Выборы – это не только единственная для отдельных партий причина активизироваться, но и время больших и малых, так называемых, «косяков и проколов». Если одни это делают по незнанию, то другие (знающие) используют современные технологии, ну, в совершенном извращенном виде, причем, полагая, что пользователи – это пришельцы из мезозоя, которые совсем не понимают что такое соцсети.
Иногда все это накладывается друг на друга и получается такая «мусорная корзина», что язык не поворачивается называть ее SMM-деятельностью в предвыборный период. В этом мы убедились, проведя очередной мониторинг мониторинг страничек руководителей партий.
Безусловным лидером рейтинга (1 декабря 2020 – 10 января 2021) стал Первый заместитель председателя партии Nur Otan Бауыржан Байбек. Обе его странички показали высокие результаты. Вторым, неожиданно, несмотря на, пардон, бездарную, на мой взгляд, SMM-стратегию стал Али Бектаев. Третий – руководитель Народной партии Айкын Конуров.
Если ноябрьский рейтинг страничек первых руководителей партий обозначил хоть какую-то интригу (аульчане и народники вплотную приблизились к лидеру – Б.Байбек), то в декабре всё стало на свои места. Возможно, ноябрьская позиция представителя партии власти была некой «фишкой», своего рода тактикой усыпить бдительность, но в декабре Бауыржан Байбек взял высокий старт и на крейсерской скорости ушел от преследователей и уже к финишу пришел с большим запасом.
Что касается оппонентов, то страничка лидера Народной партии А.Конурова функционирует давно и с приличным контентом. Она достаточно стабильна, хотя показатели не такие высокие.
А вот страничка первого руководителя партии «Ауыл» Али Бектаева в Фэйсбуке начала полноценно работать лишь в ноябре. Инстаграм-страничка вообще находится в режиме профиля, а не бизнес-странички. Это снова камень в огород так называемых SMM-щиков. Ранее она изобиловала лишь перепостами материалов сторонних пользователей, о качестве которых трудно судить. В ноябре-декабре, судя по всему, за дело взялись люди, близкие к SMM-деятельности – это было отчетливо заметно. Но, к сожалению, кроме как увеличения количества постов у специалистов (на наш субъективный взгляд) ничего не получилось. А большое количество реакций пришлось лишь на видеоматериалы – это были лишь просмотры, которых в общем количестве реакций около 80%.
Особняком стоит страничка, вернее, аккаунт лидера партии «Адал» Серика Султангали. Он появился в соцсетях в октябре, но страничка в Фэйсбуке активизировалась лишь в ноябре. С началом декабря и запуском предвыборной гонки и до дня Х, лидер партии не опубликовал ни одного собственного поста – посты помощников на его же странице не в счет. Аудитория читает и обозревает месседжи отдельных партийцев, но только не самого лидера партии. Посему, мы обнуляем страничку руководителя партии – ноль по всем показателям.
Если отдельные пиарщики и SMM-специалисты считают, что это полноценный SMM, то нам придется умывать руки. А если к этому прибавить такие факты (скрины в Фэйсбуке), как комментарии под постами первых руководителей партии «АДАЛ» от десятков аккаунтов из стран Юго-Восточной Азии и прочих неблизких земель, то можно ставить вопрос и о чистоплотности этих же горе-спецов по SMM и пиарщиков.
Кроме того, стоит отметить присутствие еще одного лидера – партии «Акжол», правда, в Телеграме. Интересно, что если ранее число его подписчиков составляло 367 пользователей (на утро 19 октября), на начало ноября число подписчиков составило 8 800. Собрать за 11 дней 8500 подписчиков – это очень сомнительно, а за весь ноябрь прибавилось лишь 1900. А вот в декабре-январе число подписчиков уменьшилось и на сегодня составляет 8300.
Азат Перуашев не попадает в наш рейтинг, так как мы используем данные самых популярных в Казахстане соцсетей Фэйсбук и Инстаграм.
Вместе с отказом партии ОСДП участвовать в выборах, активность ее лидера Асхата Рахимжанова практически прекратилась – в декабре всего лишь три поста, и совсем не о выборах. Это всё, что можно говорить об оппозиции в нашей стране.
Снова приходится отмечать важность личного присутствия лидеров и заместителей политических партий в соцсетях, но у каждого руководителя свое понимание на сей счет. Если одни из них работают системно (в данном случае это лидеры NurOtan и НПК), то у других этого нет и, соответственно, говорить об эффективном использовании технологий и алгоритмов соцсетей не приходится.
Отметим также сразу, что Лидер партии Nur Otan, Елбасы Нурсултан Назарбаев изначально не рассматривался в числе объектов системы мониторинга партийных руководителей, поскольку является надсистемным игроком партийно-политического поля партии конституционного большинства, определяющим главную стратегию партии Nur Otan и поэтому являющегося политическим игроком вне конкуренции.
