Соцсети изменили жизнь казахстанцев, но мало повлияли на сознание представителей власти. Пока их зарубежные коллеги штурмуют Интернет, соревнуются в количестве лайков и даже осваивают селфи-палки, нашим чиновникам в принципе запрещают использовать мобильные устройства с выходом в сеть на рабочем месте. Хотя сами они, похоже, не сильно расстраиваются по данному поводу: ведь можно буквально на пальцах пересчитать тех из них, кто действительно активно взаимодействует с гражданами в режиме online.
На днях в Интернете был опубликован "Топ-50" наиболее популярных Facebook-пользователей Казахстана, составленный блогером Арманом Ахметовым. В этом списке оказалось всего четыре человека, близких к власти: глава Управляющего комитета регионального хаба в сфере госслужбы Алихан Байменов (более десяти тысяч подписчиков), директор Института общественной политики НДП "Нур Отан" Саясат Нурбек (около девяти тысяч), бывший министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков (около семи тысяч) и внук президента Айсултан Назарбаев (рекордсмен - более 16 тысяч). Дополнительно автор рейтинга отметил еще четверых, имеющих более пяти тысяч подписчиков, - это новый аким столицы Асет Исекешев, министр информации Даурен Абаев, министр национальной экономики Куандык Бишимбаев и руководитель дирекции по проведению Всемирной зимней Универсиады-2017 Асет Абдуалиев.
Итого восемь человек… На фоне раздутого госаппарата это капля в море. Даже в сумме количество подписчиков перечисленных политиков не составит и одного процента от численности населения страны.
Конечно, можно предположить, что казахстанские чиновники предпочитают другие соцсети. Но это было бы, по меньшей мере, странно, если учесть, что граждански активная часть населения страны в основном "сидит" в Facebook - именно здесь разворачиваются самые горячие дебаты по актуальным политическим и социально-экономическим вопросам.
Приходится констатировать, что этот важнейший ресурс формирования общественного мнения власть не хочет или не умеет использовать. Тот факт, что правительство не справляется с современными информационными вызовами, не так давно признал и сам президент страны. По итогам очередного "разбора полетов", связанного с земельными протестами, он даже распорядился создать новое Министерство информации и коммуникаций, которое должно не только активно "внедряться" в соцсети, но еще и активно контролировать их. Причем, по мнению экспертов, наши чиновники, не справившись с первой задачей, будут делать упор как раз таки на вторую…
Впрочем, столь же пассивно представители политического класса работают и с традиционными СМИ. На страницах газет и экранах телевизоров они появляются исключительно "по нужде" (госзаказ, официоз)… Лишь единицы могут выйти к журналистам и побеседовать с ними, что называется, по душам. Мы уже не говорим о "живых" встречах с населением: для казахстанских политиков это большая редкость, если не считать отчетные мероприятия, праздники и чрезвычайные ситуации (вроде наводнений или массовых митингов).
Почему же наши чиновники как огня боятся публичности? Но, может, это не страх вовсе, а элементарное равнодушие и нежелание считаться с общественным мнением? Или же причина в "пожилом возрасте" нашей власти, которой с трудом даются новые средства коммуникации? Да и насколько ценными могут быть в наших условиях умение и готовность общаться с народом? Как эти качества способны повлиять на политическую карьеру? И, наконец, каких высокопоставленных чиновников, парламентариев можно назвать самыми открытыми, а каких - самыми закрытыми (точки зрения общения с прессой и активности в социальных сетях)?
- Я бы предпочел ранжировать не конкретных чиновников, а ведомства, которые они возглавляют. Так вот, на мой субъективный взгляд, наиболее открытым сегодня является Министерство культуры - я бы отдал ему первое место. Вторую строчку заслужил Верховный суд, который сейчас весьма неплохо формирует общественное мнение. Хорошо в этом плане работает и Генеральная прокуратура - ее бы я поставил на третье место. На четвертом - Министерство по инвестициям и развитию (по крайней мере, до ухода Асета Исекешва). На пятом - Комитет госдоходов при Минфине, который, несмотря на то, что это достаточно тяжелый во всех отношениях участок (никто не любит "налоговую"), является образцом того, как надо работать со СМИ и соцсетями. И еще бы я отметил госкорпорацию "Правительство для граждан", а из нацкомпаний - "Казпочту".
- А кто аутсайдеры?
- Однозначно не стоит равняться на Министерство внутренних дел. То, как оно освещало последние события, вернее, его запоздалая реакция на них - это полное фиаско. Мне кажется, что пресс-служба МВД совершенно не умеет работать. Все понимают: как человек относится к полиции и к суду, так он относится и к государству в целом. А какой у нас имидж полицейского? Практически нулевой! И дело не в том, что он плохо работает, а в том, что его руководство не знает, как эту работу правильно подать. К слову, на днях у них состоялись общественные слушания, а об этом нигде вообще ни слова.
Второе место с конца я бы отдал Нацбанку. Последствия плохой информационной работы финансового регулятора сегодня наблюдают все казахстанцы. То, что у населения нет веры в тенге, - это, я считаю, целиком и полностью его "заслуга". Причем, несмотря на все провалы, Нацбанк даже не пытается наладить взаимодействие с прессой.
