В рамках специального проекта «Аналитика с Султанбеком Султангалиевым» предлагаем очередной материал. Сегодня мы говорим о модернизации сознания, русском мире, Сирии и 9 мая.
- Султанбек Хажимович, главными политическими трендами казахстанской весны 2017 года стали конституционная реформа и идея модернизации общественного сознания. Насколько озвученные преобразования смогут стать залогом успешного развития Казахстана?
- Конституционная реформа , безусловно, является шагом вперед по сравнению с прежней ситуацией. Это шаг вперед к постулатам Конституции 1993 года. Хотя, передача в основном протокольных функций главы государства парламенту - это далеко не то, что ожидало общество.
На мой взгляд, политическая модернизация, крайне медленная и осторожная, значительно отстает от общественных настроений и ожиданий, и поэтому встречает разочарованную реакцию. Восторженный апломб наших излюбленных властью представителей интеллигенции на статью президента о модернизации общественного сознания вызвал у меня чувство оторопи.
Во-первых, гуманитарная модернизация не реализуется по вдохновению небожителей политического Олимпа и бюрократическим указам. Это естественный, эволюционный, поступательный этап развития общества.
Во-вторых, ничего принципиально нового в озвученной идее модернизации нет. Президент на протяжении всех 25 лет независимости призывает к обычным моральным нормам человеческого поведения, а так же этике делового предпринимательства и государственной службы, принятой в развитом обществе - скромности, порядочности, честности, патриотизме. Всё – то же самое, за исключением перехода на латиницу, только другими словами, было сказано в Программе-Стратегии «Казахстан-2030», принятой еще в 1997 году.
В-третьих, большой скепсис относительно успешности реализации проекта внушает само несовершенство государственной системы управления, косность и коррумпированность бюрократического аппарата, оглушительно провалившего практически все государственные программы.
Провозглашенная модернизация вполне может свестись к ритуальным верноподданническим танцам с бездумным «одобрямсом» и информационной кампанейщине при полном равнодушии 99% населения страны, которое волнуют совершенно другие, проблемы обычного, земного, материального характера. В общем, первоначально необходимо модернизировать сознание чиновников путём ужесточения Уголовного Кодекса.
Перед Казахстаном, как перед молодым современным государством, стоит задача построения собственной идеологической модели, и эта задача еще не решена.
Суть провозглашенной идеи общественной модернизации заключается в очередной попытке ускорения процесса формирования государственной идеологии и конкретизации её формата, способного эффективно объединить все страты, национальности и конфессии многообразного казахстанского общества вокруг простых, доступных для понимания и близких каждому человеку истин.
Посыл президента Назарбаева обращен, прежде всего, вовнутрь, к казахстанским гражданам. Общественная модернизация, которая по замыслу президента, должна идти совместно с политической и экономической модернизацией, призвана стать определяющим шагом на пути окончательного формирования казахстанской политической нации. Это главная задача информационно-идеологического фронта, перед которой всё остальное, естественно, уходит на второй план.
- У нашего северного соседа в Российской Федерации также наблюдаются изменения во внутренней и внешней политике. Насколько они соответствуют провозглашенным ранее принципам т.н. евразийской идеи?
- На мой взгляд, сейчас в России евразийская идея вытесняется идеей «Русского мира». И как бы не лукавил господин Никонов, данные идеи совершенно не являются дополняющими друг друга течениями.
«Русский мир» воспринимается многими в ближнем зарубежье, как попытка культурной и идеологической агрессии со стороны России против национальных культур независимых государств. Это факт, который наносит сильнейший ущерб восприятию России со стороны соседних народов, который в упор не видят дипломировано вальяжные великодержавные дурни, зарабатывающие гиподинамию в студиях российских телеканалов.
Я могу примерно представить истерическую реакцию инициативных недотёп «русского мира», если бы в Казахстане в точности по лекалам Александра Дугина, господ Никонова и Проханова создали бы концепцию «Казахского мира». Я уже не говорю о том, какой потенциальный заряд межнациональной, межконфессиональной распри и сепаратизма несет идея «Русского мира» самой России.
Любая идея, в том числе и евразийская, и прочие, если она не подпитывается факторами экономического характера является бесплодным недолговечным фантомом - это сермяжная правда жизни, если хотите.
Залогом успешного сближения Казахстана и России и других государств на основе идей евразийства являются эффективные и взаимовыгодные интеграционные процессы в экономической сфере. Без успехов в экономике и социальной сфере любая идеология всего лишь пафосный трёп лицемерных бюрократов.
Чем объёмнее и взаимовыгоднее будут российско-казахстанские экономические связи, чем больше и интенсивнее будут культурные и информационные каналы взаимодействия, тем крепче будут нити, связывающие казахстанское и российское сообщества, которые, в совокупности, без всякого преувеличения, являются консолидирующим ядром евразийской идеи.
