителей малого и среднего бизнеса в парламенте нет. Мнения малого бизнеса в рабочих группах практически не учитывается. Поэтому сбалансированного предложения для всех участников рынка нет.
- А если бы представители малого и среднего бизнеса все же «прорвались» в парламент? Какие предложения по улучшению условий для себя они внесли бы в первую очередь?
- Проблем множество. Но в первую очередь – это административные барьеры. Еще - отсутствие бесплатной юридической базы для малого предпринимательства, а также устрашающий рост нормативно-правовых актов, регулирующих бизнес, которые впоследствии этот самый бизнес разрушают. Регулировать бизнес можно тогда, когда он уже создан, когда его много. А когда его нет, что его регулировать?
- А о каких именно административных барьерах идет речь? Приведите примеры…
- Сколько угодно. В странах Европы существует от 10 до 20 лицензий на разные виды деятельности. В штате Дакота США вообще никаких лицензий нет, и это делается для того, чтобы бизнес развивался. У нас их было более тысячи - с видами и подвидами. На сегодняшний день их осталось порядка 353, но и они до конца не решены.
Административные, технические барьеры в нашей стране отнимают время и силы. Пример: для того чтобы построить маленький завод, нужно не менее трех лет, средний – пять лет, большой – семь. И то, при условии, что предприниматель пользуется «крышей», поддержкой акима и т.д. Но, позвольте, за то время, что будет строиться завод, его продукция уже будет неконкурентоспособной, ведь время и прогресс не стоят на месте!
- А коррупция входит в число проблем малого и среднего бизнеса?
- При возникновении бизнеса не существует никакой коррупции. С точки зрения коррупционера начинающий предприниматель не представляет никакого интереса, потому что он еще не заработал денег и не похож на «дойную корову». «Дойка» начинается со среднего бизнеса, потому что ему надо развиваться.
У среднего бизнеса сильная мотивация к саморазвитию. А для этого нужна земля, надо купить здание, нужна инфраструктура – вода, тепло, газ, электроэнергия. И все это стоит денег. Для того, чтобы развиваться среднему бизнесу, надо знать, кому давать и сколько.
- Если я правильно поняла, есть проблемы общие для малого и среднего бизнеса, а есть частные, отдельно – для малого, отдельно – для среднего. Это так?
- Да. И это происходит от того, что у нас законы не работают, поскольку нет мониторинга их влияния на тот или иной сегмент рынка. Один и тот же закон хорош для большого бизнеса, но плох для малого. Потому что большой бизнес стремится к монополии, средний бизнес работает в конкурентной среде.
А малый бизнес – это просто способ выживания. Приобретение навыков, создание рабочих мест и подготовка к тому, чтобы вступить в следующую стадию – в средний бизнес. На первом этапе предприниматель просто выживает и кормит себя и свою семью.
- А для того, кто просто выживает и кормит свою семью, существует какая-то поддержка государства? Скажем, те же льготные кредиты и т.д.
- Для начинающего бизнеса никаких льгот не существует. Абсолютно. Начинающим предпринимателям, или так называемым start-up, никто не создает льготных условий. Например, освобождения от уплаты налогов в течение первых 2-3 лет.
Ставка, в свое время сделанная на модные «бизнес-инкубаторы», особых результатов не принесла. Сегодня инкубаторы не рождают малый бизнес. Инкубаторы сами по себе, а возникновение малого бизнеса само по себе.
- А бизнес-инкубаторы еще существуют?..
- Да, существуют в разных областях, но про них попросту забыли. В часть инкубаторов вложили значительные деньги, но никто с этим до конца не разбирается – куда утекли деньги и насколько они были эффективны, в чем причина их неэффективности, и что необходимо сделать, чтобы создать мотивацию и для бизнеса, и для самих инкубаторов, чтобы они развивались, способствовали становлению малого бизнеса в Казахстане.
- А те государственные средства, которые сегодня выделяются на поддержку малого и среднего бизнеса, - насколько они доходят до конечного адресата?
- Сегодня есть несколько вещей, на которые необходимо обратить внимание при реализации государственной программы финансовой поддержки предпринимателей по перечню, который определен правительством. Я имею в виду реальный сектор экономики, прежде всего. Для того чтобы успешно реализовать проект, необходимы проектные менеджеры. А в стране сегодня объем таких специалистов составляет около 5 тысяч человек. Отсутствие специалистов приводит к тому, что бизнес при получении льготных финансовых ресурсов начинает спотыкаться.
- С чего, по-вашему, нужно начать процесс по улучшению условий для развития малого и среднего бизнеса в Казахстане?
- Мы предлагаем, во-первых, создать комитет по малому и среднему бизнесу в составе министерства экономического развития и торговли с целью мониторинга отрицательного влияния нормативно-правовых актов на развитие малого и среднего предпринимательства.
Во-вторых, ежегодно предоставлять президенту страны белую книгу о развитии предпринимательства. В этой книге должны быть самостоятельные и независимые разделы: отчет правительства, мнения национальных ассоциаций, предложения отраслевых ассоциаций (легкой промышленности, машиностроительной и т.д.), предложения региональных ассоциаций, отчеты международных организаций, рейтинги, связанные со свободой предпринимательства в Казахстане. Тогда до главы государства дойдет и официальная точка зрения, и независимая.
Еще, на наш взгляд, необходимо объединить все нормативно-правовые акты в единый кодекс о предпринимательстве. А также, как нам кажется, необходимо создать бесплатную электронную базу законодательства для предпринимателей и граждан с целью повышения правовой культуры, распространения правовых знаний. Таким образом, мы нейтрализуем общий объем административных правонарушений.
И тогда это будет не подарок от государства, а четкая линия, направленная на устранение объективных и субъективных барьеров для распространения правовых знаний.
- Как вы считаете, когда в нашей стране доля малого и среднего бизнеса в экономике Казахстана будет такой же, как в тех странах, где нет нефти?
- В среднесрочной перспективе, я думаю, лет через 25 мы придем к такому пониманию. И тогда наш бизнес – малый и средний – будет составлять 40% от ВВП.
Айдана АХМЕТОВА, Матрица.kz, Караганда
Просмотров материала: 3 920