Критика в адрес отечественного высшего образования достигла своего апогея. Дошло до того, что Глава государства дал команду министру образования разобраться, что творится в подведомственной ему сфере. На повестке дня – приватизация государственных вузов. За которую, к слову, выступает и сам министр. Однако некоторые его коллеги и оппоненты такое понятие, как вузовская автономность, воспринимают несколько иначе. Станет ли разгосударствление вузов панацеей от напастей вроде коррупции и низкого уровня подготовки специалистов и что поможет стране добиться цели – уважения к казахстанскому диплому на родине и за рубежом, мы решили поинтересоваться у генерального директора казахстанского представительства Московского финансово-промышленного университета Бауржана Касымбергебаева.
Источник: Литер
– В республике сейчас около 30 вузов, называющих себя государственными. Поднимая вопрос необходимости разгосударствления вузов, министр образования отметил, что это повысит качество подготовки выпускников. Возможно, он имеет в виду уровень образования как в некоторых крупных частных вузах, чьи дипломы котируются и за пределами страны?
Но это же малый процент из массы частных вузов! Неужели в частных вузах уровень образования на порядок выше, чем в государственных? Вы задаете очень правильный и глубокий вопрос. Ведь посмотрите, самые престижные университеты мира, такие, как Гарвард, Йельский, Колумбийский, Принстон, Стэнфордский, Кембридж, Оксфорд, частные вузы. Правда, их история существования насчитывает не одну сотню лет. И принципы создания их были другие.
Лично я считаю правильным инициативу министра образования разгосударствления вузов. Действительно, большинство государственных вузов очень сильно расслабились при гособеспечении и совершенно не занимаются своим развитием и вступлением в конкурентную образовательную среду. Вы согласитесь, что только там, где есть конкуренция, есть и улучшение. Вопрос только во времени реализации такой инициативы. Ряд государственных и национальных вузов технического и медицинского направления в данный временной период нельзя разгосударствлять. Наоборот, их нужно поддерживать и осуществлять государственный контроль над ними, так как они могут влиять на национальную безопасность страны.
В данном случае меня беспокоит механизм прихода нужного для вуза руководителя. Где гарантия, что после разгосударствления придет новый, талантливый и по-настоящему любящий свой университет, студентов, науку управленец? Потому что сейчас большая вероятность, что после разгосударствления вуза, исходя из наших реалий, руководителем станет действующий ректор, который и при господдержке не занимался развитием вуза, а развивал коррупцию в своем вузе и удовлетворял свои амбиции.
Да, среди частных казахстанских вузов существуют крупные, которые действительно занимают очень высокую планку доверия граждан. Потому что готовят на достаточно хорошем уровне специалистов гуманитарного профиля. Но у нас нет частных технических вузов, выпускающих востребованных специалистов, потому что эти вузы не обладают никакой материально-технической базой, профессорско-преподавательским составом, лабораторным комплексом, чтобы готовить специалиста, способного конкурировать с государственными техническими вузами.
У граждан нашей страны очень трепетное отношение к высшему образованию. Практически любой сельский житель продаст все свое домашнее хозяйство, возьмет кредит на кабальных условиях – лишь бы его ребенок учился в институте. И не важно, что там очень низкий уровень подготовки, слабая материальная база, нет своих постоянных преподавателей и выпускники этого вуза не востребованы рынком труда. Но зато он может сказать всем своим родственникам, соседям, что его ребенок учится в вузе или получил диплом. А о полученных знаниях никто не говорит. И это, к сожалению, обесценивает высшее образование в нашей стране. И пока наши граждане не перестанут отправлять своих детей в вузы ради получения корочки о высшем образовании и не начнут оценивать эффективность вуза по количеству трудоустроенных выпускников сразу после окончания вуза, а государство не начнет закрывать вузы по результатам государственного тестирования уровня подготовки студентов в вузах, до тех пор у нас и дальше будет обесцениваться высшее образование.
– Среди прочего, если вузы уйдут в частные руки, судя по сообщениям в СМИ, снизится коррупция в вузах. Не это ли корень всех бед, которые имеют место быть в государственных вузах?
– Не считаю, что разгосударствление снимет и решит проблему коррупции в вузах, так как не форма собственности влияет на наличие коррупции, а только отношение первого руководителя к коррупции в его вузе. Поверьте моему опыту, нет ничего проще, чем искоренить коррупцию в вузе, если ее захочет искоренить ректор! С другой стороны, у нашего соседа – России есть такие государственные вузы, как МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, которые готовят специалистов высочайшего уровня, которые востребованы во всем мире, и в этих вузах нет коррупции, хотя они государственные.
– На днях президент РК поручил министру образования Саринжипову дать четкий ответ, что такое автономность казахстанских вузов. По словам Главы государства, для некоторых автономность – это несменяемость ректоров, дальнейшая приватизация вузов, самостоятельность. На ваш взгляд, что имелось в виду? И ваше мнение относительно перечисленных президентом фактов.
– Президент страны абсолютно прав, говоря о развитии автономности, подразумевая под этим разработку учебных программ, вопросы повышения квалификации, качества знаний, привлечения опытного профессорско-преподавательского состава. Потому что не все реалии развития экономики, мировых глобальных течений и тенденций может оперативно учитывать Министерство образования, разрабатывая и утверждая государственные образовательные стандарты. А если у вузов будет возможность самим решать этот вопрос, то, конечно, они смогут гораздо эффективнее самостоятельно готовить специалистов, которые будут по-настоящему востребованы рынком.
– Говоря о признании казахстанских дипломов за рубежом, прежде отечественным специалистам, эмигрировавшим за рубеж, было тяжело найти работу, ибо наш диплом там не котировался. С некоторых пор в казахстанской системе образования появились слова «магистр», «PhD». Но есть ли в наших дипломах что-то выше этого известного всему миру сокращения Philosophy doctor?
– Лично мое мнение, переход на трехуровневую систему – бакалавриат, магистр, доктор PhD – для Казахстана был преждевременным, как минимум, на десятилетие. А может, и больше. Главный аргумент перехода был в том, что мы сможем интегрироваться в мировое образовательное пространство. Но для этого у нас в стране нужно было провести огромную, глубокую подготовительную работу, а не делать ее в одночасье. В образовании и в любой другой сфере прежде чем внедрять какую-либо реформу, нужно провести очень тщательную подготовительную работу.
Просмотров материала: 3 113