Что касается внешней политики России, то главнейшей принципиальнейшей ошибкой российской внешней политики я считаю традицию делать ставку на определенного конкретного человека, а не на общественное восприятие народонаселения. Именно данный подход стал первопричиной провалов в Кыргызстане и на Украине.
Банальная истина о том, что лидеры приходят и уходят, а народ остается навсегда, никак не проникнет сквозь стены российского МИДа. Сейчас тот же самый подход, правда, вынужденный, демонстрируется и в сирийском конфликте.
- В Астане прошел четвертый раунд переговоров по сирийской проблеме. Многие эксперты скептически относятся как к их итогам, так вообще к миротворческой миссии Казахстана. Насколько оправдано наше участие в ближневосточном кризисе?
- Активная внешняя политика Казахстана, особенно, в наше столь тревожное время, не может не вызвать одобрения. Астанинская переговорная площадка является, на мой взгляд, более эффективным инструментом мирного урегулирования сирийского кризиса, нежели Женева.
Во-первых, на переговорах в столице Казахстана участвуют непосредственно командиры боевых группировок - люди, во многом определяющие дальнейший ход развития событий в регионе.
И во-вторых, на самом деле, если отбросить условности и говорить прямо, в Астане ведутся прямые переговоры между основными акторами сирийского конфликта - Турцией, Россией, Ираном и правительством Башара Асада. Всё остальное - ООН, США и даже лидеры боевиков - не суть важно: есть они или нет их - это никак не влияет на эффективность договорного процесса между четырьмя вышеназванными игроками.
Создание четырех зон деэскалации на само деле означает конкретизацию зон влияния и ответственности союзников за продолжение мирного процесса. К этому же можно отнести и создание списка умеренной вооруженной оппозиции, за спинами которых стоит та или иная страна-гарант.
Дело это - дипломатически хлопотное, но как было заявлено, к 4 июня планируется завершить согласование по данному документу и группировки, не попавшие в данный список, будут однозначно либо уничтожены, либо принуждены к миру путем применения вооруженной силы четырех государств.
Для имиджа Казахстана участие в урегулировании сирийского кризиса – это прекрасная возможность международного пиара, в разы более эффективного нежели многозатратное ЭКСПО.
- Не могу не спросить об отношении к ожесточенным дискуссиям по поводу 9 мая, который разделил казахстанское общество на два непримиримых лагеря.
- Искусственно инициируемые диванными батырами дискуссии идут не в обществе, а в социальных сетях, в частности, в самом политизированном ресурсе - Фэйсбуке. Само же казахстанское общество уже продемонстрировало свое отношение к 9 мая своим всё более массовым участием в акции «Бессмертный полк», которая прошла во многих городах Казахстана и была осуществлена, что немаловажно, в основном, без всякой ресурсной поддержки властей, усилиями гражданских активистов.
Посмотрите репортажи, посмотрите фотографии - какая впечатляющая масса людей. Лично я против всякой официозной показушности или принудительной обязаловки по участию в мероприятиях посвященных дню Победы.
Намного лучше, когда власти самоустраняются от какого-либо организационного участия в такой святой день. Главное, чтобы не мешали, а праздник не умрет, он уже живет в народе самостоятельной жизнью и будет жить еще очень долго.
День Победы над фашизмом - это всенародный праздник, это праздник тех, кто чтит память героев, заслонивших мир от фашизма. Те, кто считает, что «эта война была не наша» пусть публично отмечают 20 апреля - день рожденного главного борца с коммунизмом Гитлер-ата. По крайней мере, так будет честнее.
Подоплека систематически из года в год повторяющихся негативных вбросов о дне Победы от одних и тех же медийных лиц, крайне проста. Во-первых, это выполнение функции разделения общества, а разделенным внутренними противоречиями социуме, как известно, очень удобно править.
Во-вторых, стремление отдельных политиканов лайфкануть на информационной волне, привлекая к себе дополнительное внимание СМИ и общественности, заработать политические очки в глазах потенциального электората, находясь на безопасном удалении от будирования действительно острых общественных проблем.
В-третьих, напоминание о себе, своей значимости и определенном общественном весе (хотя бы даже в рамках фейсбука) влиятельным лицам казахстанской политики.
Не являясь сторонником фетишизации чего-либо считаю, что ленточки, какого-либо формата они не были - не главное. Их наличие или же отсутствие ни о чем не говорит – главное, чтобы в сердце и в памяти сохранялось уважение к подвигам наших отцов, дедов и прадедов, к их вкладу в общую победу над фашизмом.
Беседовал Серик Мамбетов
Просмотров материала: 3 815