Поставленная Главой государства Нурсултаном Назарбаевым задача вхождения Казахстана в 30-ку конкурентоспособных стран мира до 2050 года может быть решена в том случае, если ее будут воплощать в жизнь высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в современной рыночной экономике.
Здесь возникают такие вопросы, на каком уровне находится казахстанское высшее образование? Способны ли сегодня казахстанские вузы подготовить специалистов международного уровня? Что должны сделать руководители казахстанской системы образования, чтобы улучшить конкурентные позиции на международном уровне? Каким образом Правительство должно поддерживать эти усилия? На эти и другие вопросы попытались ответить участники дискуссий очередного заседания столичного Клуба «Эксперт» при Фонде Национального Благосостояния «Самрук-Казына».
По словам директора Департамента высшего и послевузовского образования Министерства образования и науки РК Фатимы Жакыповой, в Казахстане «полным ходом идет формирования системы профессиональной квалификации».
- Сейчас на рынке труда идут глубинные процессы, когда работодатель выдвигает профессиональные требования выпускникам вузов. Раньше таких требований не было, вузы готовили специалистов вслепую. Была в основном только теория. Преподаватели не имели доступ к инновационным производствам. Сейчас все изменилось. Теперь мы имеем доступ к новым технологиям.
Теперь вузы совместно с работодателями начали подготовкуготовых специалистов. Сейчас современный студент обучается практическим занятиям в вузах в 4 раза больше, чем три года назад. Это большой шаг вперед в деле подготовки высокопрофессиональных кадров, - говорит Фатима Жакыпова.
Генеральный директор Дирекции Академии инфокоммуникативных технологий АО «Казахтелеком» Лариса Сарсенова говорит, что в их компании не хватает высокопрофессиональных инженеров IT-технологии.
- На самом деле чувствуется нехватка специалистов. Мы тщательно отбираем кадры. Но, тем не менее, хороших специалистов мало, наблюдается дефицит на рынке труда. Представьте себе, сейчас мир современных гаджетов, инфотехнологии стремительно развивается, что даже научиться правильно пользоваться этими гаджетами становится все сложнее. А обслуживать эту технику куда более сложная и трудоемкая работа, которая требует глубоких специальных познаний в данной сфере. Поэтому мы поддерживаем дуальную систему подготовки специалистов технической сферы. Это на самом деле эффективно, - уверена Лариса Сарсенова.
Дуальная система подготовки специалистов считается одной из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Ее особенность заключается в том, что профессиональное обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятиях.
Данная система успешно используется в таких странах, как Германия, Австрия, Дания, Нидерланды, Швейцария. В частности, в дуальную систему Германии вовлечено 1,6 млн. учащихся по 350 специальностям ТиПО, 500 тысяч предприятий. Малый и средний бизнес предоставляет 80% ученических мест. Таким образом, дуальная модель – это объединение интересов бизнеса, будущего специалиста и государства. Данная система предполагает, что 70-80% времени учащийся обучается непосредственно на производстве, и только 20-30% - в колледже.
Как говорит Асия Нуртаева, начальник управления методологии дуальной системы обучения «Корпоративный университет «Самрук-Казына», в республике активно внедряется дуальное обучение, работодатели и руководители учебных заведений весьма эффективно взаимодействиют между собой.
- По поручению Главы государства «Самрук Казына» внедряет систему дуального образования во все своих компании. Данная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Для предприятия дуальное образование - это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших специалистов, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными, - рассказывает Асия Нуртаева.
По информации Нуртаевой, дуальное обучение внедрено на предприятиях практически во всех регионах страны. 33 колледжа, более 1000 учащихся по 26 востребованных на производстве. Это касается АО «Казахстелеком», у которого во всех регионах есть учебные центры, которые оснащены современным оборудованием, где практикуются студенты, говорит Асия Нуртаева.
Мировой опыт свидетельствует, что основными компонентами, определяющими конкурентоспособность национальной системы высшего образования, являются уровень подготовки и мотивации студентов,профессорско-преподавательский состав и его потенциал, уровень развития инфраструктуры вузов,а также эффективность научных исследований. Данные компоненты слабо развиты в Казахстане, поэтому дуальная система удобна работодателям в обеспечении своих предприятии подготвленными специалистами.
Участник дискуссии Кадырбек Борибеков, который является директором департамента технического и профессионального образования, не видит угрозы в перенасыщенности рынка труда специалистами одной профессии.
- Перенасыщенность рынка труда специалистами той или иной профессии, в принципе, не является негативным фактором. Ведь это создает конкурентную среду. Представьте себе, если мы будет готовить специалистов по той квоте, которую дает нам работодатель, то, в первую очередь, пострадает сам работодатель. Например, из 800 специалистов, которые были подготовлены в вузе по заказу того или иного предприятия, половина может оказаться непрофессионалами своего дела. Просто случайными людьми в профессии. Если будет конкурентная среда, хотя бы по три человека на одно место, то у работодателя будет возможность выбрать лучшего из лучших. Это и есть фактор развития конкурентоспособности отечественных кадров, - говорит Кадырбек Борибеков.
Задача вхождения в число самых конкурентоспособных экономик мира руководством республики ставиться не в первый раз. Но, мало кто связывал вопрос повышения конкурентоспособности экономики страны с необходимостью проведения кардинальных реформ в сфере образования. Особенно это касается системы высшей школы.
И лишь в последние годы пришло понимание того, что подготовка высокопрофессиональных кадров в отечественных образовательных учреждениях является одним из главных факторов конкурентоспособности нации. Ведь народ и государство не могут взять и сделаться очень и очень конкурентоспособными благодаря лишь административно-реорганизационным мерам в экономико-хозяйственной сфере.
К примеру, власти Южной Кореи к задаче повышения конкурентоспособности подходят абсолютно по-иному. И архиважную роль в ее решении отводится университетам. Один из лозунгов южнокорейского правительства звучит так: «BrainKorea» – «Корея мозга». Задача, вытекающая из него, заключается в том, что страна должна стать ключевым пунктом продвинутых исследований и передовых технологий во всей Азии. Здесь, ясно дело, выдающаяся роль отводится южнокорейским университетам.
В середине 2000-х правительство Южной Кореи запустило общенациональную программу под таким позитивным названием «Счастливая зона». Ее цель заключается в повышении уровня образования в регионах, признанных наименее благополучными, а также в смешанных сельских и городских зонах. Общее количество таких регионов и зон – 40.
Южнокорейский опыт мог бы дать Казахстану многое. Прежде всего, он говорит о необходимости самого серьезного подхода к реформам в системе образования. Во-вторых, нужны огромные финансовые вливания. На образовании экономить не следует. В-третьих, надо активно привлекать в эту систему частный капитал.
Нужно в корне пересмотреть стратегию президентской образовательной программы «Болашак». За 20 лет существования этой программы, десятки тысяч молодых казахстанцев получили элитное образование за рубежом. Но абсолютное большинство из них, это менеджерские кадры, как в системе государственного управления, так и в бизнесе.
Нужно переориентировать программу на подготовку ученых-новаторов, которые станут главными генераторами индустриально-инновационных проектов. Это будет большим прорывом в построении системы конкурентоспособной системы образования в Казахстане. А пока появление у нас своих лауреатов Нобелевской премии представляется лишь несбыточной мечтой.
Мирбулат Нурберген, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 2 690