Пост под таким заголовком выложила в социальной сети facebook блогер Жана Ильичёва, в котором подняла вопрос выдачи сертификатов о доли казсодержания в компаниях.
*Текст публикуется без редактуры и правок:
Все мы знаем, что для поддержания казахстанского бизнеса в нашей стране было принято много мер - изменено законодательство о недрах и недропользователях, ужесточена политика правительства в отношении развития казахстанского содержания, разработаны разные программы и созданы фонды. Наша страна должна развиваться, мы должны думать об импортозамещении, чтобы на нашем рынке присутствовало как можно больше отечественных производителей. Казалось бы, что все должно работать и работать очень четко после принятия таких мер.
Хотите узнать, как это происходит на самом деле на примере отрасли машиностроения? Тогда читайте дальше, пост не короткий, как выстрел 😉
В законодательстве Казахстана прописана условная скидка для отечественных производителей при госзакупках и закупках нацкомпаний, которая регулируется в зависимости от доли казахстанского содержания. В свою очередь казахстанское содержание подтверждается сертификатом СТ КЗ. Раньше эти сертификаты выдавала Торгово-промышленная палата, а в прошлом году, в связи с её ликвидацией, эти функции выполняет Национальная палата предпринимателей. Но тут есть небольшая загвоздка, которая сильно упрощает процедуру получения сертификата для лжепроизводителей. Дело в том, что НПП только выдает сертификаты. А решения о наличии или отсутствии казахстанского содержания и также о его процентном соотношении принимают частные экспертные организации. На мой взгляд именно здесь и находится непаханое поле для возможности коррупционной составляющей этого процесса. Также подозреваю, что эксперты в этих структурах - мастера на все руки, которые сегодня определяют долю казахстанского содержания, например, в мёде, завтра в вентиляторах, а послезавтра в насосах. Непонятно, почему в НПП сразу не передали всю процедуру, как экспертной оценки, так и выдачи сертификатов? Тогда все вопросы о соответствии выданных сертификатов СТ КЗ с действительностью будут адресованы в один адрес и всю ответственность возьмет на себя одна структура - НПП.
После того, как НПП стала выдавать сертификаты, в её адрес посыпались жалобы о недобросовестной конкуренции от реальных производителей в адрес, скажем так, лжепроизводителей. Впрочем, я не исключаю и обратного процесса, когда лжепроизводители жалуются на тех, кто занимается реальным производством. И это тоже объяснимо - реальные производители хотят решить проблему недобросовестной конкуренции, лже производители не хотят терять прибыль. Как правило, суммы контрактов по госзакупкам и закупкам нацкомпаний - это цифры, в которых фигурирует очень много нулей.
НПП, столкнувшись с этой проблемой, создала комиссию по аудиту, необходимость в котором возникла после потока жалоб. А куда еще отправлять жалобы производителям, если они являются членами НПП? Тем более, что ранее к их словам никто не прислушивался.
В состав комиссии вошли не только сотрудники НПП, но и представители отраслевых ассоциаций, то есть реальные производственники, способные отличить болт от гайки. Никто лучше них не разберется в этой вакханалии казахстанского содержания.
Вакханалия заключается в том, что в последнее время на казахстанском рынке, как грибы после дождя, стали появляться всевозможные предприятия с сертификатами СТ КЗ. Также интересен тот факт, что часто лжепроизводители имеют сертификаты с долей казахстанского содержания, которая в процентном соотношении выше, чем у реальных производителей. Марат Баккуловвв пригласил меня принять участие в работе такой комиссии в качестве наблюдателя. Комиссия проверяла производства по выпуску высокотехнологичной продукции - промышленных насосов.
Пару дней назад мы приехали в офис алматинской компании, которая так и называется Промышленные насосы. Об этой проверке руководство компании было заранее поставлено в известность. По факту выясняется, что эта компания резко сменила адрес и перевела своё производство в область и для того, чтобы посмотреть само производство надо ехать за сотню километров от города.
Просьба показать конструкторскую документацию тоже не увенчалась успехом, потому что сотрудник, который этим занимался уволился и, видимо, прихватил её с собой на память. Также не последовало вразумительных ответов на детальные вопросы членов комиссии по сути технологических процессов их производства. Ровно через 15 минут даже я, не имея инженерного образования, поняла, что с производством насосов тут всё очень мутно.
