"Обращение к организаторам «языковых патрулей» в Республике Казахстан
Уважаемые соотечественники!
К сожалению, в ходе проведения вами «языковых рейдов» возникли эксцессы, и ваша акция вызвала неоднозначную реакцию в обществе.
В целом поддерживая ваше стремление защитить права и интересы казахскоязычных граждан Казахстана, хотел бы дать несколько советов, чтобы придать вашей деятельности большую правовую обоснованность и лояльность со стороны большинства сограждан.
Нужно ли вообще что-то делать, чтобы решить проблему казахского языка в нашей стране?
Если вы озабочены положением казахского языка в Республике Казахстан, если вы считаете, что государственный язык в нашей стране недостаточно развит, и его носители ущемлены в своих правах при получении услуг, то, как сознательные граждане, вы можете и должны защищать свои законные интересы. Замалчивать проблему и копить недовольство целого пласта наших сограждан нельзя.
Имеете ли вы право организовывать «языковые рейды»?
Я не советую вам организовывать какие-то специальные мероприятия и называть их рейдами, патрулями и т.д. Такая активность может быть расценена как присвоение функций государства и как деятельность незарегистрированных в установленном порядке общественных объединений, за что вас могут привлечь к административной ответственности согласно статье 489 Административного кодекса.
Но никто не запрещает вам просто приобретать товары и получать услуги в различных заведениях, как это происходит в обычной жизни, и при этом снимать на видео каждый факт несоблюдения продавцами требований закона.
Имеете ли вы право делать видеосъемку подобных фактов?
Да, вы имеете право делать видеосъёмку фактов нарушения закона.
Сотрудники заведений, которые вы посещаете, могут выражать своё недовольство тем, что вы снимаете их в своих репортажах, и ссылаться при этом на статью 145 Гражданского кодекса Республики Казахстан, где сказано, что никто не имеет права использовать изображение какого-либо лица без его согласия.
Однако в той же 145 статье Гражданского кодекса написано, что такого согласия не требуется, если это установлено законодательными актами.
А другим законодательным актом, в частности законом Республики Казахстан «О средствах массовой информации», в пункте 1-1 статьи 14 указано, что съёмка лиц разрешается, если использование изображаемого лица осуществляется в целях защиты прав и свобод человека.
В данном случае мы, как раз, имеем случай, когда, вы делаете эту съемку для защиты своих законных прав и интересов (при этом учтите один важный момент: съёмку ни в коем случае нельзя делать скрытно; скрытая съёмка прямо противоречит части 4 статьи 78 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан и не может быть использована как доказательство в суде).
Кроме того, статья 24 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» запрещает продавцу ограничивать права потребителей применять фото-, видеосъемку.
Обязаны ли сотрудники негосударственных организаций Республики Казахстан обслуживать своих клиентов на государственном языке?
Да, обязаны.
Согласно статье 7 Конституции Республики Казахстан государственным языком в нашей стране является казахский язык.
Согласно статье 8 закона Республики Казахстан о языках «в работе негосударственных организаций используются государственный и, при необходимости, другие языки». Таким образом, предполагается, что в любой негосударственной организации граждан должны обслуживать на казахском языке по умолчанию, а на других языках – при необходимости.
Кроме того, в тексте данной статьи применён союз «и», а не «или». Это значит, что в любой негосударственной организации граждан должны обслуживать и на казахском, и на других языках (например, русском), а не на одном из них на выбор услугодателя. Следовательно, потребитель имеет право сам выбирать, на каком языке ему получать услугу, поэтому вы имеете право требовать оказания вам услуг на казахском языке.
Также и пункт 1 статьи 24 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» гласит, что продавец обязан предоставить информацию о товаре (работе, услуге) на казахском и русском языках. В этом законодательном акте также применён союз «и», а не «или», что даёт право любому потребителю требовать предоставления ему информации на любом из этих двух языков на его выбор.
Имеют ли право сотрудники организаций сфер обслуживания говорить на русском языке?
Да, безусловно имеют право. Любой гражданин Республики Казахстан имеет право говорить на любом языке мира, никто не может запрещать ему это, поэтому вы не должны препятствовать продавцам, официантам, консультантам и так далее говорить на русском языке. В этом случае вы сами нарушаете закон и ущемляете права других граждан. Вы имеете право только требовать обслуживания вас на казахском языке. Не переходите эту грань, чтобы не превратиться из правозащитника в правонарушителя.
