Внешняя политика Казахстана и его место в сложной международной обстановке - это основная тема нашей беседы с одним из ведущих политологов страны. Впрочем международная проблематика зачастую перекликается и с внутренними политическими процессами. Об этом и не только в традиционно откровенном разговоре с политическим аналитиком Султанбеком Султангалиевым.
- В 2018 году Казахстан становится председателем Совета безопасности Совета безопасности ООН. Каким образом Казахстан в данном высоком статусе может положительно повлиять на ситуацию в мире?
- Реально повлиять, конечно, Казахстан не сможет, так как мировая политика делается не в коридорах морально и политически обветшавшей ООН. Однако в условиях продолжающегося напряжения в международных отношениях объективная и здравомыслящая позиция нашей страны найдет понимание и поддержку многих стран мира. Главное, не бояться её озвучить (чем грешат многие государства), и Казахстан не побоится это сделать.
В первую очередь, глобальной проблемой является распространение международного терроризма и религиозного экстремизма. К сожалению, политические круги Запада стремятся до сих пор использовать международный терроризм как инструмент продвижения своих интересов в некоторых регионах. Это очень опасная игра, в которой кукловоды могут стать не только ведомыми своими, как им кажется игрушками, но и первыми жертвами затянувшейся авантюры.
Нас, как евразийскую страну, конечно же, интересует и мирное разрешение конфликтных очагов на Донбассе и Нагорном Карабахе. Полагаю, что Казахстан, пользуясь статусом председателя Совета безопасности ООН и, кстати говоря, еще и председательством в ОДКБ в 2018 году, придаст новый импульс поиску приемлемых вариантов урегулирования затянувшихся кризисов. Тем более, что формат «Минск-2» окончательно исчерпал себя, а переговоры по Нагорному Карабаху зашли в тупик и находятся в замороженном состоянии.
- На горизонте пока еще не видно конца противостоянию России и Запада. Существуют серьезные опасения, что антироссийские санкции скажутся и на ближайших союзниках Москвы-Минске и Астане.
- Антироссийские санкции - это инструмент Вашингтона, прежде всего в сфере экономической конкуренции. Сомневаюсь, что в Белом доме действительно надеются, что санкции способны оказать весомое влияние на исход президентских выборов в России в 2018 году. Подобная политика Запада продолжится и дальше, но в странах Европейского союза все чаще говорят о непродуктивности санкций и необходимости их постепенной отмены.
Собственно, я считаю, санкции отличным катализатором развития российского товаропроизводства и очень жаль, что наши казахстанские производители не сумели воспользоваться благоприятной конъюнктурой для продвижения отечественных товаров на российский внутренний рынок.
Что касается последствий санкций для Казахстана, то они заключаются только в общем состоянии российской экономики, которое уже сумело преодолеть период упадка и в мировых ценах на нефть, которые тоже сейчас закрепились на стабильном уровне, а соглашение стран ОПЕК и не-ОПЕК о сокращении добычи нефти способно даже пусть и несущественно, но повысить цены на этот важный энергоресурс.
Мы тесно работаем с подлинными хозяевами Америки - транснациональными корпорациями, а они никогда не допустят ударов по собственной прибыли, так что и нефтепроводам по которым течет на экспорт нефть, добытая в Казахстане, ничего не угрожает.
На мой взгляд, нам не следует особо заморачиваться антироссийскими санкциями и тем более не искать в них традиционное оправдание ухудшающемуся экономическому развитию собственной страны, а проводить продуманные реформы и переформатировать систему государственного управления.
- У нас есть опыт собственного противостояния, во многом неожиданного - это резкое ухудшение отношений с Кыргызстаном. Насколько долго продлиться такая ситуация в отношениях между нашими странами? Вроде как наметилась оттепель?
- Полагаю, что она уже заканчивается. И дело даже не в подписанной «Дорожной карте», а в том, что конфликт не нужен никому - ни нашим народам, ни нашим элитам, ни нашим союзникам и партнерам по ЕАЭС, ШОС и ОДКБ. И извлекать уроки из этого конфликта нужно всем, в первую очередь нашему, МИДу, который своим непрофессионализмом дал повод Атамбаеву запустить механизм скандала.
Поясняю, что например, узбекский президент встретился с тремя основными кыргызскими кандидатами и никаких претензий со стороны официального Бишкека не последовало и не могло последовать, так как политкорректность была соблюдена. У нас же с пренебрежением отнеслись к политическому этикету и дали аудиенцию только Бабанову, что и вызвало резкое раздражение в лагере Сооронбая Жээнбекова, выплеснувшееся в эскападах Атамбаева. То есть, если говорить правду, мы, казахи, сами создали себе проблему на ровном месте, которую сейчас успешно решаем.
- Но что-то, как вы выразились, «эскапады Атамбаева» несколько затянулись. Ведь даже после победы Жээнбекова он продолжил свои выпады.
