Есть опасения, что ЕНТ может трансформироваться в некий валовый критерий типа урожайности или количества произведенной продукции. Это было бы крайне нежелательно, поскольку такой подход может нивелировать изначальную цель внедрения системы ЕНТ
Сказано в интервью camonitor
Нынешнее поколение граждан среднего возраста нашей страны столкнулось в свое время с нововведением – оказалось, что для получения диплома достаточно четырех лет обучения вместо привычных пяти. Но при этом диплом бакалавра означал, что вы получаете неполное высшее образование. Некоторые из новшеств такого рода непонятны большинству казахстанцев до сих пор. Об этом и о других проблемах частного высшего образования мы беседуем с ректором Каспийского университета Жолдасбеком Нусеновым.
– Как бы вы оценили уровень вузовского образования в Казахстане на сегодняшний день?
– Сейчас наиболее популярны две точки зрения. Консерваторы сетуют на то, что чуть ли не до основания разрушена советская система высшего образования, остатки которой исчезают вместе с уходом генерации преподавателей старой закалки. Их оппоненты призывают идти до конца и решительно избавляться от всего советского. Я думаю, что истина лежит где-то посередине.
Отчасти проблема заключается в том, что большинство сегодняшних работодателей получили образование в СССР. А потому не все они ясно осознают, что такое бакалавриат, магистратура, PhD. Плюс ко всему мир претерпел большие изменения – он стал более информативным и мобильным. И тот факт, что Казахстан принял условия европейского образовательного пространства, нельзя оценивать категориями «хорошо» или «плохо». Это данность, которую нужно осознать и с которой следует считаться. Иначе мы можем отстать от основополагающих мировых трендов в данной сфере.
– Тем не менее, встает вопрос о том, насколько конкурентоспособны выпускники нынешних казахстанских вузов на международном рынке труда. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Выпускник выпускнику рознь – так было всегда. Очень многое зависит от человека, от уровня его знаний, подходов к учебе и т.д. Один из первых в Казахстане частных вузов взял за основу своей деятельности североамериканскую концепцию преподавания. Он начал обучать студентов на английском языке. И это возымело эффект – спрос на выпускаемых им специалистов изначально был высоким и остается таковым по сей день. При этом следует понимать, что родители платят деньги сугубо за обучение, а все остальное зависит большей частью от самих студентов, от степени их добросовестности и ответственности.
И это, если вспомнить, какой была наша ментальность прежде, является принципиально важным. Хочешь – ходи на лекции, не хочешь – не ходи. Никто не считает, сколько занятий ты пропустил, и не отчисляет за это из вуза, как при прежней системе обучения. Сдаешь успешно экзамены – получаешь диплом. Не сумел освоить в должном объеме учебную программу – плати дальше. По этой причине очень многие студенты учатся по семь-восемь лет. Но зато такой жесткий подход позволяет избежать выдачи дипломов по формальному принципу. Дескать, заплатил — получи…
Опять же я не говорю, хорошо это или плохо. Такова данность, продиктованная требованиями нового времени.
До того как начался Болонский процесс, системы образования в европейских странах сильно разнились. Унифицировать их было очень сложно. А рынок труда в зоне Шенгена сквозной. Поэтому и была выработана система общих принципов высшего образования. Теперь полученные в ее рамках дипломы бакалавров, магистров и PhD котируются во всех странах, участвующих в Болонском процессе. Думаю, что для Казахстана, поставившего перед собой цель войти в когорту самых передовых стран мира, присоединение к этому процессу имеет очень важное значение. Это почти как билет в клуб избранных.
Тут следует понять некоторые принципиальные моменты. Например, европейцам само слово «специалист», которое раньше использовалось у нас, ни о чем не говорит. Соответственно они не знали, куда и на какую должность брать человека. Другими словами, эти дипломы там просто не признавались. Многие мои знакомые, окончившие такие серьезные и достаточно высоко котируемые учебные заведения, как, например, Ташкентское авиационное училище, испытывали серьезные затруднения при трудоустройстве за рубежом. А вот если бы они обучались по унифицированной системе, то этих проблем не возникло бы. И сегодня выпускник, скажем, Каспийского университета может трудоустроиться практически в любой стране. Разумеется, если он обладает необходимыми знаниями и соответствующей квалификацией.
– Как бы вы оценили уровень Единого национального тестирования (ЕНТ) на сегодняшний день?
– По этому поводу в нашем обществе нет однозначного мнения. Каждый год повторяется одна и та же картина: переживания, скандалы, стрессы вплоть до суицидов. Есть немало тех, кто призывает вернуться к существовавшей до 2004-го системе вступительных экзаменов. Но ведь тогда субъективизма было в разы больше, чем сейчас. Ответственный секретарь приемной комиссии был царем и богом. Если он давал отмашку – абитуриент поступал в вуз. И соответственно наоборот. Многое решали связи, блат, взятки. Тогда как ЕНТ, при всех его издержках, дает возможность более объективно оценивать знания абитуриентов и создает равные для них условия. Другой вопрос, что процесс внедрения ЕНТ иногда сопровождался мерами административного давления и потому воспринимался достаточно болезненно.
– Почти каждый год возникают скандальные ситуации, связанные с тестовыми заданиями на ЕНТ. Вопросы либо некорректно формулируются, либо касаются малозначащих вещей, знание которых необязательно. Например, в тестовые задания включаются вопросы об артистах эстрады…
– Следует признать, что у ЕНТ, как и у любого другого новшества, есть огрехи. Но, по большому счету, это детали, частности. А в целом система правильная. В то же время есть одна серьезная проблема, которую нельзя замалчивать. Она связана с дефицитом квалифицированных кадров. Если раньше вопросы для тестовых заданий составляли целые научно-исследовательские институты, то сегодня с этим возникают большие сложности. Кроме того, в последние годы все очевиднее проявляется еще одна негативная тенденция: школьники не столько учатся, сколько готовятся к ЕНТ.
– Вы имеете в виду банальную зубрежку?
– Вот именно. Сюда же следует отнести и проблему бюрократизации системы ЕНТ, когда госаппарат оказывается включенным в этот процесс, и начинается гонка за показателями и рейтингами. Власти района, области, страны – все требуют высоких результатов. Есть опасения, что ЕНТ может трансформироваться в некий валовый критерий типа урожайности или количества произведенной продукции. Это было бы крайне нежелательно, поскольку такой подход может нивелировать изначальную цель внедрения системы ЕНТ.
Но повторюсь: при всех своих издержках ЕНТ, на мой взгляд, позволяет более объективно оценить образовательный уровень выпускников школ. Да, пока еще есть много недостатков, но давайте наберемся терпения и дождемся момента, когда количество трансформируется в качество. Я уверен, это время не за горами.
– Но не слишком ли затянулся этот процесс?
– Возможно, и затянулся. Однако, возвращаясь к началу нашего разговора, хочу сказать: все упирается в вопрос качества кадров. У нас мало толковых специалистов. Хотя справедливости ради следует отметить, что так обстоят дела не только в системе образования…
Просмотров материала: 2 080