Экономист, публицист и блогер Бекнур Кисиков – человек, который знает о франчайзинге все. Во многом именно благодаря его усилиям в Казахстане появляются известные продуктовые, вещевые и многие другие бренды. «Свобода Слова» поговорила с президентом Евразийской ассоциации франчайзинга о бандитизме 90-х, современных продажах, рынке франшиз и гуманизме.
Источник: Свобода Слова
Ох, нелегкая это работа
- Бекнур, летопись гласит, что вы когда-то работали каменщиком. Наверное, это было в далекой юности?
– Так мы же жили в пролетарской стране и гордились этим! Я физического труда вообще не чурался. Занимался боевым самбо, работал еще и грузчиком, был членом отряда комсомольцев особого действия, который боролся со всякими неформальными группировками. Мы патрулировали улицы, охраняли дискотеку ЦПКиО, бегали по всему парку за ворами и разбойниками. Тогда были четкие понятия районов с такими же «четкими пацанами».
- Каким же добрым ветром вас занесло на филологический факультет?
– Я собирался на юридический или экономический, но туда конкурс был адский, чуть ли не 50 человек на место. Поэтому я подал документы на филфак и прошел благодаря сочинению на тему: «Легко ли быть молодым». Я как начал писать про крах наших идеалов, про переоценку ценностей, даже привел цитату из поэмы Бунина. Как я разливался (смеется)! Получил высокую оценку и поступил без всякого блата. Однако заниматься писательской деятельностью в 90-е годы стало просто невозможно, и я все-таки ушел в экономику, а точнее, в торговлю. Продавал товары народного потребления: бритвенные принадлежности, сигареты, сладости, оборудование.
- Во времена дефицита, наверное, продавать было легко?
– Я считаю, что продавать нелегко в любые времена. Любой человек должен уметь это делать, потому что все мы в этой жизни что-то продаем: свои руки, свою голову, услуги, возможности. Но если говорить о продажах 90-х, то они были хаотичными. Сейчас разработана структура продаж, имеются учебники, инструкции.
Но мне тогда нравилось продавать больше, чем сейчас, потому что интересно было учиться, и рынок не был таким загруженным, как сейчас, товары уходили влет. Проблема была с курсом доллара. То, что в этом году произошла корректировка курса тенге, это ерунда по сравнению с гиперинфляцией 90-х годов, когда он прыгал каждый день. Зато народ тратился больше, потому что деньги не стоили ничего. А в наше время, чтобы кому-то что-то продать, нужно очень сильно постараться.
- Вы рэкетирам в руки попадались?
– Было дело, естественно. До 1996 года была высока вероятность неформального метода решения проблем. Я стоял в 1991 году в одном из первых «комков» на Гоголя – Сейфуллина, так бандиты приходили каждый день. У каждого магазина была своя «крыша», которая решала эти вопросы. Я первое время боялся, а потом привык, относился к ним, как к рыночному механизму. Хотя это неприятно, особенно для студента филологического факультета, воспитанного на высоких идеалах (смеется). Но потом все постепенно пошло на спад, рынок стал цивилизованным.
- Эволюция от «комка» до огромного супермаркета и онлайн-продаж происходила на ваших глазах. Когда появились первые онлайн-магазины?
– Совсем недавно, в середине 2000-х. Но они даже сейчас не совсем развиты. Казахстанцы все-таки больше любят товар рассмотреть, потрогать, понюхать, прежде чем совершить покупку. Онлайн можно купить, например, упаковку писчей бумаги: ее же не надо нюхать. А если это одежда, обувь, гаджеты, то это совсем другое дело.
- Вернемся к началу вашей экономической карьеры. Что в 90-е годы покупали лучше всего?
– Вы не поверите, табачные изделия и алкоголь. Зато очень трудно было продавать сладости, вещи стоимостью выше средней. Челночники ездили в Турцию, Китай, ОАЭ и привозили вещи оптом. Что хорошо покупали, так это бытовую технику: телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры с большими мониторами. Причем люди не знали, как работать на компьютере, но тем не менее брали, надеясь, что это улучшит их жизнь.
Машины раскупали отлично. Еще замечу, что в то время все пытались обрасти импортными товарами. А сейчас менталитет изменился, люди предпочитают покупать товары местного производства. Увидите, скоро все на наших машинах начнут ездить! Причем предпочтение будут отдавать малолитражкам. Ситуация с бензином не радует, да и не эргономичны большие машины.
- Наш менталитет может измениться, вы действительно так считаете?