Методика рейтинга проста – как и в рейтингах официальных страничек партий и региональных филиалов. За каждое место дается один штрафной балл, а итоговое место выводится по сумме всех штрафных баллов – чем меньше баллов, тем выше место.
5-е место - Серик Султангали (АДАЛ)
Лидер партии, переименованной из «Бірлік» в «АДАЛ», Серик Султангали впервые попал в обзор в октябре, но материалов по партийной тематике (да любой другой) в октябре не было опубликовано, а собственная фотография появилась лишь в середине ноября.
В декабре-январе, как мы уже отметили выше, не было опубликовано ни одного собственного поста. Может быть, поэтому (или в том числе) партия набрала меньше всего голосов на выборах. Ведь, казахстанцы, несмотря ни на что, все же обращают внимание на персону лидера, особенно, на выборах.
Рис.1 Пост, который запомнился в самом начале предвыборной гонки
4 место – Асхат Рахимжанов (ОСДП)
Отказ ОСДП от участия выборах, судя по всему, и стал поводом для прекращения активности ее лидера Асхата Рахимжанова в социальных сетях. Стоит отметить, что и ранее он не отличался мегаактивностью – самый популярный пост таки остался единственным – о переносе съезда партии еще в октябре. Мы уже не надеялись на то, что в декабре будет какая-то активность, но три собственных поста ставит лидера ОСДП выше адало-бирликовца в декабрьском рейтинге.
Рис 2. Пост, который набрал больше реакций
3 место – Айкын Конуров (НПК)
Лидер бывших народных коммунистов Айкын Конуров, несмотря на его старания, причем не самые худшие, занимает лишь третье место в нашем рейтинге. Похоже, не хватило ресурсов, о чем мы писали в ноябрьском обзоре, чтобы перещеголять лидера партии «Ауыл». Но стоит отметить системность работы на страничке в соответствии с самыми базовыми требованиями социальных сетей.
Рис 3. Наибольший интерес вызывали посты о насущном – о жилье
2 место - Али Бектаев (Партия «Ауыл»)
Второе место, как уже отмечалось осталось за лидером партии «Ауыл» Али Бектаевым. В трех последних обзорах мы писали: «Какой политической близорукостью надо обладать, чтобы размещать на своем аккаунте рекламу кандидата на праймериз партии Nur Otan!». И такая практика продолжилась и в предвыборный период.
Но больше всего было материалов от самых разных авторов, возможно, и членов партии, включая критику оппонентов, особенно, NurOtan, тем самым увеличивая присутствие символики конкурентов на своей страничке. Страничка лидера партии продолжала быть некой стенгазетой образца позднего СССР, и SMM-ом здесь совсем не пахнет. Куда смотрели SMM-щики и зачем потратили столько денег на такую иммитацию политической борьбы – непонятно!
Рис 4. Члены партии «Ауыл» критикуют NurOtan
В то же время отметим, что страничка А.Бектаева набрала большое количество реакций, но, к сожалению 80% из них - лишь просмотры партийных и прочих видеоматериалов. Может быть, поэтому финальные цифры ЦИК совсем не утешили аульчан?!
1 место – Бауыржан Байбек (Nur Otan)
Первый заместитель председателя партии Nur Otan финишировал практически в одиночестве. Об этом свидетельствуют показатели, кроме разве что, количества месседжей, которые обычно мало что решают. Ведь во главу угла мы ставим качество контента, который может быть оценен лайками и комментариями, которых у Б.Байбека около 160 000.
Рис 5. Динамика средних показателей по реакции
Рис 6. Наиболее популярные посты в Инстаграме – 4-5 тысяч реакций на пост
Распределение мест в рейтинге руководителей партий в социальных сетях не менялось с самого начала мониторинга страничек руководителей партий. А в декабре активность лидера партии «Ауыл» А.Бектаева позволила ему оттеснить народника А.Конурова на третье место.
Мы надеялись, что в борьбу активно включится лидер партии «АДАЛ» с его ресурсами. Но, но по всей видимости, его подвела команда, или же это какие-то непонятные нам причины.
А лидерство руководителя партии власти Бауыржана Байбека трудно оспорить – об этом свидетельствуют сухие цифры. И, наверняка, он внес немаленькую лепту в общую победу на выборах.
Всем успехов, а отдельным партиям и руководителям пожелаю не отлеживаться от выборов до выборов, а брать пример у NurOtan. Только стабильная и системная работа может принести успех, и особенно, в социальных сетях.
Серик Мамбетов, руководитель проекта «Рейтинги»
Просмотров материала: 749