В своем интервью заместитель председателя правления палаты предпринимателей «Атамекен» Эльдар Жумагазиев рассказал, как бизнес может реанимировать образование и взять на себя ответственность за человеческий капитал страны.
- Эльдар, поскольку вы много работаете с бизнесом, можете ли сказать, какие 5 недостатков больше всего отмечают работодатели по отношению к выпускникам ВУЗов, а также к текущему персоналу? На ваш взгляд по 10 бальной шкале, какой бал вы бы дали человеческому капиталу в Казахстане?
- Давайте я лучше дам ответ на реальных кейсах. Одну IT-компанию в Актобе привлекли на защиту дипломных работ студентов в одном из местных ВУЗов. Специалистов с рынка попросили дать оценку качеству выпускников. Компания протестировала 100 студентов-выпускников и по их мнению только 1 из них был готов для работы на рынке! У остальных 99 не было необходимых компетенций, фактически после бакалавриата они не были пригодны для работы.
Я понимаю, что при оценке существует определенная субъективность, но тем не менее это оценка рынка. 1 из 99! Это говорит о том, что система образования не работает реально с рынком труда. На мой взгляд, в этом заключается самая проблемная зона нашей системы. И сейчас на всех уровнях, к счастью, это понимание пришло. К примеру, недавно мы были на встрече с ректорами вузов с Министром Образования и первое предложение, которое мы как «Атамекен» инициировали - создание со стороны бизнеса рейтинга ВУЗов. Мы понимаем, что, возможны какие-то искажения и погрешности, но другого выхода или альтернативы у нас нет. Оценку обучения в том или ином высшем учебном заведении должен давать бизнес и работодатель.
Сейчас мы концептуально изучаем вопрос. К концу августа у нас будет этот рейтинг. Что он даст? Мы получим оценку качества обучения в университетах, на основе реального процента трудоустройств. Второе – у родителей появится ориентир, по которому можно будет определить в какой ВУЗ отдать ребенка, чтобы он с большей вероятностью нашел работу. Третье – появится ориентир для размещения государственного заказа. Если Министерство Образования видит топ-20 университетов, чьи выпускники показывают компетентность, то именно эти ВУЗы и нужно допускать к распределению грантов.
- По сути вы сейчас пытаетесь переформатировать систему образования, как раз таки развернув ее с идеологии плановой экономики, на рельсы капиталистической системы.
- Мы просто хотим сделать систему образования лучше, чтобы формировать качественный человеческий капитал. Для этого, кроме рейтинга ВУЗов, мы сейчас создаем пул экспертов рынка, которые смогут сделать скрининг учебного материала вузов и колледжей. Оценка практиков нужна для того, чтобы понять стоит учить что-то или уже не не имеет смысла и изучение какого-то материала – это потеря времени.
Рынок будет также выставлять требования к преподавателям. Это очень важно, чтобы преподаватели смогли пройти оценку практиков как профессионалы. И тогда, если на учебных материалах будет стоять штамп «Атамекен», то эти материалы будут вноситься в реестры МОН РК. Если материал не пройдет оценку практиков, то ВУЗ должен будет вкладывать в актуализацию и доработку программ. Это очень важная колаборация, чтобы сделать учебную программу максимально приближенной к реальности.
Во многих учебных программах слишком много академизма и естественно, что наши инициативы уже сейчас встречают сильное сопротивление академических специалистов. Это нормальный процесс, мы будем работать над тем, чтобы менять понимание таких специалистов.
- Фактически наши ВУЗы выпускают одинаковых штампованных выпускников, которые делают копипаст дипломных работ и не создают никакой добавленной стоимости в развитии человеческого капитала.
- Добавленную стоимость создает предпринимательство. Поэтому мы начали формировать Ассоциацию предпринимательских вузов. Сейчас в нее вошли порядка 20 ВУЗов. Чем они отличаются? В предпринимательском ВУЗе вы изучаете истории успеха и учитесь создать свою историю. К примеру, если в ВУЗе даются основы права, вам дают реальные кейсы, как защитится от произвола СЭС, полиции и т.д. Это знания прикладного характера. Если изучаете историю Казахстана, то изучаете почему тот или иной хан пришел к успеху, как он им стал, какие решения принимал. Если берешь основу экономики или финансов, то получаешь прикладные знания, как формировать бухгалтерию, как скринить своего бухгалтера и т.д.