– Обязательно! Вы думаете, в Европе не покупали большегрузки? Еще как покупали, просто постепенно экономические реалии все это выровняли. 80% авто возят только одного человека. Так не должно быть. Министр энергетики Владимир Школьник недавно сказал, что удобнее было бы, если б соседи как-то кооперировались между собой и добирались в один район вместе. Так и экономия бензина налицо, и дороги разгружаются.
Его слова многие в обществе осудили, но на самом деле в Казахстане этот вопрос давно обсуждается. На Западе это очень практичная и популярная идея. Можно также нанять одно такси на троих-четверых человек. Еще один выход: работать из дома. Если все эти системы продумать, город основательно разгрузится.
Тысяча и одна франшиза
- Бекнур, поговорим о нынешнем направлении вашей деятельности. Сколько в Казахстане сегодня франшиз?
– К цифрам я отношусь аккуратно. Статистика неконкретная, некоторые данные приходится считать «вручную». Думаю, работает около 350 франчайзинговых систем, некоторые из них содержат зонтичные бренды. Наибольшие обороты имеют Coca-Cola, Pepsi, отель «Интерконтиненталь», отель Rixos, компании «Баскин Роббинс», «Бургер кинг».
- Почти один фастфуд…
– Поверьте, его излишне демонизируют. У нас на улице и самсу едят, и пирожки жареные. Думаете, они полезные? Но я согласен, фастфуд – тяжелая еда. В Европе и Америке становится популярным вегетарианский фастфуд: зелень, соевое мясо. Но в первую очередь люди идут за привычными гамбургерами.
- Самая популярная франшиза – это…
– «Макдональдс», конечно. Классический, академический бренд. У нас его пока нет. Постоянно приходят бизнесмены и выражают желание приобрести эту франшизу, буквально каждый третий. Однако американцы почему-то не заинтересованы в выходе на наш рынок.
- Какой минимальный бюджет нужно иметь, чтобы приобрести франшизу?
– За 2000-3000 долларов можно купить право на открытие какого-то лотка или маленького магазинчика, ну и плюс инвестиции. Есть даже бесплатные франшизы, но там цена входит в сам товар. Франшиза очень хороша для новичков в бизнесе: так им проще в него войти. Франчайзер (продавец франшизы) берет франчайзи (ее покупателя) под свое крыло, обучает всем премудростям дела. Чем создавать стартап, который никто не знает, лучше купить уже устоявшийся бизнес.
- Назовите слабые места казахстанского бизнеса.
– Если сравнивать современный рынок с рынком 10-летней давности, то стало меньше так называемых понтов, и это радует. Основная проблема до сих пор – это идея. Тех, кто может создать хорошую идею, единицы, а даже если они что-то и создадут, то упаковать и продать не могут.
Вторая сложность – отсутствие информированности. Мы ориентируемся на то, что нам покажут, сами ничего не ищем. Казахстан – рынок готовых предложений. А я считаю, что нужно самим искать и находить те проекты, которые будут интересны: ездить по миру, копаться в интернете.
И наконец, третья проблема: нет хороших программ по финансированию франчайзинга и особенно стартапов. Помощи государственного фонда «Даму» пока недостаточно. А банки в основном кредитуют проекты, где заложена большая прибыль.
В то же время отмечу, что государство не должно заниматься абсолютно всем, у него не хватит на это рук. Просто должно прийти время, когда банкам будет выгодно финансировать мелкие проекты. Пока что это такие короткие деньги… Частные инвесторы если и вкладывают средства, то в крупные начинания, для малого бизнеса практически ничего нет. А ведь в развитых странах акцент делается именно на него. Международный франчайзинг – это на 80% малый и средний бизнес.
- В заключение нашей беседы отойдем от бизнеса. Бекнур, что вас беспокоит, как человека, гражданина страны?
– Мало стало человечности, духовности и гуманизма. Нас испортила суета. Возможно, это синдром большого города: людей очень много, и все равнодушны друг к другу, зациклены на коммерции. Мало в обществе авторитетов, которые могли бы показывать нам: вот так надо жить, вот так правильно поступать.
В советское время таковыми являлись писатели, режиссеры – словом, творческая интеллигенция. Она возводила духовный фундамент. Сейчас, если и осталась интеллигенция, она разобщена, и ей не до учений. Кто герой нашего времени? Человек очень обеспеченный. А то, что он, возможно, лишен всяких моральных принципов, никого не беспокоит. «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Видите, я снова вернулся к экономике. Человечность, гуманизм, духовные скрепы – вот лучшие инвестиции всех времен и народов.
Просмотров материала: 2 114