- А вот здесь уже вступил в силу, как я думаю, внешнеполитический фактор. В Сочи, на встречу лидеров ЕАЭС, кыргызского хулигана не допустили, но его «озорной свист» явно посчитали нелишним наши партнеры, озабоченные будущим страны, с которой имеют самую продолжительную границу.
- Неожиданно оживленную реакцию казахстанских пользователей социальных сетей вызвали события в Зимбабве, которые привели к отставке многолетнего лидера страны Роберто Мугабе. Казалось бы где мы, а где Зимбабве… И можно ли назвать ситуацию в Зимбабве революцией?
- Я сказал бы вам, где мы находимся вместе с Зимбабве, но в печатном варианте местоположение выглядело бы не совсем корректно. В Зимбабве случился элементарный государственный переворот, который произошел по причине борьбы за власть двух элитных группировок. Никакой революцией там естественно и не пахло, как и в случаях с Кыргызстаном и Украиной.
Причины успешности переворота заключались том, что Мугабе своими чудачествами, а так же воровством своего окружения буквально достал всех: и собственный народ, и часть правящей элиты, и мировое сообщество.
Еще одним фактором являлась психологическая усталость зимбабвийского общества от многолетнего правления одного человека. Оживленная реакция среди казахстанцев абсолютно понятна, тут как говорится, без комментариев.
Почему семью Мугабе не расстреляли, как например чету Чаушеску в Румынии, тоже вполне объяснимо - какой-никакой авторитет среди населения и исторические заслуги престарелого диктатора все же учитывались заговорщиками. Но более весомым в этом вопросе стала позиция могущественного южного соседа Южно-Африканской республики, президент, которой является другом и даже поклонником бывшего президента Зимбабве.
- Кстати, в истории суверенного Казахстана были судебные процессы по обвинению в попытке государственного переворота и некоторые лица даже были осуждены. Значит ли это, что и в нашей стране существует опасность насильственного захвата власти, которое может привести к сильнейшими социальным и политическим потрясениям.
- Вы поднимаете щекотливую тему от которой наши власти прячутся как тупые страусы от опасности… Предупреждаю, что этот материал могут настойчиво попросить снять с сайта, но, естественно, я вам отвечу. Во-первых, я сильно сомневаюсь в том, что Рахат Алиев действительно планировал дворцовый переворот.
Надо быть полным идиотом, чтобы надеяться удержать власть в своих руках после свержения действующего президента. А Алиев при всех своих достоинствах и недостатках идиотом не был, как и его окружение. Заговорщикам просто свернули бы шеи руками других казахстанских кланов либо прямым согласованным военным вмешательством наших партнеров -России, Китая и Запада.
Казахстан – это вам не Зимбабве - здесь тесно переплетаются политические и экономические интересы ведущих мировых держав и главное, что им необходимо - это сохранение политической стабильности в нашей стране и наличие надежного гаранта неприкосновенности их интересов.
Во-вторых, относительно дела Тохтара Тулешова я не соглашусь с теми, кто считает, что предполагаемый путч «пивного короля» - это дело сфабрикованное Комитетом национальной безопасности. Нюанс заключается в том, что к данному вопросу следует подходить с узколобой позиции бывшего бандита и незадачливого коммерсанта по уши погрязшего в долгах, которому терять по большому счету нечего.
Полагаю, что не государственный переворот в подлинном смысле этого значения, а вооруженное выступление действительно готовилось, но не против действующего президента (это было бы и абсурдно, и безнадежно), а на случай повторения «узбекского варианта»; и не с целью захвата власти, а с расчетом выторговать себе определенные блага и преференции.
- Вы серьезно считаете, что у такого вооруженного выступления были бы какие-то шансы на успех?
- Конечно. И весьма серьезные шансы. Вспомните, сумасшедшего алматинского стрелка, который поставил на уши весь город! А что будет, если в южный мегаполис войдет мятежно настроенная вооруженная часть, тем более, когда не станет единственного легитимного главы государства?
Даже Алматы захватывать не надо - достаточно подчинить себе областной центр и с этой позиции вести переговоры с истеблишментом, часть которого задрав штаны, трусливо побежит к самолетам. Я вам стараюсь передать легко читаемый алгоритм возможного путча, и он совершенно не лишен здравого смысла, особенно, если учитывать повсеместное раздражение населения ухудшением жизни, крайне низкий авторитет исполнительной власти, беспомощность, продажность и бесхребетность так называемой элиты.
Единственной панацеей от возможных нелегитимных поползновений является переход к реальному транзиту власти при сохранении в руках Елбасы ключевых механизмов контроля за развитием политических процессов. И эти механизмы законодательно уже созданы, общественное мнение уже давно готово к такому развитию событий и в высших эшелонах власти есть понимание ситуации и тех угроз, которые ожидаемо могут возникнуть в случае затягивания транзита. Но окончательное решение, естественно, за главой государства.
Записал Серик Мамбетов
Продолжение следует. Мы будем говорить о правоохранительных органах, Законе о СМИ, регулировании интернета, ну и, конечно, о переименованиях!
Просмотров материала: 8 042