На следующий день, выехав по адресу, куда было передислоцировано производство, члены комиссии поняли, что их водят за нос. В степи отсутствовали даже намеки на производство насосов.
К слову, компания Промышленные насосы с сертификатом СТ КЗ выиграла тендер в Казатомпроме и на сегодняшний день уже поставила им 1000 насосов стоимостью полтора миллиона тенге каждый. Цена вопроса полтора миллиарда тенге. Теперь вы понимаете о каких суммах может идти речь, если у вас есть сертификат СТ КЗ? В истории с этой компанией мне непонятно только одно. Зачем прятать от комиссии свое передовое высокотехнологичное производство в глухую степь? Разве такой завод не повод для гордости?
На следующий день комиссия делает десант в Шымкент, где находится еще два завода, производящие промышленные насосы. На тот момент одна компания в срочном порядке отзывает в НПП свой сертификат СТ КЗ опять же в связи со сменой адреса, что вроде вполне законно. Как сказал Марат Баккулов, заводы начинают резко кочевать по просторам нашей необъятной Родины и мы просто не успеваем угнаться за этим процессом.
В результате этой проверки два фейковых завода отзывают свои сертификаты, остальные пока остаются на поле боя, видимо на что-то рассчитывая и на кого-то надеясь.
Но в этой бочке дегтя мы нашли и ложку меда, то есть реального производителя промышленных насосов Валихана Ахметова,который сам отвез нас на свой завод Karlskrona, показал административное здание, цеха, оборудование, рассказал о процессе своего производства, дал возможность подержать в руках каждую деталь насоса. Кстати, в отличие от европейских производителей аналогичной продукции, Karlskrona дает гарантию 5 лет против европейских года и трех лет.
Но даже этот факт не является решающим для побед в тендерах. Завод сейчас работает на 30% от своей мощности и у меня есть большие подозрения, что тендеры выигрывают лжепроизводители, в самом лучшем случае занимающиеся всего-лишь отверточной сборкой, которая никак не попадает в понятие "казахстанское содержание".
Сертификаты СТ КЗ они получают, используя всевозможные схемы. В процессе проверки я видела счет-фактуру, в которой стоимость , кажется, одного болта 1500 тенге, а стоимость квадратного метра стального листа - 600 тенге. Подобные схемы и странные счета-фактуры как раз и позволяю повышать казахстанское содержание.
Не буду грузить вас деталями производственного процесса завода Karlskrona, просто выложу фотоотчет, чтобы было понятно, что настоящее производство не может кочевать по степи, потому что перевозить такое дорогое оборудование и каждый раз приглашать иностранных наладчиков неразумно и очень дорого. И, да, настоящий производитель всегда с гордостью будет показывать свое производство и готов бесконечно рассказывать о нем, как о ребенке, в которого он вложил душу.
Во время всех этих проверок у меня возник резонный вопрос - почему иногда привезти, растоможить и продать промышленный насос обходится дешевле, чем произвести его в Казахстане? Оказывается, все дело в Таможенном кодексе, готовые насосы растомаживаются по нулевой ставке, а ввозимое сырье, которое не производится в Казахстане, но необходимо для их производства, облагается пошлинами от 5 до 49%. Вот так Таможенный кодекс "помогает" отечественным производителям.
Этим и пользуются лжепроизводители. Им остается только получить сертификат СТ КЗ и все тендеры у них в кармане.
Полученную прибыль лжепроизводители и реальные производители тоже расходуют по разному. Одни покупают виллы в Испании и автомобили стоимостью полмиллиона евро. Другие приобретают новое оборудование, обучают персонал, создают еще больше рабочих мест и думают не только о своем будущем, но и о будущем Казахстана.
P.S. Думаю, что продолжение этой темы не заставит себя ждать. Тем более, что за кадром остались некоторые нюансы. Такие, как попытки давления на членов комиссии, угрозы, намеки, звонки и так далее. Пока не было только погони и стрельбы. Но это пока...
Просмотров материала: 9 325