Ваша деятельность не должна быть направлена против использования русского или какого-либо языков в нашей стране. Ваша деятельность должна быть направлена только на защиту вашего права получать услуги в Республике Казахстан на казахском языке. Ничего больше!
Должны ли вы предъявлять свои требования об обслуживании вас на казахском языке услугодателям какой-то конкретной национальности?
Ни в коем случае! Ваши требования не должны быть связаны с национальностью человека, который вас обслуживает.
Согласно пункту 2 статьи 14 Конституции Республики Казахстан любая дискриминация по национальному, расовому, половому признаку запрещена в нашей стране. Такие действия прямо предусмотрены статьей 145 Уголовного кодекса Республики Казахстан и наказываются штрафами, исправительными работами и даже арестом.
Кроме того, статья 174 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за разжигание национальной, расовой, розни, за оскорбление национальной чести и достоинства, пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к национальной, расовой принадлежности.
Поэтому ваши действия ни в коем случае не должны быть направлены против лиц какой-то определенной национальности. Ваша цель не борьба с русскими или представителями любой другой национальности. Ваша борьба направлена на защиту вашего права получать услуги в Республике Казахстан на казахском языке. Ничего больше.
Можете ли вы во время съемки критиковать лиц, не владеющих государственным языком, оскорблять их, использовать нецензурную лексику, применять физическую силу?
Ни в коем случае! Знание вами казахского языка не даёт вам право проявлять своё превосходство над людьми, не владеющими казахским языком. Вы не знаете этого человека, не знаете причин, по которым он не владеет казахским языком. Поэтому оскорблять, унижать и бить такого человека нельзя ни в коем случае. Вы должны только зафиксировать сам факт нарушения ваших прав. Если же вы будете вести себя агрессивно и нарушать чужие права, то вы из правозащитника превратитесь в правонарушителя и сами будете наказаны согласно законам Республики Казахстан.
Имеете ли вы право требовать, чтобы человек, не владеющий казахским языком, покинул нашу страну?
Ни в коем случае! Согласно статье 12 Конституции Республики Казахстан все граждане нашей страны имеют равные права, независимо от национальности, вероисповедания, политических взглядов и так далее. Никто не имеет права прогонять другого гражданина из этой страны. Даже преступников. Законопослушный гражданин имеет право только защищать свои права и требовать их соблюдения всеми доступными законными способами.
Имеете ли вы право принуждать лиц, которые не смогли оказать Вам услуги на казахском языке, к публичным извинениям?
Нет, не имеете права. Вы можете взывать к их совести, к их гражданской ответственности и можете их призывать к извинениям, но принуждать, то есть применять физическую силу или угрозы, вы не имеете никакого права. Любое применение силы, шантаж и угрозы противозаконны и дают основание вашим оппонентам привлечь вас же самих к уголовной ответственности.
Можно ли требовать знания казахского языка от любых граждан на улицах Казахстана?
Нет, нельзя. Граждане (и неграждане) Республики Казахстан имеют право разговаривать между собой на любом языке мира. Никто не может принуждать их разговаривать между собой на каком-то одном языке.
Вашей целью и не является заставить всех казахстанцев говорить на казахском языке.
Ваша конкретная цель – это защитить законное право казахскоязычных граждан Республики Казахстан получать услуги на территории нашей страны на государственном языке. Ничего больше. Поэтому вы можете требовать ответы на казахском языке на свои вопросы только в организациях, оказывающих вам услуги.
Какова конечная цель вашей деятельности?
Конечная цель вашей деятельности – добиться такого положения дел, когда в любой организации Республики Казахстан, оказывающей услуги неограниченному круг лиц, можно получить услугу на казахском языке.
Для этого вам нужно привлечь внимание общественности к ущемленному положению казахскоязычных граждан, которые в своей стране не везде могут получить услугу на государственном языке. Ваши видео, размещённые в социальных сетях, призваны создать общественный резонанс.
Кроме того, вам нужно направлять свои записи на официальный адрес местного исполнительного органа на сайте e-gov.kz, так как согласно пункту 3) статьи 25-2 Закона «О языках» именно он обязан принимать меры административного воздействия по каждому конкретному случаю нарушения закона о языках".
Марат Толибаев, предприниматель
Сказано в facebook.
Просмотров материала: 969