Мы хотим, чтобы каждая дипломная работа выпускника была бизнес-планом, фактически старт-апом. И предпринимательские ВУЗы пойдут на это. Сейчас где-то 100 тыс. дипломных работ в год сдается в министерство образования, все эти работы – просто копипаст, это просто профанация. А если мы изменим идеологию с первого курса, студент будет знать, что в конце его ждет презентация бизнес-плана, который можно монетизировать. Тогда студенты изначально будут брать предметы, которые помогут в составлении своего бизнес-плана, появится цель выстраивать отношения с людьми, которые смогут помочь в этом и т.д.
При этом, на рынке постоянно появляются новые навыки, бизнес должен сигнализировать о них системе образования, и она должна воспринимать их нормально, создавая спрос на эти навыки среди университетов, а они уже в свою очередь тиражируют новые компетенции студентам.
Многие критикуют образование, но я хочу сказать, что наша отсталость может стать для нас всех огромным преимуществом. Благодаря технологиями и здравому смыслу мы сможем сделать сразу прыжок в будущее, и не проходить весь путь. К примеру, мы же быстро перешли в безналичные платежи, не проходили культуру чеков и тд. Но нам нужно выстроить систему, которая бы плотно работала с рынком труда, новыми технологиями.
- И все это вы хотите начать со школы?
- Да, именно. К примеру, я сам пришел к пониманию того, что я- политолог только к 30 годам, при этом получил первое образование совершенно другое. Я инженер-механик с красным дипломом, изучал теорию сопротивления, вышмат, но все это мне не пригодилось, потому что меня по сути это никогда не интересовало.
Если бы мне в детстве сказали, что у меня есть наклонности к политологии, я бы не терял время на изучение других вещей. Вместо этого, я закончил другую специальность. Со временем я все равно пришел к тому, что мне действительно интересно, но мне не хочется, чтобы мои ошибки совершали другие люди, особенно, молодые, потому что цена ошибки с учетом ускорения исторического времени сейчас очень высока.
Меня очень вдохновляет пример Баландина. В 5 лет он пошел на плавание, 15 лет им занимался и в 20 уже стал олимпийским чемпионом. Фактически, нам нужно изначально понять сильные стороны ребенка, концентрироваться на них, развивать их и помогать ему прийти к успеху там, где у него наиболее высокие шансы его достичь.
Эта траектория, которую мы должны масштабировать, именно поэтому нам нужна эффективная система диагностика личности, талантов, предрасположенностей и способностей школьников с 7 класса.
- Сейчас на рынке есть интересные методики тестирования компетенций и способностей школьников. Я знаю, как минимум 2 такие системы, которые предлагают Nurbagdar и K-bagdar.
- Я проскринил своего сына по тестам Нурбагдар. Министерство образования запустило этот проект в качестве пилотного, но нам важно, чтобы к этому вопросу диагностики подошли системно для того, чтобы по результатам диагностики можно было отдельно выделить детей с предпринимательскими способностями. В целом, по статистике их где-то 10% из всех. Уже существует международная практика, когда в школах выявляют таких детей, забирают их в отдельные образовательные программы и воспитывают лидеров страны.
Если мы сможем реализовать этот проект у нас, то нам нужно всего 7-10 лет, чтобы эти ребята вышли на рынок, начали предпринимательскую и иную активность. Именно этот пул и будет создавать новое, открывать рабочие места, давать экономике новый импульс. Что отличает этих людей от других? Умение рисковать. Риск - это необходимая черта предпринимателей. Если выделить таких людей, начать пестовать их с детства, то можно быть уверенным за будущее Казахстана.
- Фактически глобально система образования и подход к формированию человеческого капитала в Казахстане сложились из идеологии плановой экономики советского союза, а сейчас ее уже давно нет, следовательно, какие ключевые изменения в менталитете должны быть изменены в сфере образования, на ваш взгляд?
- Главное – в развитии человеческого капитала – это правильная диагностика. Согласно мировым исследованиям, среди населения порядка 10-15% - это люди с сильным предпринимательским талантом, именно они двигают рынок, развивают новые идеи, получают инвестиции. Порядка 50% - это люди, которые идут в найм, они могут быть высококвалифицированными специалистами, без которых предприниматели не смогут работать. Следовательно, чтобы быть востребованными на рынке, этим 50% нужно четкое понимание, в каком направлении им нужно развивать свои компетенции.
Если ввести диагностику хотя бы в 7 классе, то школа должна разделиться на 5-6 групп. Но для этого нет инфраструктуры, программ, менторов. Но если мы хотим быть конкурентными, нам нужно идти на эти изменения и работать совместно над этим.
