Ситуация с поддержкой отечественных производителей напоминает мне эхо в горах- грозный рык вкупе с не менее грозными увещеваниями начальствующей верхушки в Астане, теряет децибелы, добираясь в регионы, ретранслируется он людьми менее обученным командным нотам, но более тонко чувствующим региональные расклады. В итоге ретрансляция теряет первоначальную мощь, накал в риторике спадает, в результате многократных отражений от стен в учреждениях добирается до исполнительных органов в виде невнятного шума.
«Что? Производителей? Каких? Но у нас же все по закону? Но мы же в ЕВРАЗЭС. Ну мы поддерживаем. Какие данные? А какое вы имеете право? Кто сказал? Ну вот пусть он сам и делает. Это вас не касается! И вообще у нас ВТО. Идите жалуйтесь!» Сюрреализм ситуации ломает мой рациональный мозг. Но как же так? А вот Исекешев, а вот Сагинтаев, вот Рау, с десяток грозных имен того же уровня, вот, наконец, наш Президент.
Мне говорят чиновники из Нацпалаты: «Дайте данные, мы их прищучим!» Ну, во-первых, данных уже более, чем достаточно, но они касаются тех, о ком нельзя говорить, ведь как известно все животные равны, но некоторые – таки равнее. Во-вторых, свой бизнес и деятельность отраслевой ассоциации я никак не привязывал к деятельности детективного агенства .
Если нацпалате ( центральному аппарату) интересна эта азартная игра в казаки-разбойники – бог навстречу. Мне лично непонятна сама цель и идеология этих «они убегают, мы догоняем». В ней(игре) всегда найдутся те, кто бегает быстрее и с той, и с другой стороны. Может договориться о принципах есть смысл и разработать некий свод общих правил- то, о чем больше года я твержу, но видимо, недостаточно убедительно.
Итак, 3 мая было у нас совещание в МИРе под председательством вице–министра Рау А.П. с участием представителей МОНа, КТРМ, СанЭпидНадзора и других не менее официальных и значимых лиц. Тема обсуждения «оснащение мебельной продукции отечественного производства строящихся объектов социальной инфраструктуры- школ, детских садов, больниц и т.д., строительство которых осуществляется из средств республиканского и местного регионального бюджета». Я специально тему совещания описал более подробно, чтобы стал понятен смысл . Долго описывать само совещание не буду, несколько принципиальных моментов.
1) Писал я уже, писал, что само участие местных производителей мебели в поставках своей продукции на эти строящиеся объекты закреплено на уровне проектно-сметной документации. В графе «страна- производитель» указан Казахстан. В данном случае , насколько я понимаю, даже полемика о ЕВРАЗЭС теряет всякий смысл, поскольку большинство проектов делалось еще до вступление нашей страны в экономический союз. Единственным документом, подтверждающим страну происхождения товара сегодня является злосчастный, набивший оскомину всем сертификат СТ-КЗ.
2) Вся продукция , особенно для дошкольных учреждений, должна быть произведена в строгом соответствии с нормами СанПин , ГОСТа и иметь сертификат соответствия (ДТС).
3) Контроль за долей местного содержания в общем объеме строительства осуществляется силами заказчика, в нашем случае – региональным управлением строительства.
Были указаны объемы строительства школ и детских садов - 40 школ и 17 детских садов должно быть построено у нас в стране до конца 2016 года на средства из республиканского бюджета. Сметная стоимость мебельного оборудования, поставляемого на эти объекты составляет, 3.7 млрд тенге. Такое же количество школ запланировано к сдаче в следующем , 2017 году. Детских садов, если вы обратили внимание, республиканским бюджетом запланировано крайне мало, но только потому что финансирование строительства садов и некоторого количества школ предусмотрено из средств регионального бюджета.