А вот третьим аутсайдером, на мой субъективный взгляд, является Министерство образования. Хотя сам министр Ерлан Сагадиев достаточно публичен, пресс-служба этого ведомства явно не справляется с возложенными на нее задачами. Показательно, что репутация самого закрытого и самого критикуемого ведомства за МОН РК закрепилась достаточно давно. Здесь, я считаю, виноват департамент молодежной политики МОН, который на протяжении уже многих лет не только не учит молодежь, молодежную прессу и молодежные организации стандартам открытости, но и выступает в качестве негативного примера. А это дискредитирует и все ведомство.
- Давайте перейдем к регионам…
- На сегодня есть три явных лидера по степени открытости. Первое место, безусловно, достается акиму Алматы Бауыржану Байбеку. О нем и его администрации сейчас публикуется наибольшее количество информации. И пусть она бывает разного содержания, но важно то, что этот человек не прячется, не бежит от публики, как это делает абсолютное большинство наших акимов. Надо понимать, что Алматы - непростой участок, особенно в плане влияния журналистики, общественного мнения на людей и события. И пока со всем этим Байбек справляется - по крайней мере, в сравнении со своими коллегами из других регионов.
Второе место я бы отдал акиму Шымкента Габидулле Абдрахимову, третье - новому акиму Астаны Асету Исекешеву с учетом его публичности и активности на предыдущем посту.
Что касается остальных, то их практически не слышно и не видно. А наиболее "закрытыми", на мой взгляд, являются руководители СКО, ЮКО, Костаная и Карагандинской области. Мало кто может вспомнить даже их фамилии…
Любопытно, что в Карагандинской области тоже достаточно сильная журналистика и общественное мнение, в том числе в силу близости к столице. Однако местные власти абсолютно не используют этот ресурс. Хотя были времена, когда область не сходила с газетных передовиц, в частности в бытность акимами Нурлана Нигматулина и Серика Ахметова.
- Похоже, изменилось само понятие "публичность", но чиновники этого еще не поняли…
- Да, ситуация кардинально изменилась. Еще четыре года назад акимы могли сидеть спокойно, имея пресс-службу из трех человек и пару областных газет (плюс выход на "Казправду"). Сейчас этих ресурсов уже явно недостаточно. Если акимы лично не работают с населением в тех же соцсетях и полагают, что хватит пяти-шести проплаченных или лояльных блогеров, то они сильно ошибаются. Время кабинетных управленцев безвозвратно ушло.
Конечно, радует, что все больше чиновников начинает это понимать. У нас уже есть ряд акимов, которые умеют пользоваться соцсетями, что-то там пишут, отвечают на вопросы и даже нанимают профессионалов в помощь. Словом, в целом понимание того, что ситуацию надо менять, существует.
Тут еще вот какой нюанс. Если управленцу не стыдно презентовать итоги своей работы, если он действительно работает, то ему, естественно, нестрашно сидеть в соцсетях и работать с общественным мнением. То есть он готов отвечать на вызовы. Если же человек этого не делает, значит, причина не только в ретроградстве, но и в том, что он делает что-то не так, а чего-то вообще не делает.
- Вы сказали "четыре года назад". Почему именно четыре? Что изменилось за этот период?
- За последние четыре года в Казахстане резко увеличилось количество пользователей социальных сетей. По имеющимся данным, сегодня в них сидят порядка 600 тысяч казахстанцев. То есть если из 10 миллионов взрослого населения страны вычесть пенсионеров и военных, которые в принципе неактивны в Интернете, то можно предположить, что каждый десятый гражданин - пользователь. Соответственно, формируются новые медиа - соцсети, блоги и т.д.
Понимаете, изменилась сама парадигма. Если раньше новости узнавали спустя несколько дней, да и то из телевизора или радио, и этот процесс можно было контролировать, то сейчас любая информация распространяется мгновенно, ее невозможно утаить. К примеру, где-то случилось наводнение. Еще вчера это было бы проблемой одного аула, а сегодня это уже проблема национального уровня… То есть требования к оперативности освещения событий в корне изменились. И чиновники должны за этим успевать.
- А можно прогнозировать, что еще через четыре года облик нашего чиновника кардинально изменится - он станет более открытым и публичным?
- Есть такая надежда. Но утверждать, что он радикально изменится, я не берусь. К сожалению, некоторые руководящие чиновники достаточно медлительны, пассивны в постижении соцсетей, боятся выходить в народ... Впрочем, хотят они того или нет, им придется это делать. От этого зависит наше с вами благополучие.
Мы видим, как стремительно меняются чиновники за рубежом. Чтобы понять это, не надо никуда ехать, достаточно включить телевизор и посмотреть, как один премьер-министр Норвегии одним своим выходом в люди формирует отношение общества к власти...
Хочу и нашим чиновникам сказать: ребята, пора меняться!
Сауле Исабаева, Источник: camonitor
Просмотров материала: 1 883