- Если спросить всех успешных людей, которые в школе не были отличниками, то их истории начинаются с детства. Многие из них по разным причинам уже в возрасте 10-14 лет работали – выходили на рынок и торговали чем придется, или же активно вовлекались в любой труд, чтобы помогать родителям. А сейчас все родители хотят по максимуму избавить своих детей от таких сложностей и реальности. И в результате, многие из современных детей даже не знают что значит «работать». Как вы думаете, можно ли будет реализовать с Атамекеном и школами «стажировки» в компаниях или предприятиях, чтобы дети уже сейчас понимали, что такое компании, могли попробовать разные вещи, кроме сидения за партой?
- Хорошая идея. Можно же реализовать программу «Work and Travel» внутри Казахстана среди школьников. Согласен, чем раньше мы окунем молодое поколение в реальность, тем лучше, а многие родители хотят как можно дольше держать детей в теплице, дать им все лучшее, решить за них все материальные и нематериальные проблемы и в этом считают свою роль родителей выполненной. На самом деле, это не очень хороший подход, потому что лишает детей инициативы, целей в жизни и стремлений. В результате, у них нет жажды жизни, созидательной энергии, желания самим достичь успеха.
Мы проявили инициативу в прошлом году внедрить предмет «Основы бизнеса и предпринимательства». Получили одобрение МОН РК, теперь пишем программу, адаптируем информацию для школ и с 2018 года этот предмет будет вводиться в школах. Мы не напишем учебник, который нужно менять каждые 5 лет. Мы пишем облачный ресурс, это будет онлайн-курс, который не оторван от того, что интересно детям. К примеру, сколько денег заработал Кристиану Роналду в этом году, за счет чего? Как стала успешной Беонсе с мужем? Если погрузиться, то все звезды очень много работают, причем над над собой, много коммуницируют, придумывают новые вещи. Это ведь очень реальные кейсы.
Мы как «Атамекен» хотим, чтобы провайдерами всех этих изменений были представители казахстанского бизнеса, которые уже работают в сфере образования. Оплата их услуг может идти из бюджета министерства образования, либо напрямую от услугополучателей. Я доверяю бизнесу, который будет этим заниматься, потому что это вопрос репутации в социально-значимой сфере, которым является образования. Бизнес должен доказать услугополучателям, родителям, что их дети совершенствуются благодаря их продуктам, технологиям и специалистам.
- Если говорить о компаниях, которые работают в сфере образования, то речь идет также о частных школах?
- В мире порядка 30% всех школ - частные. В Казахстане чуть больше 1 процента. Нам есть куда расти и развиваться. Мы хотим показать, что правильный бизнес может управлять школами и другими объектами образования лучше. Но здесь важно, чтобы МОН предоставил необходимые инструменты, к примеру, возможность менять директора. Тогда родительские комитеты вместе с бизнесом должны решить, какой шаблон директора-управленца нужен: разработать требования, делать открытый рекрутинг, формировать базу и тд.
Понятно, что человек с опытом управления пойдет работать в школу только за конкурентоспособную оплату, это ключевой вопрос. Это того стоит, потому что не можем мы весь человеческий капитал Казахстана отдать на откуп людям, которые зарабатывают 80 тысяч тенге в месяц! В итоге, что происходит? Учителя плохо преподают в классах, а потом отдельно за деньги ученики покупают у тех же учителей репетиторство. А зачем?
Надо проблему низкого дохода преподавателей как-то решать. Без этого ничего не сдвинется, однозначно.
- Система образования во всем мире сейчас переживает кризис самоидентификации. По сути, все приходят к тому, что диплом – это не гарантия работы, гарантия работы только постоянное обучение на протяжении всей жизни. Каким образом, вы видите это можно внедрить у нас?
- Мы понимаем, что диплом не самое важное, самое важное – это навыки, которые будут востребованы на рынке. На рынке нужно создать систему сертификации квалифицированных специалистов. Если студент учится в университете и считает, что уже овладел той или иной компетенцией, он может доказать это, пройдя сертификацию. Это позволит ему устроиться на работу еще в процессе учебы. Если через некоторое время, тебе нужен новый навык, снова проходишь обучение, сертифицируешь свои навыки и знания и так далее. Не нужно сидеть за партой 5-6 лет в университете, чтобы работать. Я знаю, очень много IT-специалистов, у которых миллиардные обороты, при этом у них нет высшего законченного образования. Нам нужно всем обществом пересмотреть наше отношение к образованию, чтобы взять ответственность за будущее поколение на себя.
Бота Жуманова, источник: yvision
Просмотров материала: 2 692