Можно сколько угодно строить предположения , полагаю, что суммы сопоставимы с республиканским бюджетом, но, дабы не гадать на кофейной гуще, оставим цифры, которые нам подтвердили в МИРе и МОНе. Сумма для отрасли, для реальных ее представителей, друзья, весьма внушительная, поверьте мне. Учитывая, что многие реальные производители сейчас находятся в преддефолтном состоянии, эта сумма способна реанимировать и даже сделать саму отрасль инвестиционно-привлекательной, впрочем, и об этом я уже говорил. По результатам совещание принято в том числе решение «Разработать механизмы контроля и ответственности за нарушение положений проектно-сметной документации в области применения мебели отечественного производства для оснащения объектов построенных за счет государственного бюджета».
Прошу прощения за такое количество официальной информации, она необходима для дальнейшего повествования. Пройдемся по принципиальным моментам, о которых я писал выше. В региональной палате как-то прозвучал упрек , что, мол, Проценко говорит об одном и том же, становится скучно. Я бы рад говорить о чем-то новом и увлекательном, если бы что-то продвинулось.
Вот мой любимый СТ-КЗ. Да, получить его стало сложнее, в том числе и реальным производителям. Но слово «сложнее» в данном контексте означает лишь «дороже», и, если очень хочется, то нет ничего невозможного. За прошедшие 4 месяца эти сертификаты получили 37 компаний, при этом лишь по восьми наши эксперты принимали участие в аудите. При этом лишь по двум компаниям заявителям мы подтвердили их соответствие статуса ОТП. Остальные получили его( сертификат) несмотря на наши категорические возражения.
Более того, по 29 оставшимся компаниям- заявителям региональные палаты даже не удосужились нас поставить в известность, несмотря на письменный приказ председателя НПП «Атамекен» региональным палатам, в котором сказано о необходимости привлечения отраслевых экспертов. Ну у меня тот же старый вопрос – для чего весь этот балаган? Если на региональном уровне саботируют требования руководства в структуре НПП, ожидаем ли мы какую-то иную картинку в других сферах жизнедеятельности нашего государства? В качестве кого выступает наша ассоциация в этих бессмысленных процессах? Шута? Потешить и развлечь?
Я в тысячный раз говорю: единственной целью получения статуса ОТП, а вместе с ним сертификата СТ-КЗ, является возможность пробиться компании в процесс госзаказов и субподрядных работ (читай выше)!!! Что в свою очередь предполагает производство продукции в товарных количествах, не на коленке, не на глазок, обладая подготовленной и развитой производственной инфраструктурой, вменяемым технологическим оборудованием, проектным и конструкторским потенциалом, сервисной службой, сертифицированным продуктом и т.п. И все эти разговоры о том, что они что-то производят и тоже имеют право– от лукавого! Что они производят? На что имеют право? Какого права мы их лишаем?! Прильнуть к бюджетному потоку? О чем речь вообще?!
У наших производителей в своей среде отношения далеки от благостных, мы ожесточенно конкурируем, к некоторым, прямо скажу, лично у меня есть множество претензий, как и у них ко мне, вероятно. Но сказать, например, что компания «Z» не является отечественным производителем в силу моего отрицательного к ним отношения я а) не имею права, ибо слечу со своего места со скоростью пули и лишусь репутации и б) возможности, ибо есть набор отраслевых регламентированных требований , которым компания «Z» удовлетворяет. И там на рынке субподрядов у нас возникнет конкурентная борьба, которую мы будем вести друг с другом, а не с ИП из Джамбульской области с шестью людьми в штате и с «набором оборудования» в виде шуруповертов и электролобзиков( я не шучу).
Забавный факт привез из последней поездки в Астану. У компаний, предоставляющих услуги сертификации, видать тоже кризис. Цитирую по памяти «воспользовавшись услугами нашей компании и ПРИОБРЕТЯ 2 сертификата системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента, вы в подарок ПОЛУЧАЕТЕ сертификат СТ-КЗ». Приехали!
Игорь Проценко, директор мебельной компании "Торнадо"
Источник: Личная страничка в Фэйсбуке
Просмотров материала: 2 644